Стратегический аудит предприятия
Таблица 12
Разделы | Параметры управления |
1. Текущая ситуация | Отдача капиталовложений, доля на рынке, прибыльность, доходы на акции и др. Миссия, цели, стратегия, тактика предприятия |
2. Менеджеры по стратегии | Совет директоров Высший менеджмент |
3. Внешняя среда | Социальная среда Ближайшее окружение |
4. Внутренняя среда | Структура предприятия Культура предприятия Ресурсы предприятия |
5. Анализ стратегических факторов | Ключевые внешние и внутренние факторы, влияющие на текущее и будущее состояние предприятия |
Соответствие текущей миссии и целей стратегическим ключевым факторам и проблемам | |
6. Стратегические альтернативы | Возможность использования действующих стратегий для решения текущих целей |
Альтернативные стратегии | |
Выбор лучшей альтернативной стратегии | |
7. Внедрение | Виды программ для выполнения рекомендованных стратегий |
Финансовые возможности для выполнения программ | |
Стандарты выполнения оперативных процедур | |
8. Оценка и контроль | Оценка информационных систем |
Оценка систем контроля |
Разработчики стратегического аудита предусматривают серию взаимосвязанных вопросов, ответы на которые позволяют произвести оценку текущего состояния предприятия, ее руководящих кадров, параметров внешней и внутренней среды и т.д.
При разработке собственно антикризисной стратегии предприятия основное внимание обычно уделяется аналитическим методам исследования и классификации возможных вариантов кризисной ситуации.
Задача консультантов определяется исходя из допущения, что клиент нуждается в помощи при диагностировании своих проблем и должен принимать активное участие в выработке управленческих решений. Только клиент может знать, какое из решений окажется действенным в реальных внешних условиях.
Философия консультирования, ориентированного на соучастие сторон в этом процессе, отличается от той, которой руководствуется эксперт, когда-либо просто выдает информацию по заказу клиента, либо выступает в роли врача, ставящего диагноз и предписывающего лечение в форме рекомендаций. В последних моделях консультант принимает точку зрения самого клиента на проблему и на ее основе предлагает решение.
В рамках модели соучастия сторон в консультировании клиенту оказывается лишь поддержка в поиске формулировок проблем и выборе вариантов решения. Консультант обязан так структурировать ситуацию и организовать работу, чтобы обеспечить совместное изучение проблем. Если при разработке стратегии необходимо решение узкоспециальных вопросов, то клиент и консультант пригласят эксперта по рассматриваемой проблеме.
Варианты стратегических решений могут подготавливаться в рабочих группах, специалистами функциональных отделов или штабом, непосредственно подчиненным руководителю предприятия. Эффективность вариантов зависит от ситуационных факторов, которые могут обусловить разные результаты. Консультант должен четко разъяснить руководителю преимущества и недостатки каждого подхода при разработке стратегии.
Например, функциональные отделы или группа могут генерировать более оригинальные предложения по стратегии предприятия. Такая подготовка предложений снизу (исполнителями) обычно гарантирует осуществимость стратегии. Однако при этом наиболее вероятно принятие консервативного варианта, который недостаточно учитывает тенденции развития внешнего окружения. Кроме того, велика вероятность, что такие предложения, скорее всего, отразят интересы именно этой группы. Консультант должен определить, надо ли приглашать экспертов по отдельным проблемам и как с максимальной пользой использовать их знания и опыт.
Одна из наиболее распространенных ошибок состоит в том, что при формировании стратегии консультанты советуют адаптировать организационную культуру к новой стратегии. Однако на практике выбор стратегических решений, в свою очередь, ограничен сложившейся организационной культурой.
Под организационной культурой следует понимать приобретенную в результате практической деятельности и разделяемую сотрудниками систему взглядов, предопределяющую взаимоотношение между предприятиями и его внешним окружением. Элементами организационной культуры любого предприятия являются представление о ее основном предназначении, набор средств, используемых для выполнения своей «миссии», система показателей для оценки успеха.
Эти элементы оказывают значительное влияние на направление поиска стратегических решений. Например, если деятельность предприятия в течение длительного времени была успешной благодаря выпуску продукции среднего класса по средним ценам, то очевидно, что предложения о переходе к производству более простых изделий по низким ценам вызовут сопротивление многих управленческих работников. Если рекомендации вступают в противоречие с организационной культурой предприятия, то их могут просто не воспринять, а если предложения принимаются, то они обычно не осуществляются из-за управленческих, ошибок.
Задача консультанта состоит в том, чтобы создать из сотрудников предприятия специальную группу, предложить им способы описания и модели анализа управленческих проблем, организовать групповые интервью и дискуссии для выявления концепций, составляющих ядро организационной культуры предприятия. Когда такие базовые концепции выявлены, можно приступить к анализу потенциальных положительных и отрицательных влияний отдельных элементов организационной культуры на предполагаемые варианты стратегий.
Если реализация стратегии требует изменения основных элементов организационной культуры предприятия, то консультант должен оценить, каких усилий это потребует и готово ли предприятие к подобным преобразованиям.
Разработка возможных вариантов антикризисной стратегии и выбор наилучших альтернатив — процессы, которые часто реализуют самостоятельные группы. На крупных предприятиях со сложной иерархией выбор альтернатив обычно происходит в условиях внутренней политической борьбы, которая порождает целый спектр непродуктивных действий подразделений и сотрудников. С учетом этого консультант должен организовать процесс разрешения конфликтов таким образом, чтобы в результате обсуждений принимались решения, выгодные для предприятия в целом.
Наиболее болезненные элементы стратегических изменений связаны с переходом к новым представлениям о целях и задачах предприятия, с перестройкой межличностных и межгрупповых отношений.
Большое значение имеет также привлечение всех заинтересованных групп к планированию последовательности преобразований. Поэтому и здесь роль консультанта весьма важна.
Следует отметить, что если предшествующие стадии (разработка, оценка и отбор стратегических направлений) были организованы неудовлетворительно, то усилия консультанта на этапе реализации стратегии вряд ли смогут компенсировать допущенные ранее ошибки. Но и плохая организация работ по ее осуществлению также может перечеркнуть все усилия и достижения на стадиях оценки и отбора стратегических направлений антикризисных действий.
Ключевым моментом, определяющим эффективность кризис-консалтинга на предприятии, выступает разграничение действий дирекции предприятия и консультантов-экспертов.
Роль и основные работы консультанта и генеральной дирекции на разных этапах кризис-консалтинга приведены в табл. 13.
На практике большинство руководителей и других лиц, принимающих решения, плохо подготовлены к эффективному использованию консультантов. Даже диалог со специалистом вызывает у руководителя старого склада определенные затруднения. Они не могут освободиться от опасений и подозрений по поводу компетентности консультанта, характера взаимоотношений, взаимных обязательств, конфиденциальности и пр.
Таблица 13