Критерии оценки итогов прохождения практики и защиты отчета
Оценка за практику выставляется по пятибалльной системе (при этом принимается во внимание отзыв руководителя практики на предприятии):
Оценка «отлично» ставится студенту, который на высоком уровне, в соответствии с требованиями по содержанию и оформлению подготовил отчет, уверенно демонстрирует знания по содержанию представленных отчетных материалов в процессе защиты.
Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования по содержанию и оформлению отчета в соответствии с программой практики, однако допущены незначительные ошибки при раскрытии содержания и оформлении отчета.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент допускает некоторые методические ошибки при выполнении заданий программы практики, в отчете не представлены все разделы программы практики, обучающийся не проявляет уверенности при защите положений отчета.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если программа практики не выполнена, студент получил отрицательный отзыв с предприятия.
9. Программа и содержание производственной практики
В ходе прохождения производственной практики студент должен выполнить следующие задания:
1. Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. Особенности государственного регулирования деятельности организации. В отчете студент должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации:
· миссия организации, ее цели и задачи, стратегия развития и внутрифирменная политика организации;
· основные этапы создания и развития организации;
· организационно-правовая форма;
· ассортимент выпускаемой (реализуемой) продукции, товаров или услуг, их назначение;
· характеристика организации с точки зрения масштабов деятельности, уровня специализации, комбинирования, кооперирования;
· внешнеэкономическая деятельность.
2. Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. На этом этапе практики студент описывает структуру управления организации. В отчете студент представляет следующую информацию:
· анализ организационной структуры управления (прикладывается модель структуры организации);
· назначение и содержание блоков общего линейного, технического руководства и управления деятельностью организации, перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика блоков управления организацией
Наименование подразделения | Цель | Решаемые задачи | Общие и специальные функции | Количество сотрудников |
· схема документопотока в организации;
· оценка показателей деятельности организации (приложение 3).
После ознакомления с основными организационными документами (уставом, коллективным договором, положениями об отделах, должностными инструкциями, штатным расписанием) студент должен:
· привести перечень должностей, наделенных рекомендательными, согласовательными и функциональными, параллельными полномочиями (табл. 2);
· привести примеры, объясняющие содержание операций (утверждает, согласовывает, готовит) при работе менеджеров с документацией.
Таблица 2
Характеристика полномочий управленческих должностей в организации
Наименова-ние должности | Рекомендатель-ные полномочия | Согласователь-ные полномочия | Функциональ-ные полномочия | Параллельные полномочия |
3. Изучение содержания работы менеджера по специальным функциям управления. Принятие управленческих решений. Данный раздел практики предполагает изучение студентом:
· перечня управленческих должностей и специалистов внутри структурного подразделения и функции, закрепленные за ними (табл. 3);
Таблица 3
Распределение должностных обязанностей внутри структурного подразделения организации
Наименование должности | Цель | Решаемые задачи | Общие и специальные функции | Взаимодействие | Уровень квалификации |
· особенностей распределения основных функций между менеджерами в подразделении, связанных с управлением профилирующим проектом;
· задач менеджера в соответствии с принципом Эйзенхаузера: примеры задач А (важные и срочные), В (важные, но несрочные) и С (срочные, но неважные) для руководителя отдела (подразделения);
· особенности принятия управленческих решений руководителя подразделения.
4. Изучение маркетинговой и логистической деятельности организации.
Программа практики предполагает знакомство студента с маркетинговой деятельностью организации. Для этого студент изучает: структуру маркетинговой службы и ее функции; ассортиментный перечень продукции (указывает ее сильные и слабые стороны) и ее рынки сбыта; изучает структуру конкуренции (количество конкурентов, работающих на территории, и их рыночные доли; особенности их маркетинговых действий). В отчете студент предоставляет следующую информацию:
· характеристика рынка, на котором работает организация;
· характеристика конкурирующих организаций;
· описание сильных и слабых сторон конкурентов и организации (SWOT-анализ);
· сегментные группы потребителей основной продукции организации (по полу, возрасту, роду занятий, стилю жизни и т.д.);
· методы формирования цены на основные виды продукции, производимые или реализуемые организацией; изучить в динамике изменения цены на основные виды продукции (услуги);
· маркетинговые инструменты, используемые организацией для формирования спроса и стимулирования сбыта (реклама, сервис, послепродажное гарантийное обслуживание, дополнительные услуги, лотереи, скидки при повторной покупке и т.д.);
· виды рекламы и каналы ее размещения.
5. Изучение деятельности организации в сфере управления персоналом организации.
На данном этапе производственной практики студент должен познакомиться с деятельностью отдела по управлению персоналом. В отчете студент предоставляет следующую информацию:
· перечень функций отдела по управлению персоналом;
· расчет кадровых показателей: категории работников, движение персонала, возрастной состав, обеспеченность организации кадрами (табл. 4-7);
· расчет показателей по труду и заработной плате (приложение 4).
Таблица 4
Списочный состав работников организации в разрезе категорий
за прошлый и отчетный годы
(кол-во - чел., уд. вес - %)
Категории работников | Годы | Отклонение, (+,-) | Темп изменения, % | ||||
прошлый | отчетный | ||||||
кол-во | уд. вес | кол-во | уд. вес | кол-ва | уд. веса | ||
А | |||||||
Численность – всего, в т.ч. | |||||||
Руководители | |||||||
Специалисты | |||||||
Основные рабочие | |||||||
Вспомогательные рабочие |
Таблица 5
Показатели движения кадров организации
за прошлый и отчетный годы
Показатели | Годы | Отклонение, (+,-) | |
прошлый | отчетный | ||
Численность работников, чел. | |||
Количество принятых работников за год, чел. | |||
Количество уволенных работников за год, человек, в том числе: - по собственному желанию - из-за нарушения трудовой дисциплины | |||
Коэффициент оборота по приему, % | |||
Коэффициент оборота по выбытию, % | |||
Коэффициент замещения, % | |||
Коэффициент текучести кадров, % | |||
Коэффициент постоянства кадров, % |
Таблица 6
Возрастной состав работников организации
за прошлый и отчетный годы
(кол-во – чел., уд. вес - %)
Возраст | Годы | Отклонение, (+,-) | ||||
прошлый | отчетный | |||||
кол-во | уд. вес | кол-во | уд. вес | кол-ва | уд. веса | |
до 18 лет | ||||||
18-25 лет | ||||||
26-36 лет | ||||||
37 - 45 лет | ||||||
46 лет и старше | ||||||
пенсионеры | ||||||
Итого |
Таблица 7
Показатели обеспеченности кадрами организации
за прошлый и отчетный годы
(%)
Показатели | Годы | Отклонение, (+,-) | ||
прошлый | отчетный | |||
Коэффициент укомплектованности должностей специалистами | ||||
Общий уровень насыщенности специалистами | ||||
Уровень насыщенности специалистами с высшим образованием | ||||
Уровень насыщенности специалистами со средним специальным образованием | ||||
Частный коэффициент насыщенности |
В отчете указать из перечисленных кадровых технологий, какие используются в данной организации и в каких формах: порядок организации найма новых сотрудников, порядок аттестации рабочего места сотрудника, порядок адаптации новых сотрудников, порядок прохождения сотрудниками испытательного срока, программа и порядок обучения новых сотрудников, кодекс прав и обязанностей сотрудника, памятка молодому сотруднику, порядок оценки работы сотрудника, положение об аттестации руководящего состава компании, технологическая карта работы сотрудника, положение о мотивации сотрудников, положение о социальной поддержке сотрудников, основы корпоративной политики компании, порядок ротации сотрудников, порядок учета и ведения базы персональных данных сотрудников, положение о корпоративном обучении сотрудников, порядок заключения трудовых договоров и их хранения, порядок организации кадрового делопроизводства, порядок выдвижения и обучения резерва руководящих кадров и ведущих специалистов.
6. Изучение особенностей организации коммерческой деятельности организации.
На данном этапе производственной практики студент должен ознакомиться с организацией коммерческой деятельности предприятия. В отчете студент предоставляет следующую информацию
· организация коммерческой работы на предприятии, ее эффективность;
· система хозяйственных связей предприятия с поставщиками товаров. Выполнение договоров поставки;
· организация и охрана труда, техника безопасности на предприятии.
· диверсификация деятельности предприятия.
7. Изучение особенностей организации финансовой деятельности и антикризисного управления.
Студент знакомится с организацией финансовой деятельности на предприятии, изучает учетную политику предприятия. По результатам ознакомления студент должен знать основные формы бухгалтерских документов и иметь представление об организации: учета денежных средств и расчетов; учета производственных запасов; учета капитальных и финансовых вложений; учета основных средств и нематериальных активов; учета фондов, резервов и займов; учета готовой продукции и ее реализации; учета и анализа финансовых результатов и использования прибыли.
Студент описывает в отчете:
· службы, занимающиеся финансовыми вопросами (табл. 8);
Таблица 8
Характеристика служб, занимающихся финансовыми вопросами
Наименование должности | Цель деятельности | Решаемые задачи | Функции | Уровень квалификации |
· основные формы бухгалтерских документов, применяемых в организации. Перечисляет источники и размеры финансовых ресурсов организации (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т.д.);
· приемы финансового менеджмента, используемые организацией;
· перевод денежных средств (кредитные карточки, дебетовые карточки, платежное поручение, аккредитив, трансферт и т.д.);
· перемещение капитала для его прироста (депозит, вклады, текущая аренда, рента, лизинг, траст, франчайзинг, финансовый кредит, факторинг и т.д.);
· особенности налогообложения результатов деятельности организации;
· оценку финансовой устойчивости организации, используя следующие показатели (приложение 5).
Для полного отражения разных видов источников в формировании запасов и затрат используются следующие показатели:
1. Наличие собственных оборотных средств:
Ес = Uc - F = капитал и резервы - внеоборотные активы.
2. Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат:
Ет = Ес + Кт=(Uc + Кт) - F = (капитал и резервы + долгосрочные пассивы) - внеоборотные активы.
3. Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат:
ЕS = Ет + Kt = (Uc + Кт + Kt) - F = (капитал и резервы + долгосрочные пассивы + краткосрочные кредиты и займы) - внеоборотные активы.
Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствует три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками формирования:
1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:
±Ес = Ес - Z
2. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат:
±Ет = Ет - Z = (Ес + Кт) - Z
3. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат:
±ЕS = ЕS - Z = (Ес + Кт + Kt) - Z
С помощью 9, 10 и 11 строчек приложения 5 мы можем определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации:
Возможно выделение 4-х типов финансовой устойчивости предприятия.
1. Абсолютная устойчивость финансового состояния.
Определяется условиями:
Трехмерный показатель .
Абсолютная устойчивость финансового состояния показывает, что запасы и затраты полностью покрываются собственными оборотными средствами. Предприятие практически не зависит от кредитов. Такая ситуация относится к крайнему типу финансовой устойчивости и на практике встречается довольно редко. Однако ее нельзя рассматривать как идеальную, так как предприятие не использует внешние источники финансирования в своей хозяйственной деятельности.
2. Нормальная устойчивость финансового состояния.
Определяется условиями:
Предприятие оптимально использует и кредитные ресурсы. Текущие активы превышают кредиторскую задолженность.
Трехмерный показатель .
3. Неустойчивое финансовое состояние.
Определяется условиями:
Трехмерный показатель .
Неустойчивое финансовое положение характеризуется нарушением платежеспособности: предприятие вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия запасов и затрат, наблюдается снижение доходности производства. Тем не менее еще имеются возможности для улучшения ситуации.
4. Кризисное (критическое) финансовое состояние.
Определяется условиями:
Трехмерный показатель .
Кризисное финансовое положение - это грань банкротства: наличие просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей и неспособность погасить их в срок. В рыночной экономике при неоднократном повторении такого положения предприятию грозит объявление банкротства.
По итогам оценки показателей студент делает выводы о финансовой устойчивости организации и предлагает возможные антикризисные мероприятия.
8. Разработка предложений по устранению выявленных недостатков, более эффективному управлению деятельностью предприятия
На данном этапе студент разрабатывает предложения для руководства организации (ее подразделений) по эффективному развитию отдельных видов деятельности и организации в целом.
Эффективность предложений студента-практиканта определяется:
· постановкой проблем и способов их разрешения;
· выбором эффективной стратегии;
· повышением производительности труда работников (в том числе управленческого персонала);
· увеличением объема деятельности;
· сокращением затрат;
· увеличением прибыли и рентабельности;
· оптимизацией организационной структуры управления;
· информатизацией процесса управления; изменением технологии управления, повышением информированности руководителей и достоверности информации, своевременности ее получения;
· применением новых, не использованных ранее на практике подходов, методов, технологий управления.
9. Защита отчета по практике
Приложение 1
АНОО ВО ЦС РФ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра экономики, управления и кооперации
ОТЧЕТ