Сущность государственного кредита

Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов на его покрытие. Эти ресурсы мобилизуются как внутри страны (от юридических лиц, так и от других стран (правительств, финансово-кредитных учреждений) и международные финансово-кредитных институтов. Главным способом привлечения этих средств является государственный кредит.

Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Государство может выступать в следующих ролях: кредитора; заемщика; гаранта (означает поручительство государства за заемщика).

Отличия государственного кредита от частного:

Частный кредит: Государственный кредит:
1) мобилизуется для производственных нужд;   2) мобилизуется ссудный капитал.   3) погашение производится из прибавочного продукта или стоимости, которая возникает в процессе производства; 4) расширяет сферу применения капитала (производственную сферу) 1) мобилизуется для производственных и непроизводственных нужд; 2) мобилизуется платежные и покупательские средства; 3) погашение производится из бюджетных доходов (в основном за счет налоговых поступлений).   4) сужает сферу применения капитала.

Государственный кредит выполняет функцию перераспределения денежных средств на условиях их последующего возврата. Это связано с аккумуляцией временно свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов. В этой функции государственный кредит является одной из форм организации сбережений населения. С помощью кредита, относительно небольшие, в среднем, сбережения населения, концентрируются у государства и направляются на финансирование его потребностей. Это достигается путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, хозяйствующих субъектов, впуска других видов ценных бумаг государства (казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов); происходит «пространственное перераспределение» денежных средств. Наличие только свободно обращающихся займов дает возможность населению свободу выбора организационных форм сбережений. Объективными результатами действия этой функции является увеличение объема и ускорения темпов расширенного воспроизводства.

Перераспределительная функция государственного кредита проявляется также в его свойстве «антицинирования», когда средства, используемые в текущем периоде, могут возвращаться кредитору через десятки лет, то есть за счет налогов, взимаемых с будущих поколений; таким образом достигается перераспределение средств будущих поколений в пользу нынешних («перераспределение во времени»).

Вторая функция государственного кредита – регулирующая. В первую очередь государство регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента. Таким образом государство вступает в конкуренцию на этом рынке и вытесняет с него частных инвесторов («эффект вытеснения»). Это вызывает ограничение их инвестирования в определенные виды бизнеса. Одновременно при покупке ценных бумаг государства достигается сокращение денег (наличных и безналичных) в обращении, что может быть эффективным для ликвидации последствий эмиссии денег.

Таким образом, если с помощью перераспределительной функции кредита государство непосредственно направляет денежные ресурсы в определенные отрасли или на развитие необходимых производств, то путем регулирующей функций достигается дополнительное косвенное воздействие на субъектов хозяйственных отношений, не принимающих участия в отношениях по государственному кредиту.

Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства.

Государство может выступать не только в качестве заемщика, но и как кредитора.

Государственное кредитование – это форма субсидирования и средство перераспределения финансовых ресурсов по кредитным каналам.

Основная сфера государственного кредитования – капиталовложения: финансирование приоритетных производств; финансирование жилищного строительства; финансирование отраслей экономической и социальной инфраструктуры.

Государство выступает как гарант на рынке ссудных капиталов. Это особая форма государственного кредитования в случае рисков по задержке платежей; банкротства; политических и прочих причин.

Источники государственного кредита – временно свободные средства, которые появляются у предприятий, банков, пенсионных фондов, страховых фондов, населения.

Кредитные ресурсы используется государством для:

1) финансирования бюджетного дефицита;

2) финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия;

3) финансирования хозяйственных органов местных органов власти;

4) регулирования денежного обращения страны.

Классификация государственного кредита может производится в соответствии:

со сроками погашения;

с доходностью;

с валютой займа;

с местом и способом размещения;

Формы внутреннего государственного кредита:

1) выпуск государственных займов

2) обращение части кладов населения в сбербанках в государственные займы.

3) казначейские ссуды.

Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату.

Отличие займов от налогов:

Займы Налоги
1) добровольный характер;   2) скрытая форма принуждения.   1) принудительный характер; 2) явная форма принуждения.  

Законом Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» предусмотрены следующие виды и формы государственных займов:

1) по отношению к заемщику:

займы Правительства;

займы Национального банка;

займы местных исполнительных органов;

2) по рынкам ссудного капитала:

внешние государственные займы;

внутренние государственные займы;

3) по форме заимствования:

эмиссия государственных ценных бумаг;

заключение договоров (соглашений) о займе.

Государственные эмиссионные ценные бумаги по срокам действия подразделяются на:

1) краткосрочные, со сроком обращения до 1 года;

2) среднесрочные – от 1 до 10 лет;

3) долгосрочные – свыше 10 лет.

Обращение части остатков по вкладам населения в банках в ссудный фонд для финансирования государственных расходов, обычно проводится через сберегательные банки и если их капитал принадлежит государству, то по рискам использования депозитов отвечает государство; в случае государственного участия в капитале сберегательного банка (акционерного) - возникают проблемы вариантов эффективного использования привлеченных средств в соответствии с мнениями учреждений (акционеров) банка.

Казначейские ссуды выражают денежные отношения по оказанию финансовой помощи хозяйствующим субъектам, в стабильной работе которых заинтересовано государство или населению органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.

Наши рекомендации