Анализ тенденций и отраслевые сопоставления
Это два важных и широко используемых аналитических метода. При анализе тенденций сопоставляют информацию за сравнимые периоды или на сопоставимые даты для одного и того же предприятия. Анализ тенденций используется для изучения благоприятных или неблагоприятных хозяйственных изменений в том виде, в каком они отражаются в доходах, расходах, активах и обязательствах.
Отраслевые сопоставления производятся путем сравнительного анализа. При сравнительном анализе сопоставляют коэффициенты и другую финансовую информацию, относящиеся по меньшей мере к двум предприятиям, желательно одинакового размера и одной отрасли. Это позволяет аналитику сравнить эффективность работы этих предприятий. Используя анализ годовых отчетов, можно сравнить предприятие со многими другими предприятиями и получить статистические выводы.
ВОПРОС 24. Задачи, содержание и виды анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности. Приемы и способы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.
1. Задачи, содержание и виды анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2. Приемы и способы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.
1.
Одно из важнейших условий успешного управления предприятием – анализ его финансового состояния, поскольку результаты деятельности в любой сфере предпринимательской деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. В условиях рыночной экономики забота о финансах является важным элементом деятельности каждого предприятия. Именно для эффективного управления финансами необходимо систематически проводить финансовый анализ, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов, на него влияющих, и прогнозирование уровня доходности капитала предприятия.
Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность предприятия финансировать свою деятельность на определенный момент времени. Проводится анализ финансового состояния предприятия с целью выявления возможностей повышения эффективности его функционирования. Способность предприятия успешно работать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в постоянно изменяющейся внутренней и внешней предпринимательской среде, поддерживать свою платежеспособность и финансовую устойчивость свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Анализ финансового состояния предприятия необходим
1) для выявления факторов, влияющих на его финансовое состояние;
2) выявления изменений показателей финансового состояния;
3) оценки количественных и качественных изменений финансового состояния;
4) оценки финансового положения предприятия на определенный момент времени,
5) определения тенденций изменений финансового состояния предприятия.
Собственники предприятия анализируют его финансовое состояние для обеспечения стабильности положения на рынке и повышения доходности капитала. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты для минимизации своих рисков по вкладам и займам. Таким образом, субъектами анализа могут выступать как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.
К первой группе пользователей относятся:
1) существующие и потенциальные собственники средств предприятия, в том числе акционеры, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации;
2) существующие и потенциальные кредиторы и инвесторы, использующие результаты финансового анализа для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;
3) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
4) государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов;
5) персонал предприятия, интересующийся данными анализа финансового состояния предприятия с точки зрения стабильности уровня заработной платы и перспектив работы на данном предприятии;
6) руководители предприятия.
Вторая группа субъектов финансового анализа – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия, однако изучение финансового состояния предприятия им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности. К этой группе относятся:
1) аудиторские фирмы, проверяющие соответствие данных бухгалтерской отчетности существующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
2) консультанты по финансовым вопросам, которые на основе результатов анализа финансового состояния разрабатывают рекомендации своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную предпринимательскую организацию;
3) биржи ценных бумаг, принимающие решения о приостановке деятельности какого-либо предприятия;
4) законодательные органы;
5) юристы, нуждающиеся в информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
6) профсоюзы, заинтересованные в информации о финансовом состоянии предприятия для определения своих требований в отношении заработной платы членам профсоюзов и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие;
7) пресса и информационные агентства, использующие результаты анализа финансового состояния предприятия для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
8) торгово-производственные ассоциации, использующие данные о финансовом состоянии предприятий для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.
Основная цель анализа финансового состояния — получение небольшого числа ключевых, т.е. наиболее информативных, показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика, как правило, интересует не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Основными функциями анализа финансового состояния являются:
• своевременная и объективная оценка финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;
• выявление факторов и причин достигнутого состояния;
• подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
• выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния предприятия и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности;
• прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
Для того чтобы обеспечить стабильное функционирование предприятия в рыночных условиях хозяйствования, его управленческому персоналу необходимо в первую очередь реально оценивать финансовое состояние не только своего предприятия, но и существующих и потенциальных партнеров. Для этого нужно владеть методикой оценки финансового состояния предприятия, а также иметь соответствующее информационное обеспечение.
2.
Практика анализа финансового состояния выработала основные методы его проведения.
Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику ее отдельных показателей.
С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений отчетности, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный (пространственный) анализ – анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а также сравнение финансовых показателей предприятия с показателями предприятий-конкурентов, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.
В качестве инструментария для анализа финансового состояния предпринимательской фирмы широко используются финансовые коэффициенты — относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим.
Финансовые коэффициенты используются:
1) для сравнения показателей финансового состояния конкретной фирмы с базисными (нормативными) величинами, аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями;
2) выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния фирмы;
3) определения нормального ограничения и критериев различных
сторон финансового состояния предпринимательской фирмы.
Согласно классификации Н А Болотова – одного из основателей балансоведения, относительные показатели финансового состояния подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.
Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть от итога включающей его группы абсолютных показателей составляет тот или иной абсолютный показатель финансового состояния.
Коэффициенты координации используются для выражения отношений, по существу, разных абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.
Кроме того, анализ финансового состояния по субъектам его проведения делится на внутренний и внешний, следует отметить, что они существенно отличаются по своим целям и содержанию.
Внутренний финансовый анализ – исследование механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала предприятия.
Внешний финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния предприятия с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.