Общие начала налогового регулирования в Российской Федерации
Предмет и метод налогового регулирования. Предмет налогового регулирования охватывает тот круг общественных отношений, который необходим для полноценного функционирования налоговой системы. В ст. 2 части первой Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ119 (далее также: ПК РФ) названы отношения, регулируемые налоговым законодательством: «Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Таким образом, можно выделить круг общественных отношений, подлежащих регулированию законодательством о налогах и сборах:
1) Отношения по установлению и введению налогов и сборов. Установление налога — это определение всех его элементов и
налогоплательщиков (ст. 17 НК РФ). Введение
Предмет и метод налогового регулирования
налогов и сборов — это решение публичного субъекта о взимании на его территории налогов и сборов. Только НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, а также принципы установления, введения в действие и прекращения действия рапсе введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов (п. 3 п. 2 ст. I НК РФ).
2) Отношения по взиманию налогов и сборов. Это отношения между частными и публичными субъектами по поводу взимания налоговых платежей в централизованные денежные фонды. Особенностью этих отношений является наличие у сторон прямого имущественного интереса. Также такие отношения не могут существовать вне государственной деятельности, они организованы государством в односторонне-властном порядке.
3) Отношения в сфере налогового контроля. Отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, могут быть эффективно реализованы только при наличии специальной формы государственного контроля — налогового контроля, который выражается в том, что при его проведении проверяется соблюдение налогоплательщиками (плательщиками сбора) и налоговыми агентами норм налогового законодательства. Таким образом, к предмету налогового права можно отнести и те отношения, которые возникают в процессе осуществления компетентными государственными органами контрольных функций за выполнением юридическими и физическими лицами налоговых обязанностей.
4) Отношения, возникающие в ходе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Государство, добиваясь защиты своих фискальных прав, использует различные формы государственного принуждения, одной из которых является налоговая
' СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
ответственность, или ответственность за налоговые правонарушения.
Специфика различных отношений
предопределяет необходимость преобладания определенных методов в их регулировании. Властный характер распределительно-денежных отношений при организации и осуществлении государством налоговых изъятий у физических лиц и организаций, как правило, исключает равенство участников налоговых отношений. Преобладающим методом правового регулирования в указанной сфере становится императивный метод, или метод административно-правового регулирования, при котором содержание и характер налоговых отношений зависят только от государства. Имеет место явное неравноправие субъектов налоговых отношений и полная подчиненность одного субъекта другому — вышестоящий субъект полностью определяет поведение нижестоящего субъекта.
Тем не менее, не исключено проявление инициативы в рассматриваемых отношениях со стороны физических лиц или организаций. Так, налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, использовать налоговые льготы и т. п. Элементы диспозитивности можно увидеть в случае предоставления инвестиционного налогового кредита при соблюдении условий, названных в ст. 67 ПК РФ. Но даже в этом случае условия договора о кредите уже определены в НК РФ, и согласование воли сторон допустимо лишь в строго обозначенных законом пределах.
Таким образом, налоговое законодательство — это базирующаяся на собственных принципах подотрасль финансового законодательства, нормы которой предназначены для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с
Понятие
налогового
законодательства
организацией и осуществлением государством в односторонне-властном порядке налоговых изъятий у физических лиц и организаций в целях финансового обеспечения публичной деятельности, а также в связи с осуществлением государством налогового контроля за их уплатой и привлечения виновных лиц к ответственности за налоговые правонарушения.
Место налогового законодательства в системе российского законодательства и взаимодействие с другими правовыми институтами. На сегодняшний день вопрос о месте налогового законодательства в системе российского законодательства остается дискуссионным. Традиционно выделяют три существующие в юридической литературе точки зрения (применительно к налоговому праву, а не налоговому законодательству):
• налоговое право является самостоятельной отраслью права, с собственным предметом правового регулирования и методом, своими правовыми принципами, кодифицированным законодательством и другими атрибутами отрасли;
• налоговое право является институтом или подотраслью финансового права120 и, будучи институтом финансового права, не может рассматриваться обособленно от него;
• налоговое право является межотраслевым правовым институтом, в основе которого лежат нормы конституционного, административного, гражданского и финансового права.
Вместе с тем позиция, которой придерживаемся мы, заключается в том, что налогового права, как самостоятельной отрасли права не существует и применительно к налоговому регулированию правильнее использовать понятие «финансовое законодательство» (о чем уже было сказано в первом разделе настоящего учебно-методического пособия).
В настоящее время в стране происходят
120 Основы налогового права / пол ред. Н.П. Кучерявенко. Харьков, 2003.
значительные социально-экономические
преобразования, которые влекут за собой и большие изменения в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с
налогообложением и финансовой деятельностью государства в целом. Специфика регулируемых общественных правоотношений, связанных с налогообложением, позволяет говорить о выделении в рамках финансового законодательства его отдельной подотрасли — налогового законодательства, которое находится в тесной связи с иными подотраслями системы финансового законодательства, прежде всего, с бюджетным законодательством. Таким образом, налоговое законодательство представляет собой подотрасль финансового законодательства.
Принципы налогового регулирования: правовое значение и классификация. В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ в Постановлении № 5-П указал на то, что к принципам налогообложения и сборов, находящихся в ведении РФ, относятся обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.121 Таким образом, можно выделить принципы налогового регулирования, вытекающие из смысла
Конституции РФ, а также принципы, закрепленные
Налоговое законодательство — подотрасль финансового законодательства
Принципы
налогового
регулирования:
правовое
значение и
классификация
Постановление Конституционного С'уда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"».
действующим налоговым законодательством.
Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК РФ «Основные начала законодательства о налогах и сборах». При этом категория «общие принципы налогообложения» используется в широком и узком смысле. Широкий подход вытекает из п. 2 ст. 1 НК РФ, где говорится о том, что НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Узкий подход состоит в том, что общие принципы налогообложения сформулированы в ст. 3 НК РФ и в целом тождественны «основным началам законодательства о налогах и сборах».
К принципам налогового регулирования относятся следующие:
1) Принцип установления налогов только законом. Этот принцип вытекает из ст. 57 Конституции, в которой говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Как неоднократно указывал в своих решениях КС РФ, «налог может считаться законно установленным, только если он установлен законом, который в силу его определенности, стабильности и особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные о его налоговой обязанности (Постановления от 8 октября 1997г. № 13-П, от 11 ноября 1997г. № 16-П и от 27 мая 2003 г. №9-П). При этом необходимо ясное и непротиворечивое урегулирование законом всех существенных элементов налогообложения, к которым п. I ст. 17 Налогового кодекса РФ относит порядок и сроки уплаты налога».122 С этим принципом тесно связан принцип всеобщности налогообложения.
122 Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июня 2009 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического
2) Принцип определенности налогов и сборов. Налоговое законодательство должно исключать какую-либо неопределенность в отношении вопросов, касающихся уплаты налогов и сборов.
3) Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Данный принцип говорит о том, что налоговые обязательства перед государством возникают у всех субъектов налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер (п. 2 ст. 3 ПК РФ).
4) Принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов. Закреплен в п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».
5) Принцип презумпции добросовестности налогоплательщиков. Этот принцип заключается в предположении о том, что налогоплательщики надлежащим образом исполнили свои налоговые обязательства, а это в свою очередь предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность указанных лиц в порядке, установленном НК РФ.
6) Принцип учета фактической способности к уплате налога. Данный принцип закреплен в п. I ст. 3 НК РФ: «При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога». Устанавливая такой принцип, законодатель обеспечил не только формальное равенство налогоплательщиков, но и справедливое. В литературе выделяют и иные принципы налогообложения, например, принцип единства налоговой системы, принцип стабильности налогообложения и др.
Источники налогового законодательства. Дать исчерпывающий перечень источников налогового законодательства невозможно, так как на разных
Источники налогового законодательство
университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)».
I 18
этапах развития правовой системы государство использовало различные формы выражения своей воли. Источник права — это внешняя форма его выражения. Иными словами, под источниками права (законодательства) понимаются исходящие от государства или признаваемые им официально способы выражения и закрепления норм права, придание этим нормам общеобязательного значения.
Распространенным является деление источников налогового законодательства па источники, имеющие внутригосударственную природу и на международно-правовые источники.123 В НК РФ зафиксировано, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные налоговым законодательством, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. В литературе можно встретить следующую классификацию международных соглашений по вопросам налогообложения:
• налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения доходов;
• специальные (ограниченные) соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения;
• соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.
Источники налогового законодательства, имеющие внутригосударственную природу, в свою очередь можно разделить на две группы: (1) нормативно-правовые акты, к которым относятся федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, конституции и уставы, а также законы и иные акты субъектов Российской Федерации, правовые акты
ш См.: Финансовое право /отв. ред. С.В. Запольский. 2-е ичд. М., 201 I. 124 Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М., 2001. С. 74.
муниципальных образований, и (2) пормотворческие акты судов (правовые позиции КС РФ).
Основное место среди источников налогового законодательства занимает Конституция РФ, в которой содержатся не только общие, но и специальные нормы, направленные на регулирование основ налоговой системы (например, ч. 3 ст. 75, ч. 3 ст. 104, ст. 132 и др.). Тем не менее, некоторые авторы придерживаются позиции, что Конституцию РФ нельзя рассматривать в качестве источника налогового законодательства, поскольку она выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом, включая и законодательство о налогах и сборах, а в данном случае речь идет не о налогово-правовых нормах в собственном смысле слова, а о конституционно-правовых нормах, регулирующих вопросы налогообложения.12" С.Г. Пепеляев считает, что не только текст Конституции РФ, по и его толкование Конституционным Судом РФ или учеными — это всего лишь плоды человеческого творчества, которые становятся легитимными не только из-за прохождения предписанных законотворческих или судебных процедур. Их должно «утвердить» профессиональное сообщество: одобрить, положительно оценить, принять для осознанного добровольного применения.12'1
Федеральных конституционных законов, содержащих налоговые нормы, крайне мало. В качестве примера можно привести ст. 36 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ~ где говорится о том, что Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об
См.: Демин А.В. Налоговое право России. Красноярск, 2006.
"' Пет'.чяен С.Г. Предисловие // Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. 2007. М., 2009. С. 1. '-7СЗРФ. 1997. №51. Ст. 5712.
освобождении от их уплаты. В системе источников налогового регулирования ведущее место занимают Федеральные чаконы, к числу которых относятся, например, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ,128 такие федеральные законы как Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»,129 Федеральный закон от 30 декабря 1995г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»,130 Закон РФ от 21 марта 1991 г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»,131 о федеральном бюджете на очередной финансовый год и др.
Налог как экономическая и правовая категория: понятие, признаки, функции. Легальное определение налога содержится в п. 1 ст. 8 НК РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.
Признаки налога легко выделяются из этого законодательного определения:
— обязательность, что говорит о том, что уплата налогов — конституционная обязанность каждого (ст. 57 Конституции РФ);
— индивидуальная безвозмездность, т. е. у налогоплательщика не появляется встречного права требовать от государства предоставления чего-либо или оказания каких-либо услуг;
— денежный характер, что подразумевает денежную форму уплаты налога; безвозвратность, т. е.
128 Российская га-зета. 1998. № 153 -154. 124 Российская газета. 1992. № 36. ""СЗРФ. 1996. № 1.Ст. 18.
'" Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (далее БНЛ). 1992.№ 1.
Налог как экономическая и правовая категория
налогообложение не означает какую-либо форму кредитования государства, хотя в прямо установленных случаях возможен возврат уплаченной суммы налога;
— публичный характер, означает, что налоги взимаются с целью обеспечения функционирования публичных органов власти и изъятие налога на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления.
В литературе часто встречаются и иные признаки налога, в частности:
— адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;
— возможность принудительного способа изъятия;
— контроль единой системы налоговых органов.132
Налогообложение является необходимым условием и следствием реализации права собственности, т. е. ее обременением. Таким образом, уплата налога не есть плата за приобретение (владение, пользование, осуществление) объекта налогообложения. Правоотношение в области налогового регулирования имеет односторонний характер, поскольку у налогоплательщика пет заинтересованности в его возникновении.
Субъективное право использовать объект налогообложения как экономико-правовую ценность, выполняя при этом корреспондирующие частноправовые обязанности (уплата цены, арендной платы, процентов по кредиту), составляет содержание гражданско-правового отношения; обязанность уплачивать налоги, обусловленная наличием объекта налогообложения и не предполагающая встречного удовлетворения, возникает и реализуется в рамках правоотношения в области налогового регулирования, сопровождающего правоотношения частноправового
Налоговое право России / под ред. Ю.Л. Крохимой. М, 2004. С. 49-50.
характера.
Функции налога можно разделить на две группы: основные и дополнительные. К первой относится так называемая «специальная» функция налога — фискальная. Она раскрывается в п. 1 ст. 8 ПК РФ, где говорится о том, что налоги взимаются в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований. Также к основным функциям налога традиционно относят контрольную и регулирующую функции. К дополнительным функциям можно отнести распределительную, стимулирующую и
накопительную функции.
Основания классификации налогов. Виды налогов. Налоги могут быть классифицированы по различным основаниям. Каждая из классификаций имеет свою цель и характеризует налоги с определенной стороны. Так, налоги могут быть классифицированы:
• по уровням бюджетной системы. В соответствии с этой классификацией налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Эта классификация указывает на субъект правового регулирования;
• по субъектам обременения — налоги подразделяются на прямые (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц) и косвенные (НДС и акцизы). Для прямых налогов характерно то, что они обременяют самого налогоплательщика и не могут быть переложены на иных лиц, в то время как бремя уплаты косвенных налогов несут реальные потребители услуг или продавцы;
• по субъекту уплаты — налоги, уплачиваемые физическими лицами (НДФЛ); налоги, уплачиваемые юридическими лицами (налог на прибыль организаций) и налоги, уплачиваемые двумя
Две группы функции налога
Основания
классификации
налогов
Виды налогов
'" Демин А.В. Налоговое право России.
названными субъектами (транспортный налог);
• по объекту — налоги па имущество р налоги на доход;
• по систематичности взимания — систематические и разовые.
В литературе можно встретить множество иных классификаций, в основу которых положены различные признаки, например, проводят деление налогов:
— по признаку доминирующего элемента юридического состава налога;
— по признаку перелагаемости налога;
— по признаку платежеспособности;
— по порядку определения окладной суммы; по источнику доходов бюджета;
— по порядку установления и введения; по бюджетному назначению;
— по признаку периодичности;
— по юрисдикции государства, и др.114 Понятие и правовое значение элементов
юридического состава налога. Согласно п. 6 ст. 3 и ст. 17 НК РФ, при установлении налога должны быть определены все элементы налогообложения, лишь тогда налог считается установленным. Ст. 17 НК РФ предусматривает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены такие элементы налогообложения, как объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Детально элементы налогообложения регулируются ст. 38, 53^58 НК РФ.
Необходимость раскрытия в законе правовой модели налога вызвана требованием обеспечить полноценные условия для правильного исчисления и своевременной уплаты налога в бюджет. При этом лицом, на которое возлагается обязанность по исчислению и уплате налога, является
Понятие и
правовое
значение
элементов
юридического
состава налога
См.: Финансовое право / отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд. М., 2011.
налогоплательщик. Значит, налогоплательщики, а также элементы налога, перечисленные в ст. 17 НК РФ, выступают в качестве существенных элементов, без которых налог не может признаваться законно установленным и подлежащим взиманию, поскольку отсутствие хотя бы одного из них не позволяет рассматривать правовую модель налога законченной. Именно такую позицию высказал
•Конституционный суд РФ в 2005 г.135 Он прямо указал на то, что налогоплательщик не является элементом налога, но признается одним из существенных
'"элементов налогообложения.
Перечисленные в ст. 17 НК РФ элементы образуют «юридический состав налога». Все элементы юридического состава налога можно разделить на три группы:
' —обязательные (они названы в п. 1 ст. 17
НК РФ);
• —факультативные (п. 2 ст. 17 НК РФ — налоговая льгота);
— дополнительные, т. е. те элементы, которые необходимы для регулирования конкретного налога, но для всех налогов не обязательны, например, предмет налога, налоговые вычеты и др.
К обязательным элементам можно отнести следующие.
1) Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого
законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по
Юридический
состав
налога
""Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2005г. № 274-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Грапт-2000" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом "в" статьи 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий"».
136 Ногина О.А. К вопросу об элементном составе налога // Финансовое право. 2005. №7.
уплате налога (п. I ст. 38 НК РФ). У каждого налога должен быть самостоятельный объект
налогообложения. От объекта налогообложения необходимо отличать предмет, под которым в теории налогового права понимается фактическое основание взимания налога. Например, при уплате транспортного налога предметом будет являться транспортное средство (далее также: ТС), а объектом — право собственности на это транспортное средство.
2) Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. I ст. 53 НК РФ). Так, при уплате транспортного налога на ТС налоговой базой будет являться мощность двигателя ТС в лошадиных силах (подпункт 1 п. I ст. 359 НК РФ).
3) Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 НК РФ). Налоговый период может подразделяться на несколько отчетных периодов — кварталов или месяцев (которые устанавливаются исключительно НК РФ), по завершению которых подлежат уплате авансовые платежи. Нет отчетных периодов у налогов с минимальным налоговым периодом, а также у госпошлины и сборов.
4) Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.
5) Порядок исчисления налога. Ст. 52 НК РФ не содержит определения порядка исчисления налога, а говорится лишь о том, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
6) Порядок и сроки уплаты налога. Этот вопрос регламентирован ст. 57-58 НК РФ. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу, определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено (п. 1, п. 3 ст. 57 НК РФ). Уплата налога может производится как разовой уплатой всей суммы налога, так и в ином порядке, установленном налоговым законодательством; производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу (п. 5 ст. 58 НК РФ).
Иные налоговые платежи: сборы, пошлины. Отличия сбора от налога. В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В отличие от налога законодатель выделил для сбора только два обязательных признака: обязательность и встречное предоставление. Тем не менее, как и налог, сбор также подлежит зачислению в бюджет и используется для
Иные налоговые платежи: сборы, пошлины
Отличия сбора от налога
Порядок установления, введения и отмены налогов и сборов
финансирования осуществления государственных функций. Юридический состав сбора отличен от юридического состава налога, названного в ст. 17 НК РФ. У сбора отсутствуют такие элементы как налоговый период и налоговая база, а конкретный набор элементов индивидуален для каждого сбора.
Порядок установления, введения и отмены налогов и сборов. Законодатель разделяет понятия «установление» и «введение» налогов и сборов. Конституционный Суд РФ в своих постановлениях неоднократно обращался к конституционному понятию «законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции РФ). Раскрывая содержание этого понятия, он указывал, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными»; Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти; установить налог или сбор — не значит только дать ему название, необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств.137
В соответствии со ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, которые исчерпывающим образом названы в данной статье. Законодатель четко определил, какие налоги каким образом устанавливаются. Так, федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ), региональные налоги — НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах (п. 3 ст. 12 НК РФ), местные налоги — НК РФ и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных
образований о налогах (п. 4 ст. 12 НК РФ). Налоги и
137 Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 г.» // СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.
сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут (п. 6 ст. 12 НК РФ). Вместе с тем из п. 6 ст. 12 НК РФ можно сделать вывод о том, что субъект РФ и/или муниципальное образование пс обязаны вводить все виды региональных или местных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ.
НК РФ также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, порядок установления которых, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов определяется НК РФ. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, указанных в ст. 13-15 НК РФ (п. 7 ст. 12 НК РФ).
Что касается введения налогов и сборов, то правила действуют аналогичные: федеральные налоги и" сборы вводятся в действие НК РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ), региональные налоги — НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах (п. 3 ст. 12 НК РФ), местные налоги вводятся в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований о налогах (п. 4 ст. 12 НК РФ).
Отмена всех налогов и сборов возможна только НК РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ). Отмена указанных налогов допускается только после внесения соответствующих изменений в НК РФ.
Нельзя путать такие понятия как «отмена» налога и/или сбора и «прекращение взимания» такого налога и/или сбора па территории субъекта Российской Федерации или па территории муниципального образования. Так, положение п. 1 ст. 387 НК РФ не противоречит п. 5 ст. 12 НК РФ о том, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в
Понятия «отмена» налога и «прекращение взимания» налога
действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований. Пунктом 5 ст. 12 НК РФ установлен запрет на изъятие налога из налоговой системы РФ, установленной НК РФ, как самостоятельного вида платежа, а в п. 1 ст. 387 НК РФ говорится о прекращении взимания земельного налога на территории соответствующего муниципального образования.