ВОПРОС 6. Методика обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа
1. Значение и задачи маржинального анализа
2. Анализ связи между издержками и объемом производства продукции
3. Анализ связи между затратами, объемом продаж и прибылью
1.
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Разработан он в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства.
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
• безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
• зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
• необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
• критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
• критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
· необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;
· переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
· постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
· тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
· эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
· пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.
2.
Все затраты предприятия, которые связаны с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.
Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные.
Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая - с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.).
Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы.
Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:
где У- сумма затрат на производство продукции;
а - абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период;
b - ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);
х - объем производства продукции (услуг).
3.
Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.
Рис. 1.Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - зона безопасности.
Полученную зависимость можно представить по-другому. Получим на линии X точку критического объема продаж.
Аналитический способрасчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.
Для вывода формул используем следующие обозначения:
МР – маржинальная прибыль, определяемая как рзаница между объемом реализации (S) и переменными затратами (VC);
FC – постоянные затраты;
МРед. – маржинальная прибыль на единицу продукции – это превышение продажной цены за единицу продукции (р) над переменными затратами на единицу продукции (у);
КМР – коэффициент маржинальной прибыли – это отношение маржинальной прибыли к объему продаж в процентах;
КМР(ед) – коэффициент маржинальной прибыли на единицу продукции;
ВЕР – точка безубыточности.
Точку безубыточности можно рассчитать как в стоимостном (руб.), так и в натуральном выражении (шт.):
ВЕР (в стоимостном выражении) = FC/KMP
ВЕР(в натуральном выражении) = FC/MPед