Понятие, функции и значение бюджета
Определение бюджета на протяжении длительного периода времени претерпевало изменения и являлось предметом изучения представителями финансово-правовой науки.
В дооктябрьский период бюджет, как правило, рассматривался через роспись доходов и расходов, утвержденный соответствующим органов государственной власти [Лебедев В.А. Финансовое право: учебник. – СПб., 1883. (переиздание: М.,2000. – С. 170–171); Патлаевский И.Ю. Курс финансового права. – Одесса, 1885. – С. 202; Яроцкий В.Г. Финансовое право: лекции, читанные в Военно-юридической академии. – СПб., 1898. – С. 69]. Так, В.Г. Яроцкий полагал, что государственный бюджет есть роспись государственных доходов и расходов на известный срок, рассмотренная законодательными учреждениями и утвержденная верховной властью [Яроцкий В.Г. Финансовое право: лекции, читанные в Военно-юридической академии. – СПб., 1898. – С. 69]. В.А. Лебедев полагал, что бюджет – это, прежде всего, роспись государственных доходов и расходов на данный период времени, и, кроме того, это акт, рассмотренный законодательными учреждениями и утвержденный высочайшей властью [Лебедев В.А. Финансовое право: учебник. – СПб., 1883. (переиздание: М., 2000. – С. 171)]. Через одобрение бюджета представительным органом власти в исторической финансово-правовой науке сложилось понимание бюджетного права в субъективном смысле. В этой связи Л.В. Ходский отмечает: «Под бюджетным правом разумеется совокупность прав народа, как высшего субъекта государственного хозяйства, через своих представителей (депутатов) определять весь государственный бюджет и контролировать его правильное исполнение, или ведение государственного хозяйства» [Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства. – СПб., 1913. – С. 460]. В объективном смысле под бюджетным правом понималось законодательно-компетенционная основа всех бюджетных отношений на территории определенного государства. Как отмечал после октябрьского переворота М.Н. Соболев под бюджетным правом понимается совокупность всех тех законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджетное право определяет, кто должен составлять проект бюджета и каким порядком, кто окончательно сводит его одно целое, какие учреждения принимают участие в обсуждении этого проекта, кто утверждает и в каком порядке [Соболев М.Н. Очерки финансовой науки. – Пг., 1925. – С. 139].
Рассмотрение бюджета сквозь призму легально-бухгалтерского аспекта (через роспись доходов и расходов) привело отдельных авторов к классификации основного денежного фонда государства на брутто-бюджет (валовый) и нетто-бюджет (чистый) в зависимости от учета издержек при получении соответствующих денежных средств, поступающих в бюджет [Берендтс Э.Н. Русское финансовое право: лекции, читанные в Императорском Училище Правоведения. – СПб., 1914. – С. 83; Озеров И.Х. Основы финансовой науки: Бюджет. Формы взимания. Местные финансы. Государственный кредит. – М., 1914. (переиздание: М., 2008. – С. 25–26; Патлаевский И.Ю. Курс финансового права. – Одесса, 1885. – C. 203; Эеберг К.Т. Курс финансовой науки: пер. с нем. – СПб., 1913. – C. 430]. Так, И.Ю. Патлаевский выделял брутто-бюджеты и нетто-бюджеты в зависимости от того, показываются ли при всяком доходе и издержки его взимания, или же доходы показываются чистые, а издержки взимания обозначаются в общей системе расходов по управлению [Патлаевский И.Ю. Курс финансового права. – Одесса, 1885. – C. 203]. Исследуя внутреннюю форму бюджета, В.А.Лебедев выделяет бюджет чистый и валовой. Чистый бюджет показывает только чистый доход по каждой отрасли финансового хозяйства, который идет на удовлетворение государственных потребностей. В чистом бюджете показываются все доходы за вычетом издержек по взиманию их. В валовом же бюджете показываются полные цифры доходов, указываются издержки взимания, а затем уже чистый доход [Лебедев В.А. Финансовое право: учебник. – СПб., 1883. (переиздание: М., 2000. – С. 173)].
Некоторые авторы рассматривали бюджет в легально-управленческом аспекте как акт управления и как законодательный акт. Так, Э.Н. Берендтс всесторонне исследовав правовую природу бюджета, определил его с двух сторон: по содержанию – это акт управления; по форме - закон [Берендтс Э.Н. Русское финансовое право: лекции, читанные в Императорском Училище Правоведения. – СПб., 1914. – С. 63].
В послеоктябрьский период понимание бюджета основывалось на многофункциональном аспекте данной категории. Д.П. Боголепов под бюджетом понимал, прежде всего, совокупность доходов и расходов в течение определенного периода времени; во-вторых. выраженный в цифрах план ведения государственного хозяйства, установленный предстоящий бюджетный период и закон, на основании которого собираются доходы и производятся расходы [Боголепов Д.П. Краткий курс финансовой науки. – Харьков, 1929. – С. 53].
В советский период времени категорию «бюджет» наиболее подробно исследовал М.И. Пискотин, который рассматривал основной государственный фонд денежных средств с трех сторон: материальной (финансовый план государства), экономической (государственный фонд денежных средств) и правовой (государственный акт, устанавливающий финансовый план государства) [Пискотин М.И. Советское бюджетное право: основные проблемы. – М., 1971. – С. 17–19].
В настоящее время понятийно-дефинитивное значение бюджета, как правило, трактуется в русле его легального закрепления в бюджетном законодательстве (ст. 2 БК, ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В то же время наукой финансового права разработаны отдельные, более развернутые, доктринально-понятийные конструкция данного экономико-правового явления. Д.Л. Комягин, рассматривая бюджет как форму осуществления финансовой деятельности публично-территориального образования, определяет его как правовую и экономическую категорию, которая одновременно является: финансовым планом-прогнозом публично-территориального образования, государственным (муниципальным) фондом денежных средств, формой финансового обеспечения публичных задач, а также законом (актом представительного органа власти), утверждающим финансовый план публично-территориального образования [Комягин Д.Л. Исполнение федерального бюджета. – М., 2007. – С. 15]. Ю.А. Крохина под бюджетом понимает публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме [Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3-е изд. – М., 2007. – С. 199].
С целью познания сущностных характеристик одной из фундаментальных категорий финансово-правовой науки бюджет рассматривается по следующим основным направлениям.
1. Как экономическая категория бюджет обусловлен тем, что выполнение функций государства объективно требует финансовых ресурсов. В данном аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования главного государственного централизованного фонда денежных средств.
Сущность бюджета как экономической категории реализуется через ряд функций: распределительную (регулирующую), контрольную, фискальную и информационную.
Содержание распределительной функции бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом выступают почти все участники общественного производства. Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства.
Распределительная роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через качественно-количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях национальной экономики.
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены. С другой стороны, необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.
С информационной стороныбюджет - это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
Информационное назначение бюджета подчеркивали представители науки финансового права дооктябрьского периода. «Государственная роспись или бюджет есть выражение или отражение всего государственного хозяйства или финансов государства. Для того, кто умеет читать ее, она, подобно прожектору, сразу освещает все достоинства и все пороки финансового хозяйства страны, немногими сочными мазками рисует перед его умственным взором яркую картину того, как данное государство ведет свое хозяйство, в чем оно полагает центр тяжести и точку опоры своих финансов, какие ставятся цели, каким путем и насколько умело и полно их достигает» [Кулишер И.М. Очерки теории финансовой науки. – Пг., 1920. – С. 5]. В советский период на бюджет как информационный источник обращал внимание С.Д. Цыпкин: «В бюджете каждого государства, как в фокусе, отражаются его социально-экономическая и политическая природа, содержание его деятельности» [Цыпкин С.Д. Финансово-экономические институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. – М., 1983. – С. 43].
Информационная функция бюджета во многом предопределяет принятие структурно-оптимального основного финансового плана государства на соответствующий период. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.
Необходимо обратить внимание, что в правовой литературе в последнее время также уделяется внимание вышеуказанным и другим функциям бюджета [Болтинова О.В. Становление и развитие бюджета и бюджетного процесса в Российской Федерации: финансово-правовые аспекты. – М., 2008. – С. 41–43; Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3-е изд. – М., 2007. – С. 200; Сатарова Н.А. К вопросу о бюджете // Финансовое право. – 2008. – № 1. – С. 3; Тедеев А.А., Парыгина В.А. Бюджетное право и процесс: учебник. – М., 2005. – С. 23; Фадеев Д.Е. Понятие государственного бюджета. Роль государственного бюджета в осуществлении социально-экономических задач государства // Финансовое право: учебник / Под ред. С.В. Запольского. – М., 2006. – С. 124–125]. При этом, следует отметить, что если экономисты-финансисты солидарны как в количестве, так и в качественном наполнении функций бюджета, то в среде представителей науки финансового права встречаются достаточно новационные терминологически-функциональные характеристики бюджета. Например, В.А. Парыгина и А.А. Тедеев считают, что бюджет как экономико-правовое явление выполняет следующие функции: распределительно-перераспределительная (через бюджет формируются государственные финансы и происходит их происходит их распределение (использование)); общетеоретическая (способствуют развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки, а также науки об обществе, государстве и экономике; аналитическая и контрольная (классификация и систематизация действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами); критическая (выявление в процессе бюджетных отношений недостатков законодательства и пробелов права в сфере бюджетной деятельности, установление несоответствия правовых норм реалиям экономики, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства) [Тедеев А.А., Парыгина В.А. Бюджетное право и процесс: учебник. – М., 2005. – С. 23].
2. В материальном смысле бюджет представляет централизованный денежный фонд, который формируется на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется объем аккумулируемых денежных средств, виды доходов и расходов.
Материальное содержание бюджета динамично, т.к. постоянно изменяется объем средств, которые в нем концентрируются. На практике денежная сумма доходов и расходов, изначально определенная в бюджете, никогда в целостном виде не существует, поскольку сразу после поступления денежных средств в соответствующие бюджеты они используются для финансирования определенных предусмотренных законодательством потребностей.
3. С правовой точки зрения бюджетпредставляет собой план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства (ст. 2 БК).
Данный финансовый план действует определенный промежуток времени, который, как правило, длится один год. В соответствии со ст. 5 БК финансовый год для всех бюджетов на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года. В Российской Федерации с 2008 года предусмотрено принятие бюджета на трехлетний срок.
Гражданское законодательство характеризует бюджет с позиции права собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 215 ГК средства республиканского бюджета, золотовалютные резервы, другие объекты, находящиеся только в собственности государства, и иное государственное имущество, не закрепленные за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь.
Правовой формой бюджета является соответствующий нормативный правовой акт, которым он утверждается. В соответствии со ст. 9 БК республиканский бюджет утверждается законом, местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов.
Как правило, бюджет принимается представительным (законодательным) органом власти в виде закона. В некоторых странах, например в Финляндии и Норвегии, бюджет утверждается не в форме закона, а путем принятия специальной парламентской резолюции. В США основные показатели бюджета утверждаются в форме совпадающей резолюции обеих палат, а на ее основе принимаются два финансовых законопроекта: а) разрешающей билль, предусматривающий экономические проекты и их финансирование; б) билль об ассигнованиях, содержащий поручений казначейству выделить соответствующие денежные средства на финансирование проекта [Толстопятенко Г.П. Понятие бюджета // Финансовое право: учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. – 3-е изд. – М., 2005. – С. 113–114].
Бюджет как правовая категория некоторыми авторами рассматривается сквозь призму его признаков, которые дополняют целостно-системную картину вышеуказанного экономико-правового явления [Воробей Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие. – Минск, 2006. – С. 95–96; Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – М., 2004. – С. 200]. Можно отметить мнение Ю.А. Крохиной, которая выделяет следующие признаки бюджета: во-первых, это общегосударственный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов; во-вторых, это финансовый план государства, где указаны его доходы и расходы; в-третьих, это основной финансовый план государства, поскольку наряду с ним действуют и другие финансовые планы предприятий, учреждений, организаций (балансы, сметы). Как основной финансовый план бюджет характеризуется универсальностью и координацией. Универсальность бюджета как финансового акта проявляется в аспекте охвата им, как ни одним другим финансовым планом, практически всех областей и сфер экономического и социального развития. Координирующая роль бюджета проявляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов [Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. 3-е изд. – М., 2008. – С. 185].
4. В последнее время, в науке финансового права повышенное внимание уделяется политическим аспектам как финансового права в целом [Карасева М.В. Финансовое право – политически «напряженная» отрасль права // Государство и право. – 2001. – № 8. – С. 60–67; Карасева М.В. Финансовое право и политика // Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006. С. 67-72], так и отдельных его институтов [Карасвева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М., 2003; Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник. – М., 2000. – С. 131]. Как отмечает Н.Д. Эриашвили по своей природе бюджет – политический акт.Это план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на ободрение парламента. В парламентарных государствах вотирование бюджета служит выражением доверия правительству со стороны большинства членов парламента, а отклонение - есть наиболее резкое выражение недоверия парламента кабинету. Большинство бюджетных правил носят характер чисто политический [Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник. – М., 2000. – С. 131].
Следует отметить, что рассмотрение бюджета с политической точки зрения в историческом ракурсе имело аналогичную тенденцию в русле широких бюджетных полномочий парламента. Так, Г. Жез, считая бюджетные полномочия парламента важнейшими, рассматривал политическое значение бюджета в трех значениях: 1) вотирование бюджета дает возможность парламенту подвергать обсуждению деятельность и методы работы всех государственных учреждений. Словом, подвергать критике все государственное оправление. Благодаря этому бюджет в настоящее время получил значение политической программы: государственные власти указывают, как именно они представляют себе деятельность, государственных учреждений в предстоящем году; 2) парламент путем вотирования кредитов оказывает энергичное давление на правительство и тем побуждает его принять определенную линию поведения. Порою парламент утверждает свое право видоизменять и даже упразднять государственные учреждения путем сокращения или отказа в суммах, необходимых для их функционирования, другими словами, он иногда стремится производить органические реформы через посредство бюджета. Наконец, парламент, благодаря бюджету имеет в руках средство заставить правительство либо подчиниться воле народных представителей, либо уйти в отставку; во всяком случае, отказ в бюджетных кредитах рассматривается парламентом, как особо сильное выражение его недоверия правительству; 3) так как бюджет должен быть утвержден к определенному сроку, парламент, желая спешно провести некоторые законодательные мероприятия, иногда присоединяет их к бюджету, несмотря на то, что они по природе совершенно чужды последнему и даже совершенно не имеют финансового характера (бюджетные загромождения) [Жез Г. Общая теория бюджета: пер. с фр. – М., 1930. – С. 44–45].
Как политический институт бюджет обеспечивает воспроизведение существующих отношений и является важнейшим фактором реализации демократических традиций. Бюджеты развитых стран выражают их политическую и социально-экономическую сущность. Реализовать цели любой политической партии или парламентской фракции невозможно без достижения приоритетов в государственном финансировании, подчинения своему контролю процесс утверждения главного финансового плана страны. В связи с этим ведется острая политическая борьба в парламенте, иных органах государственной власти при рассмотрении и утверждении бюджета.
Главное значение бюджетасостоит в том, что через него происходит мобилизация финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов. Именно наличие бюджета как главного централизованного фонда страны должно исключить формирование различных параллельных денежных фондов государства (практика создания государственных целевых внебюджетных фондов должна быть сведена к минимуму, а в перспективе и полностью исключена в контексте однократного исполнения гражданами своей налоговой обязанности), которые могут привести как к нарушению процесса эффективного образования и использования финансовых ресурсов в национальной экономике, так и к узурпации управленческих решений по вопросам распределения денежных средств.
Именно поэтому в конституциях многих стран прописано исключительное право парламента на принятие решений в сфере распоряжения финансовыми ресурсами («Право распоряжаться государственными финансами осуществляется на основе решения Парламента» (ст. 83 Конституции Японии)).
Бюджет, являясь формой образования и расходования денежных средств для обеспечения выполнения функций государства, занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
В новых условиях изменяются приоритеты бюджетной политики. Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики.
Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Тем самым реализуется распределительная функция этого звена финансовой системы.
Республиканские и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между органами управления. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).
Бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию суверенитета путем создания финансовой основы для деятельности государства. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.