Государственная регистрация банка
Банк имеет право выполнять банковские операции только после государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности.
В Республике Беларусь государственной регистрации подлежат:
- вновь созданные (реорганизованные) банки;
- изменения и (или) дополнения, вносимые в учредительные документы банков.
Для государственной регистрации вновь созданного банка его учредителям, в качестве которых могут выступать физические и юридические лица, в том числе государственные органы.
Для государственной регистрации вновь создаваемого банка его учредители обязаны:
- согласовать с Национальным банком его название;
- определить предполагаемое место нахождения банка;
- принять решение о создании банка и утвердить его устав;
- утвердить кандидатуры на должности руководителя и главного бухгалтера банка и обеспечить подбор кадров требуемой квалификации и деловой репутации;
сформировать уставный фонд в полном объеме;
- создать технические возможности для осуществления банковской деятельности;
- разработать бизнес-план и подготовить другие необходимые для регистрации документы.
Учредителям создаваемого (реорганизуемого) банка необходимо подать в Национальный банк следующие документы:
- заявление о государственной регистрации создаваемого банка по форме, установленной Национальным банком;
- устав банка в двух экземплярах и его электронная копия;
- договор о создании банка;
- протокол учредительного собрания, в котором помимо сведений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, содержатся сведения о кандидатурах на должности руководителя и главного бухгалтера банка;
- документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка из временного счета, заключение экспертизы достоверности оценки стоимости имущества в случае внесения в уставный фонд вклада в неденежной форме и другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь);
- копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц ;
- документ, подтверждающий право на размещение банка по месту его нахождения (месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа), указанному в уставе банка;
- копии документов, удостоверяющих личность учредителей – физических лиц;
- список учредителей с указанием размера их вклада, количества, категорий и номинальной стоимости акций, подлежащих размещению среди учредителей, а также долей таких акций в уставном фонде банка по форме, определенной Национальным банком;
- сведения о предполагаемых бенефициарных собственниках банка, каждый из которых станет таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка, по форме, определенной Национальным банком;
- передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (для банка, создаваемого в результате реорганизации);
- платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию банка.
Учредителями, являющимися иностранными организациями, дополнительно представляется письменное разрешение уполномоченного органа страны места их учреждения на участие в создании банка с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь в случае, когда такое разрешение требуется по законодательству страны места их учреждения.
Государственная регистрацияпроизводится в течение двух месяцев со дня представления документов. За этот срок Национальный банк обязан принять решение либо о государственной регистрации банка (изменений и дополнений в учредительные документы), либо об отказе в ней.
Технические возможности, которыми должен располагать создаваемый банк, регламентируются действующим законодательством. В частности, банкам необходимо оборудовать технически укрепленные кассовые узлы, иметь счетную, компьютерную и организационную технику, средства телекоммуникации, средства защиты информации и т.д.
Государственную регистрацию банков, а также изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляет Национальный банк Республики Беларусь.
При регистрации вновь созданного банка в процессе рассмотрения пакета документов специальная квалификационная комиссия Национального банка проводит оценку профессиональной пригодности и деловой репутации кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера банка. Если возникнет необходимость, Национальный банк может запросить у государственных и иных органов дополнительные сведения об учредителях регистрируемого банка и кандидатах на руководящие должности.
Если Национальный банк принимает решение о государственной регистрации банка (либо изменений и дополнений в учредительные документы), то на основании этого решения производится соответствующая запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. За государственную регистрацию взимается плата, размер которой определяется действующим законодательством.
Зарегистрированному банку выдается свидетельство о его государственной регистрации. О факте регистрации Национальный банк ставит в известность налоговые органы и органы государственной статистики, а также публикует сообщение в официальных республиканских средствах массовой информации.
Пройдя процедуру государственной регистрации, банк приобретает статус юридического лица.
Следует подчеркнуть, что Национальный банк не может отказать банку в государственной регистрации на том основании, что считает его создание нецелесообразным. В государственной регистрации создаваемого банка может быть отказанов случаях, если:
- для государственной регистрации создаваемого банка представлены не все необходимые документы;
- в документах, представленных для государственной регистрации создаваемого банка, выявлены недостоверные сведения;
- устав банка и (или) иные документы, представленные для его государственной регистрации, не соответствуют законодательству Республики Беларусь;
- на момент проведения государственной регистрации уставный фонд банка не сформирован в полном объеме;
- установлены факты использования при формировании уставного фонда банка денежных средств или иного имущества, не являющихся собственными средствами учредителей банка, и (или) доходов, полученных преступным путем;
- банк, создаваемый в результате реорганизации, не соответствует лицензионным требованиям, установленным настоящим Кодексом;
- хотя бы один из учредителей банка или один из его предполагаемых бенефициарных собственников, который станет таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка:
- имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
- является общественным объединением, преследующим политические цели;
- не соответствует требованиям, установленным Национальным банком.
Если Национальный банк принимает решение об отказе в государственной регистрации банка либо изменений и дополнений в учредительные документы, то в пятидневный срок письменно уведомляет об этом банк, указав причины отказа. В случае несогласия банка с таким решением он может обжаловать его в хозяйственный суд.
Не допускается отказ по причине нецелесообразности создания банка.
Государственная регистрация банка с иностранными инвестициямиили дочернего банка иностранного банка на территории Республики Беларусь осуществляется в рассмотренном выше порядке, однако имеет ряд особенностей.
В частности, помимо перечисленных ранее документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого (реорганизованного) банка в соответствии с белорусским законодательством дополнительно следует представить:
- иностранному юридическому лицу — решение о создании или участии в создании банка с иностранными инвестициями на территории республики либо о приобретении акций в ранее учрежденном белорусском банке без иностранных инвестиций; документ, подтверждающий регистрацию данного иностранного юридического лица; баланс за предыдущий год, подтвержденный аудиторским заключением; письменное разрешение1 уполномоченного органа страны его местонахождения на создание или на участие этого юридического лица в создании банка на территории Республики Беларусь либо на приобретение акций в ранее учрежденном белорусском банке без иностранных инвестиций;
- иностранному физическому лицу — копию паспорта или иного документа, подтверждающего личность; подтверждение его платежеспособности иностранным банком, в котором он обслуживается; документ об источниках средств, которые вносятся в уставный фонд банка или за счет которых приобретаются акции белорусского банка без иностранных инвестиций.
Национальный банк может отказать в государственной регистрации банка с иностранными инвестициями по тем же основаниям, которые предусмотрены для банков, учреждаемых резидентами республики. Кроме того, он вправе мотивировать свой отказ тем, что в соответствующих иностранных государствах существуют аналогичные ограничения в создании, регистрации и деятельности банков с инвестициями физических и юридических лиц Республики Беларусь.