Анализ тенденций и отраслевые сопоставления

Это два важных и широко используемых аналитических метода. При анализе тен­денций сопоставляют информацию за сравнимые периоды или на сопоставимые даты для одного и того же предприятия. Анализ тенденций используется для изучения благоприятных или неблагоприятных хозяйственных изменений в том виде, в каком они отражаются в доходах, расходах, активах и обязательствах.

Отраслевые сопоставления производятся путем сравнительного анализа. При сравнительном анализе сопоставляют коэффициенты и другую финансовую информацию, относящиеся по меньшей мере к двум предприятиям, желательно одинакового размера и одной от­расли. Это позволяет аналитику сравнить эффективность работы этих предприятий. Используя анализ годовых отчетов, можно срав­нить предприятие со многими другими предприятиями и получить статистические выводы.

ВОПРОС 24. Задачи, содержание и виды анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности. Приемы и способы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.

1. Задачи, содержание и виды анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Приемы и способы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.

1.

Одно из важнейших условий успешного управления предприяти­ем – анализ его финансового состояния, поскольку результаты дея­тельности в любой сфере предпринимательской деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. В условиях рыночной экономики забота о финансах является важным элементом деятельности каждого предприятия. Именно для эффектив­ного управления финансами необходимо систематически проводить финансовый анализ, основным содержанием которого является ком­плексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов, на него влияющих, и прогнозирование уровня доходности капитала предприятия.

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупнос­тью показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кру­гооборота и способность предприятия финансировать свою деятель­ность на определенный момент времени. Проводится анализ финансо­вого состояния предприятия с целью выявления возможностей повышения эффективности его функционирования. Способность предприятия успешно работать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в постоянно изменяющейся внутренней и внешней предпринимательской среде, поддерживать свою платежеспо­собность и финансовую устойчивость свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Анализ финансового состояния предприятия необходим

1) для выявления факторов, влияющих на его финансовое состояние;

2) выявления изменений показателей финансового состояния;

3) оценки количественных и качественных изменений финансово­го состояния;

4) оценки финансового положения предприятия на определенный момент времени,

5) определения тенденций изменений финансового состояния предприятия.

Собственники предприятия анализируют его финансовое состоя­ние для обеспечения стабильности положения на рынке и повышения доходности капитала. Кредиторы и инвесторы анализируют финансо­вые отчеты для минимизации своих рисков по вкладам и займам. Та­ким образом, субъектами анализа могут выступать как непосредствен­но, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприя­тия пользователи информации.

К первой группе пользователей относятся:

1) существующие и потенциальные собственники средств предпри­ятия, в том числе акционеры, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации;

2) существующие и потенциальные кредиторы и инвесторы, использующие результаты финансового анализа для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;

3) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

4) государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов;

5) персонал предприятия, интересующийся данными анализа фи­нансового состояния предприятия с точки зрения стабильности уровня заработной платы и перспектив работы на данном предприятии;

6) руководители предприятия.

Вторая группа субъектов финансового анализа – это те, кто непос­редственно не заинтересован в деятельности предприятия, однако изу­чение финансового состояния предприятия им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности. К этой группе относятся:

1) аудиторские фирмы, проверяющие соответствие данных бухгал­терской отчетности существующим правилам с целью защиты интере­сов инвесторов;

2) консультанты по финансовым вопросам, которые на основе ре­зультатов анализа финансового состояния разрабатывают рекоменда­ции своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную предпринимательскую организацию;

3) биржи ценных бумаг, принимающие решения о приостановке деятельности какого-либо предприятия;

4) законодательные органы;

5) юристы, нуждающиеся в информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

6) профсоюзы, заинтересованные в информации о финансовом со­стоянии предприятия для определения своих требований в отношении заработной платы членам профсоюзов и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие;

7) пресса и информационные агентства, использующие результаты анализа финансового состояния предприятия для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;

8) торгово-производственные ассоциации, использующие данные о финансовом состоянии предприятий для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятель­ности на отраслевом уровне.

Основная цель анализа финансового состояния — получение не­большого числа ключевых, т.е. наиболее информативных, показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния пред­приятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналити­ка, как правило, интересует не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Основными функциями анализа финансового состояния являются:

• своевременная и объективная оценка финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;

• выявление факторов и причин достигнутого состояния;

• подготовка и обоснование принимаемых управленческих реше­ний в области финансов;

• выявление и мобилизация резервов улучшения финансового со­стояния предприятия и повышения эффективности всей хозяйствен­ной деятельности;

• прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах ис­пользования ресурсов.

Для того чтобы обеспечить стабильное функционирование пред­приятия в рыночных условиях хозяйствования, его управленческому персоналу необходимо в первую очередь реально оценивать финансо­вое состояние не только своего предприятия, но и существующих и потенциальных партнеров. Для этого нужно владеть методикой оцен­ки финансового состояния предприятия, а также иметь соответствую­щее информационное обеспечение.

2.

Практика анализа финансового состояния выработала основные методы его проведения.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику ее отдельных показателей.

С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет от­ношений отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ – анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а так­же сравнение финансовых показателей предприятия с показателями предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэко­номическими данными.

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (при­чин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть пря­мым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, и обратным (синтез), когда его отдельные эле­менты соединяются в общий результативный показатель.

В качестве инструментария для анализа финансового состояния предпринимательской фирмы широко используются финансовые ко­эффициенты — относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим.

Финансовые коэффициенты исполь­зуются:

1) для сравнения показателей финансового состояния конкрет­ной фирмы с базисными (нормативными) величинами, аналогич­ными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями;

2) выявления динамики развития показателей и тенденций измене­ния финансового состояния фирмы;

3) определения нормального ограничения и критериев различных
сторон финансового состояния предпринимательской фирмы.

Согласно классификации Н А Болотова – одного из основателей балансоведения, относительные показатели финансового состояния подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.

Коэффициенты распределения применяются в тех случа­ях, когда требуется определить, какую часть от итога включающей его группы абсолютных показателей составляет тот или иной абсолютный показатель финансового состояния.

Коэффициенты координации ис­пользуются для выражения отношений, по существу, разных абсолют­ных показателей финансового состояния или их линейных комбина­ций, имеющих различный экономический смысл.

Кроме того, анализ финансового состояния по субъектам его про­ведения делится на внутренний и внешний, следует отметить, что они существенно отличаются по своим целям и содержанию.

Внутренний финансовый анализ – исследование механизма формирования, разме­щения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания соб­ственного капитала предприятия.

Внешний финансовый анализ пред­ставляет собой процесс исследования финансового состояния пред­приятия с целью прогнозирования степени риска инвестирования ка­питала и уровня его доходности.

Наши рекомендации