Дотации на ВБО из федерального бюджета
Ст. 131 БК РФ. На слайдах – принципиально значимые правила.
ДВБО даются только тем субъектам РФ, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности ниже критерия выравнивания. В зависимости от бюджета определяется критерий выравнивания. В ФЗ о ФБ – перечень субъектов и сумма дотаций. Единая методика распределения дотаций, утверждаемая Постановлением Правительства (ранее – ФЗ). Те субъекты, которые не получают дотаций, называются субъектами-донорами. Они делятся своими средствами с другими субъектами через федеральный бюджет – это называется вертикальным выравниванием. 71 субъект получает дотации на выравнивание. Дотация на выравнивание может обеспечить только минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности – это определенные конституционные гарантии для каждого гражданина РФ через такой механизм дотаций на выравнивание.
Что такое расчетная бюджетная обеспеченность? Ст. 131 БК РФ – определение. В расчет принимается ряд факторов, которые делятся на объективные и субъективные. Поскольку система МБО существует недавно, с 1994 (правильнее – с 2001), единственным объективным показателем является численность жителей соответствующей территории. Данные переписи населения берутся для этого в расчет.
В федеральном бюджете образуется Фонд финансовой поддержки субъектов РФ как часть федерального бюджета. Не имеет никакой правовой формы, то расчетно-аналитическая величина. Строго говоря, можно было бы обойтись этим инструментом в рамках Минфина. Этот Фонд и образует все дотации на выравнивание.
В ФЗ о ФБ Фонд распределяется не полностью между субъектами: допускается существование нераспределенного остатка, который распределяется потом подзаконным актом. Изменение ФЗ, т.о., происходит подзаконным актом. Это предусмотрено в БК РФ, но с точки зрения понятия закона это как-то не очень.
Субсидии.
Субсидия, в отличие от дотации, всегда имеет конкретную цель. С одной стороны, есть принцип целевого использования бюджетных средств; с другой стороны, дотация не имеет конкретной цели, цель – выравнивание, она не конкретизирована в полномочиях. Ст. 26. 1 ФЗ №184 – перечень этих полномочий. Дотации даются на весь тот перечень. Субсидии – на эти же полномочия, но уже целевым образом. Важно, что субсидия дается на условиях софинансирования: в бюджете субъекта РФ должны быть обязательно предусмотрены ассигнования на эти же цели. Величина софинансирования БК РФ не регулируется. От 50/50 до 99/1 – на практике. Вопрос конкретной ситуации.
Распределение субсидий, их перечень и объем – в ФЗоФБ на каждый год. Подзаконное регулирование – Постановление Правительства № 999 2014 о том, в каком порядке распределяются эти субсидии.
Второе отличие дотаций от субсидий – субсидии даются всем субъектам РФ без исключения. Федерация поддерживает какое-то полномочие субъекта РФ. Пример с детским отдыхом и его организацией субъектами РФ. В новых правилах ПП РФ №999 указано, что субсидия осуществляется на основании соглашения, в котором определяется ряд условий: показатели результативности использования субсидии, обязательства субъекта по формированию и ведению реестра получателей субсидии, если речь идет о публичных нормативных обязательствах. Целевое использование + контроль адресности получения субсидии. Контроль за использованием субсидии.
Внесено определение субсидии в БК РФ, главное – софинансирование.
Примеры субсидий – на слайдах.
Субвенции.
От дотаций и субсидий отличается характерным признаком – обеспечивает передачу гос. полномочий. Субвенция вне переданных полномочий не существует. Она тоже всегда целевая. Она финансирует полномочия передающей стороны, а субсидия – полномочия получающей стороны. Возможна передача субвенций на муниципальный уровень.
Ст. 133 БК РФ: ряд специальных правил, сопровождающих предоставление субвенции. Также субвенция распределяется по единой методике, чтобы обеспечить равенство субъектов РФ. Методика утверждается Правительством. В 2014 появилась новелла: понятие единой субвенции. До 2014 в ФЗоФБ был исчерпывающий перечень всех переданных полномочий, и, соответственно, перечень субвенций. Перешли к другому подходу: теперь субвенции делятся на два вида: те, которые охватываются понятием единой субвенции, и иные, которые остались с конкретной целью и суммами. В единую субвенцию не попадают какие субвенции? Если субвенции приводят к возникновению публичного нормативного обязательства (т.е. обязательства перед физическими лицами, прямо выраженного в законе с суммой или порядком расчета), они не входят в единую субвенцию. Например, ФЗ “О статусе военнослужащих”. Такая субвенция в единую не включается, потому что расчет идет по количеству получателей по субъектам РФ. Неиспользованная такая субвенция возвращается в ФБ. А если субвенции недостаточно? За свой счет субъект РФ исполнять такие обязательства не может – нарушение ст. 14 БК РФ. Это приводит к чему? Не платят – получатель идет в суд – выигрывает дело – взыскание идет с РФ как базового владельца расходного обязательства. ВАС такую практику установил давно.
В отношении иных субвенций (например, на содержание гос. органов) такой необходимости нет, они сводятся в единую субвенцию.
Примеры субвенций – на слайдах. Субвенции на оплату ЖКУ, на осуществление первичного воинского учета.
Понятие публичного нормативного обязательства все не объясняет, так что просто см. в ФЗоФБ.
Все правила о МБТ – логичные, противоречий нет. Просто см. БК РФ.
На местном уровне все гораздо более запущено. Про него далее.
Пример из судебной практики. БК РФ не предусматривает механизма разрешения споров. Дело 2007 (или 2008) года. Такие ситуации повторяются. Участковый уполномоченный Н. конкретного сельского поселения “Надеждинское” имеет право на получение бесплатного жилья. Жилья в поселении нет. Он купил жилье за счет собственных средств, обратился за компенсацией расходов непонятно к кому (ранее – жильем обязано обеспечить МО, но это расходное полномочие РФ). Обратился в суд с иском к МО, МО проиграло. У МО денег нет. Оно обратилось к субъекту РФ. Типичная ситуация. Решить ее можно, только зная конкретное дело (была ли передана субвенция и т.д.). В данном деле ВС РФ взыскал сумму с РФ. Судебная практика уже сложилась.
Другой пример из судебной практики. Ситуация уникальная, решение нигде не предусмотрено, судебная практика не сложилась. Спор между муниципальным районом и поселком, находящимся на его территории. Поселок передал району субвенцию (сейчас это обратная субсидия) и считал, что район нецелевым образом ее использовал. Встречный иск района: поселок выплатил только 50% субвенции. Субвенция для Дома культуры. Поселок: 50% не перечислил потому, что первые 50% были использованы нецелевым образом. С точки зрения бюджетного законодательства, решений нет. Как решать тогда? Заявители пошли по ГК РФ – иск о взыскании. Дошли до ВАС. ВАС отказал всем заявителям, спор не подведомственен арбитражным судам. Это неправильное решение: ст. 132 Конституции РФ – органам МС гарантируется право на судебную защиту. Сюжет этот повторяется, ничего не изменилось.
2008: ст. 142.1 БК РФ – принудительное взыскание неперечисленной суммы МБТ. Есть механизм взыскания. Но взыскание осуществляется финансовым органом субъекта РФ (хотя спорят два МО) по правилам субъекта РФ в соответствии с Приказом Минфина. Уровень правового регулирования не тот. Финансовые органы не могут регулировать отношения между публичными образованиями. Кто должен установить факт нецелевого использования? Нет ответа. Применение этой статьи БК РФ тоже возможно не всегда.