Бюджетная классификация доходов
Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системыРФ.
Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Классификация доходов предусматривает следующие группы:
Код группы | Название группы |
Налоговые доходы | |
Неналоговые доходы | |
Безвозмездные перечисления | |
Доходы целевых бюджетных фондов |
Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:
Вид детализации | Код | Название |
Группа | Налоговые доходы | |
Подгруппа | Налоги на прибыль (доход), прирост капитала | |
Статья | Налог на прибыль предприятий и организаций | |
Подстатья | § 1010101 § 1010102 и т.д | § Налог на прибыль предприятий и организаций (резидентов) § Налог на прибыль иностранных юридических лиц |
Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.
Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.
Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
§ федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
§ государственную пошлину.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
§ доходов от использования имущества;
§ доходов от продажи имущества;
§ части прибыли унитарных предприятий.
В доходах федерального бюджета также учитываются:
§ прибыль Банка России;
§ доходы от внешнеэкономической деятельности;
§ доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.
88. Понятие, сущность и виды цен в рыночной экономике.
Цена-это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
В современной экономической науке (в частности, в ценообразовании) четко обозначилась тенденция изменения пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. Практика, однако, свидетельствует, что решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка. В связи с этим, посвящая большую часть учебно-методического пособия прикладным вопросам ценообразования, считаем необходимым хотя бы коротко остановиться на современном толковании категории «цена».
Многие экономисты склоняются к такой формулировке цены:
Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий момент в понимании категории «цена» —обмен. Масштабы и интенсивность обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразования. Так, в условияхадминистративно регулируемой экономики неправомерно использовать понятия «цена земли», других природных ресурсов, рабочей силы, не являющихся объектами купли-продажи. В условиях рыночной экономики, когда большая часть товаров и услуг является объектами купли-продажи, значительно большие масштабы имеет и ценообразование.
Применительно к основному (товарному) рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежное выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в условиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые (стоимостные) факторы и в подавляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка.
В силу того, что теоретическое толкование цены в настоящее время остается дискуссионным вопросом, широкое распространение получила и более упрощенная формулировка, согласно которой цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Разумеется, можно предложить и другие формулировки категории «цена» применительно к современным условиям. Лучшему пониманию этой категории поможет анализ функций цены.
Функции цен
Функции цен - наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена»
Функции цен характерны для любого вида цен.
Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции:
§ учетная
§ перераспределительная
§ стимулирующая
§ функция балансирования спроса и предложения.
Выполняя учетнуюфункцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.
Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.
Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения последних.
Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т. д.
Виды цен
Цены мировые, цены международных региональных рынков, внутренние, внешнеторговые цены формируют группу видов цен в зависимости от масштабов обслуживания рынка.
По мере углубления международной интеграции усиливается взаимосвязь правил формирования уровней, структуры указанных видов цен.