Информирование об ошибках

17. Если аудитор выявил существенные искажения, возникающие по причине ошибок, аудитор должен своевременно сообщить об искажениях соответствующему уровню руководства субъекта и рассмотреть необходимость представления отчета лицам, наделенным руководящими полномочиями, в соответствии с МСА 260 «Сообщение Аспектов Аудита Лицам, Наделенным Руководящими Полномочиями».

30. МСА-240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»

Целью данного Международного Стандарта Аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства об ответственности аудитора в отношении мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности1 и применения стандартов и руководств, представленных в МСА 315 «Знание Субъекта и Его Среды, Оценка Рисков Существенных Искажений» и МСА 330 «Аудиторские Процедуры в Отношении Оцененных Рисков», в отношении рисков существенных искажений, вызванных мошенничеством. Стандарты и руководства, указанные в данном МСА, должны быть интегрированы в общий процесс аудита.

______________________

1 Ответственность аудитора в отношении законов и регулирования в ходе аудита финансовой отчетности рассматривается в МСА 250 «Рассмотрение Законов и Регулирования в Ходе Аудита Финансовой Отчетности».

2. Этот стандарт:

- отделяет мошенничество от ошибки и описывает два типа мошенничества, релевантных в отношении аудитора, а именно искажения, возникающие при незаконном присвоении активов, и искажения, возникающие от искаженной финансовой отчетности; описывает соответствующую ответственность лиц, наделенных руководящими полномочиями, и руководства субъекта за предотвращение и обнаружение мошенничества, описывает внутренние ограничения, присущие аудиту, в контексте мошенничества и устанавливает ответственность аудитора по обнаружению существенных искажений, вызванных мошенничеством;

- предусматривает, чтобы аудиторы проявляли профессиональный скептицизм, признающий вероятность существования существенного искажения, вызванного мошенничеством, несмотря на прошлый опыт аудитора в отношении честности руководства субъекта и лиц, наделенных руководящими полномочиями;

- предусматривает, чтобы члены команды по проекту обсудили подверженность финансовой отчетности субъекта существенным искажениям, вызванным мошенничеством, и чтобы партнер по проекту определил аспекты, о которых необходимо проинформировать членов команды по проекту, не участвовавших в обсуждении;

предусматривает, чтобы аудитор:

- выполнил процедуры для получения информации, используемой для определения рисков существенных искажений, вызванных мошенничеством;

- определил и оценил риски существенных искажений, вызванных мошенничеством, на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений; и в отношении оцененных рисков существенных искажений, которые могут вызвать существенные искажения по причине мошенничества, оценить структуру связанных контролей субъекта и определить были ли они внедрены;

- определить общие ответные действия в отношении рисков существенных искажений, вызванных мошенничеством, на уровне финансовой отчетности и рассмотреть вопросы назначения и надзора за персоналом; рассмотреть учетную политику, используемую субъектом, и внедрить элемент непредсказуемости при выборе характера, сроков и масштаба аудиторских процедур, которые необходимо выполнить;

- разработать и выполнить аудиторские процедуры в отношении риска игнорирования руководством контролей;

- определить ответные действия в отношении оцененных рисков существенных искажений, вызванных мошенничеством;

- рассмотреть может ли выявленное искажение указывать на мошенничество;

- получить письменные представления от руководства субъекта, связанные с мошенничеством; и

- информировать руководство и лица, наделенные руководящими полномочиями;

- представляет руководство по информированию регулирующих и правоохранительных органов;

- представляет руководство в отношении ситуаций когда, в результате искажений, вызванных мошенничеством, или предположительных случаев мошенничества, аудитор сталкивается с исключительными обстоятельствами, ставящими под сомнение способность аудитора продолжить аудит; и

- устанавливает требования в отношении документации.

3. При планировании и выполнении аудиторских процедур, а также при оценке и представлении результатов этих процедур аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений финансовой отчетности, возникающих в результате мошенничества.

31. Особенности системы внутреннего контроля

Под системой внутреннего контроля субъекта хозяйствования следует понимать совокупность ее составляющих:

1. Контрольная среда;

2. Систему бухгалтерского учета;

3. Процедуры контроля.

Под контрольной средой понимают действия, мероприятия и процедуры, отражающие общее отношение высшего руководства (директоров, владельцев компании) к контролю и важности контроля для этой организации.

Состояние контрольной среды зависит от стиля работы руководителей, их философии и эффективной системы разъяснения целей контроля и надзора за деятельностью персонала. Другими словами, условия в которых осуществляется контроль, предусматривает наличие соответствующей структуры управления.

Контрольная среда формируется под воздействием следующих факторов:

1. Политика и стиль управления;

2. Организационная структура;

3. Распределение полномочий сотрудников;

4. Действия управленческого звена;

5. Отношение к персоналу;

6. Внешние факторы

Важнейшим фактором системы внутреннего контроля предприятия является политика и стиль управления, другими словами компетентность персонала, осуществляющего функции контроля. При частой смене руководителя и должностных лиц (вице-президента, финансового директора, главного бухгалтера) возрастает степень совершения с их стороны технических и управленческих ошибок вследствие недостаточного опыта и знаний в данном бизнесе. Отсюда текучесть и рядовых сотрудников (бухгалтеров), недовольных некомпетентностью принимаемых решений или постановки нереальных финансовых целей со стороны руководства.

Данное обстоятельство вызывает сомнения в способности предприятия поддерживать эффективную систему контроля.

Организационная структура. Важными аспектами организационной структуры является определение ключевых областей ответственности и порядка составления отчетов. Без правильного определения подотчетности трудно говорить об эффективности внутреннего контроля.

Распределение полномочий сотрудников. Обязательным условием, обеспечивающим эффективность контрольных процедур является выполнение ниже перечисленных четырех функций различными подразделениями или сотрудниками бухгалтерской службы:

1. Санкционирование хозяйственных операций. Разрешительная подпись на осуществление определенного вида операции.

2. Регистрация хозяйственных операций. Ведение учетных записей на соответствующих носителях информации (ручная и компьютерная обработка информации).

3. Обеспечение сохранности активов в ходе хозяйственных операций. Например, закрепление материальной ответственности (фактическое распоряжение) за определенными активами предприятия и осуществление контроля за их использованием.

4. Периодическое сопоставление существующих активов с суммами, записанными в учетных регистрах. Подразумевается периодическое проведение инвентаризации активов предприятия и принятие соответствующих мер по результатам проверки.

Обязанности должны быть распределены таким образом, чтобы две и более функции не выполнялись одним служащим. Такое распределение имеет следующие два преимущества:

1. Предупреждение умышленного искажения информации. Преднамеренное искажение информации потребовало бы сговора двух и более лиц;

2. Возможность координирования действий для обнаружения и исправления случайных и неправомерных ошибок

32. Цели контроля и их взаимосвязь с общими целями аудиторской проверки

Компании разрабатывают и внедряют процедуры контроля для того, чтобы иметь уверенность, что: все происходящие хозяйственные операции являются законными, информация по ним зарегистрирована полностью и точно, все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются с максимальной скоростью, целостность зарегистрированных данных по ведению финансовой деятельности обеспечена файлами компьютера или бухгалтерскими книгами; доступ к активам и связанным с ними документами ограничен. Методы и процедуры контроля разрабатываются для достижения определенных целей, таких как: полнота, точность, оценка, наличие, временная определенность фактов хозяйственной жизни, законность деловых операций, надлежащая классификация. Достижение целей контроля обеспечивается благодаря такой системы контроля, которая: Позволяет разделить обязанности так, чтобы одно и то же лицо не занималось одновременно бухгалтерским учетом и его контролем применительно к конкретной хозяйственной операции, а также защитой соответствующих активов; Обеспечивает возможность контроля деятельности сотрудников. Перечисленные выше цели контроля тесно связаны с общими целями аудиторской проверки. По каждой цели приведем некоторые характерные примеры. Полнота охвата: не является ли завышенным или заниженным перечень объектов основных средств; начислен ли износ по всем объектам основных средств. Точность расчетов: не было ли допущено ошибок в расчете суммы основных средств и суммы износа (тестирование арифметической правильности, верно ли была использована норма износа). Наличие: все ли основные средства реально находятся у субъекта хозяйствования, была ли проведена инвентаризация, нет ли признаков ее формального оформления. Стоимостная оценка: адекватны ли стоимость основных средств и выбранный метод их оценки в реально сложившейся ситуации. Временная определенность фактов хозяйственной жизни: отнесены ли операции по поступлению, перемещению и выбытию основных средств именно к тем периодам, когда они реально произошли. Принадлежность активов (юридические моменты): определение прав и обязанностей компании. Технология аудиторской проверки на начальной ее стадии предусматривает оценку эффективности системы внутреннего контроля организации. Это связано с тем, что аудитор для выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности должен собрать доказательства, подтверждающие полноту охвата, точность отражения, наличие, законность совершенных хозяйственных операций. Следовательно, круг задач стоящих перед аудитором, для достижения целей аудиторской проверки, определяется или зависит от оценки им эффективности системы внутреннего контроля. Аудитор в первую очередь должен убедиться, что оцениваемая система обеспечивает управленческий аппарат компании надежной финансовой информацией и вся хозяйственная деятельность субъекта находится «под контролем».


33. Оценка системы внутреннего контроля

Компании разрабатывают и внедряют процедуры контроля для того, чтобы иметь уверенность, что:

· все происходящие хозяйственные операции являются законными,

· информация по ним зарегистрирована полностью и точно,

· все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются с максимальной скоростью,

· целостность зарегистрированных данных по ведению финансовой деятельности обеспечена файлами компьютера или бухгалтерскими книгами;

· доступ к активам и связанным с ними документами ограничен.

Методы и процедуры контроля разрабатываются для достижения определенных целей, таких как: полнота, точность, оценка, наличие, временная определенность фактов хозяйственной жизни, законность деловых операций, надлежащая классификация.

Достижение целей контроля обеспечивается благодаря такой системы контроля, которая:

1. Позволяет разделить обязанности так, чтобы одно и то же лицо не занималось одновременно бухгалтерским учетом и его контролем применительно к конкретной хозяйственной операции, а также защитой соответствующих активов;

2. Обеспечивает возможность контроля деятельности сотрудников.

Перечисленные выше цели контроля тесно связаны с общими целями аудиторской проверки. По каждой цели приведем некоторые характерные примеры.

Полнота охвата: не является ли завышенным или заниженным перечень объектов основных средств; начислен ли износ по всем объектам основных средств.

Точность расчетов: не было ли допущено ошибок в расчете суммы основных средств и суммы износа (тестирование арифметической правильности, верно ли была использована норма износа).

Наличие: все ли основные средства реально находятся у субъекта хозяйствования, была ли проведена инвентаризация, нет ли признаков ее формального оформления.

Стоимостная оценка: адекватны ли стоимость основных средств и выбранный метод их оценки в реально сложившейся ситуации.

Временная определенность фактов хозяйственной жизни: отнесены ли операции по поступлению, перемещению и выбытию основных средств именно к тем периодам, когда они реально произошли.

Принадлежность активов (юридические моменты): определение прав и обязанностей компании.

34. МСА-120 «Концептуальная основа международных стандартов аудита»

Введение

1. Настоящий Национальный стандарт аудита (НСА) разработан на основе Международного стандарта аудита (МСА) 120 "Концептуальные основы Международных стандартов аудита" (ISA 120 "Framework of International Standards on Auditing"), принятого Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) в редакции 1999 г.

Цель

2. В соответствии с действующим законодательством ответственность за разработку Национальных стандартов аудита несет Министерство финансов Республики Молдова. Целью настоящего стандарта является описание концептуальных основ НСА и порядка их применения при предоставлении аудиторских услуг.

3. Для удобства, кроме тех случаев, когда имеются конкретные указания, в Национальных стандартах аудита термин "аудитор" используется для обозначения лица (аудиторской организации), осуществляющего как аудит, так и сопутствующие услуги. Это означает, что лицо, оказывающее сопутствующие услуги, может и не осуществлять аудит финансовой отчетности экономического агента. Кроме того, чтобы провести различие между услугами по составлению финансовой отчетности и аудитом, а также другими сопутствующими услугами, термин "бухгалтер" (а не "аудитор") используется по отношению к профессиональному бухгалтеру, предоставляющему услуги по составлению финансовой отчетности.

Наши рекомендации