Тестовые задания для самостоятельного выполнения
ГОССАРИЙ
Аукцион — способ продажи ценных бумаг в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного ознакомления с ценными бумагами (предоставляется информация как об эмитенте, так и о проспекте данной эмиссии).
Биржа — организованный рынок, на котором торговля осуществляется в определенное время и в определенном месте.
Биржевая операция — сделка с ценными бумагами, заключенная между членами или постоянными посетителями биржи, оформленная записью и зарегистрированная в регистрационной книге биржи.
Брокер — финансовый посредник, осуществляющий операции с ценными бумагами за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.
Брокер дисконтный — предоставляет услуги по обслуживанию интересов самостоятельного инвестора на фондовом рынке за определенную плату (комиссию).
Дилер — посредник на рынке ценных бумаг, осуществляющий операции за свой счет и от своего имени.
Инвестор — физическое или юридическое лицо, вкладывающее средства в ценные бумаги или другие материальные активы.
Обращение ценных бумаг — заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
Первичный рынок — рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их первоначальное размещение среди инвесторов.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют такие виды деятельности, как брокерская, дилерская, клиринговая, депозитарная, по ведению реестров владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли ценными бумагами.
Регистратор — специализированные компании, уполномоченные вести реестры акционеров (списки владельцев ценных бумаг).
Эмитент — юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Лекция 2. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОНДОВОГО РЫНКА
Осуществляя операции на финансовом рынке предприятие выбирает соответствующие финансовые инструменты их проведения. Финансовые инструменты представляют собой разнообразные обращающиеся финансовые документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, т.е. производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).
Облигации
Облигация (Бонд, Bond) - от лат. obligatio - обязательство - эмиссионная ценная бумага, содержащая обязательство эмитента выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончании установленного срока и периодически выплачивать определенную сумму процента.
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт. Рынок облигаций - один из секторов рынка долговых бумаг - формируется в результате секъюритизации долгов наиболее крупных категорий участников финансового рынка: основными эмитентами облигаций являются Государство, органы местного самоуправления и представители корпоративного сектора, в том числе финансовые посредники, которые посредством данных инструментов осуществляют заимствования на относительно длительные сроки.
Свойства облигации, как инструмента долгового рынка, отражают основные принципы кредитных отношений: срочность, платность и возвратность. С другой стороны, свойствами облигации, отличающими ее от иных инструментов долгового рынка, являются: во-первых, относительно более продолжительный период обращения - как правило свыше года; во-вторых, эмиссии облигаций осуществляется в форме выпусков - то есть облигация является эмиссионной ценной бумагой, в частности по Российскому законодательству, в отличие от векселей, депозитных сертификатов и т.п.
Необходимость привлечения финансовых ресурсов на рынке облигаций обусловлена рядом причин:
Во-первых: не все участники финансовой системы могут заимствовать на рынке собственности;
Во-вторых: рынок облигаций охватывает так же и рынок капиталов, в отличие от других долговых инструментов, что позволяет эмитентам привлекать ресурсы на довольно длительное время;
В-третьих: (это касается корпоративного сектора) облигаций в большинстве случаев не дают право голоса на участие в управлении деятельностью эмитента, как акции, а это в некторой степени защищает бизнес эмитента от контроля со стороны инвесторов (покупателей облигаций).
С другой стороны, облигация, как объект инвестирования, так же имеет ряд отличительных особенностей (отличия прежде всего от акций):
Во-первых, в силу своей природы облигация как финансовый инструмент несёт в себе меньше рисков, чем акция. Это связано с тем, что по облигациям поток платежей известен заранее (в случае классических облигаций): четко фиксированы время выплат и их размер. Таким образом, инвестору гарантируется возврат денежных средств в определенном размере, в определенный срок. Это существенное снижает уровень неопределенности денежных потоков по данному инструменту и в конечном итоге уменьшает риск инвесторов.
Во-вторых, инвестор, приобретая облигации, не принимает на себя риски бизнеса компании-эмитента кроме катастрофических, способных привести к дефолту или банкротству – независимо от динамики прибыли и перспектив развития отрасли и экономики в целом компания должна в полной мере осуществлять платежи по эмитированным ею облигациям. В то же время держатели акций в такой ситуации едва ли смогут рассчитывать на дивиденды или прирост курсовой стоимости.
В-третьих, инвесторы более гибки в плане получения дополнительного дохода от вложений в облигации. В частности, если ценовая динамика того или иного облигационного выпуска благоприятная, то инвестор имеет возможность получить дополнительный доход. В то же время, в случае негативного ценового тренда, инвестор имеет возможность спокойно ждать до погашения данного облигационного выпуска, будучи уверенным в получении определенного уровня доходности на инвестированные средства.
Классификация облигаций:
По статусу эмитента:
· Государственные;
· Муниципальные;
· Частные (корпоративные).
По способу реализации имущественных прав:
· на предъявителя;
· именные.
По форме существования:
· документарные;
· бездокументарные.
В зависимости от формы получаемого дохода:
· процентные (доход выплачивается в виде процента к их номинальной стоимости;
· дисконтные (доходом является разница между ценой приобретения и номиналом;
· доходные – промежуточная форма между собственно облигациями и привилегированными ациями. По данным облигациям проценты выплачиваются только в том случае, если в течении соответствующего купонного периода компания-эмитент заработала прибыль;
· выигрышные.
В зависимости от срока существования:
· краткосрочные – со сроком обращения 1-5 лет;
· среднесрочные – 5-10 лет;
· долгосрочные 10-30 лет;
· без указания срока обращения;
· пролонгируемые облигации - предполагают возможность продления срока обращения;
· отзывные – предусматривают возможность отзыва до истечения срока обращения.