Внутренний и внешний государственный долг
Собранные таким способом финансовые ресурсы формируют внутренний и внешний государственный долг.
Отношения по внутреннему государственному долгу регулируются Законом от 27 мая 1993 г. «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь».
В соответствии со ст. 1 названного Закона под внутренним государственным долгомпонимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. Порядок, условия выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств определяется Правительством либо по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь. Эта деятельность относится к управлению государственным долгом.
В состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь не входят долги местных Советов депутатов. Порядок управления местными долгами регулируется решениями местных Советов депутатов, а ежегодный предельный прирост или сокращение местных долгов устанавливается законодательной властью по предложениям Президента Республики Беларусь.
Внутренний государственный долг может выступать в следующих формах:
- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг от имени Правительства;
- кредитов Национального банка Республики Беларусь;
- других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь.
Главное назначение государственного кредита - покрытие дефицита бюджета. Кроме этого, основными задачами государственного кредита являются: снижение темпов инфляции; исполнение бюджета по расходам; привлечение средств для инвестиций; регулирование денежного обращения.
Важным признаком государственного кредита является его срочность, который тесно переплетается с признаком возвратности. Срочность заключается в том, что государство рано или поздно обязано вернуть денежные средства кредиторам. По срокам государственный кредит бывает кратко-срочным (до года) и долгосрочным (свыше одного года). Время возврата устанавливается самим государством.
Интересы кредиторов выражает признак платности (возмездность) государственного кредита (долга). Юридические и физические лица, ссужающие денежные средства государству, получают от последнего доход, который может выражаться в различных формах (денежной, товарной, в виде выигрыша и др.).
Основной признак, отличающий государственный кредит от налогов, - добровольность вступления кредиторов в отношения по государственному кредиту. Юридические и физические лица добровольно приобретают облигации государственных займов и другие ценные бумаги государства, в то время как отношения по уплате налогов носят обязательный характер и охраняются принудительной силой государства.
Финансовые отношения в области государственного кредита обладают рядом особенностей:
1) отношения по государственному кредиту возникают в процессе финансовой деятельности государства и используются для мобилизации денежных средств в бюджет;
2) обязательной стороной этих отношений выступает государство в лице уполномоченных органов (Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь);
3) условия выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг разрабатываются и утверждаются самим государством (Советом Министров Республики Беларусь);
4) изменить эти условия вторая сторона - юридические и физические лица (инвесторы) по своей собственной инициативе не могут.
Необходимо различать государственный кредит и банковский кредит, отличительные признаки которых приведены в таблице.
Таблица
Признак | Государственный кредит | Банковский кредит |
Должники | Государство | Юридические и физические лица |
Кредиторы | Юридические и физические лица | Банковская система |
Цель использования | Прежде всего покрытие дефицита бюджета | Недостаток собственных денежных средств |
Назначение | Не имеет строго целевого назначения | На конкретные цели |
Ответственность | Как правило, в отношении государства не предусматриваются экономические санкции | Срок возврата кредита строго определен и его нарушение приводит к возникновению ответственности |
Влияние на денежную массу в обращении | Сокращает количество денег в обращении | Может вызвать появление избыточной денежной массы |
Отношения в области внешнего государственного долга регулируются Законом «О внешнем государственном долге Республики Беларусь».
При внешнем государственном долге государство выступает заемщиком, а кредиторами - другие государства, международные организации, иностранные юридические и I физические лица (нерезиденты Республики Беларусь).
Внешний государственный долгРеспублики Беларусь представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Ежегодно законом о бюджете на очередной год устанавливается лимит внешнего государственного долга, представляющий из себя максимально допустимую сумму внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года, исчисленную в долларах США. На протяжении 1995-2005 гг. лимит внешнего государственного долга устанавливается в размере 2 млрд. долл. США.
Внешние государственные займы привлекаются и используются для покрытия дефицита республиканского бюджета; пополнения валютных резервов Республики Беларусь; реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики; решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий; импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики; поддержки экономических реформ.
Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов нашего государства.
Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности республики имуществом.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена. Данные платежи являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета. Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной гарантии.