Страхование железнодорожного подвижного состава
Страхование железнодорожного подвижного состава выгодно страхователю (собственнику или арендатору состава), так как ему необходимо обезопасить себя от случайных бед, происходящих на железнодорожном транспорте.
Объекты страхования. Объектами страхования в этом виде страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, распоряжением и пользованием железнодорожным подвижным составом. Страхование производится на случай повреждения, уничтожения или утраты подвижного состава. В связи с этим страхованию подлежат:
· тяговый подвижной состав (локомотивы вех видов, дизель поезда, турбопоезда, авто - и мотодрезины, мотовозы);
· вагоны (пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, рестораны, служебные, изотермические, специальные вагоны, крытые, полувагоны, платформы, цистерны, цементовозы, транспортеры, вагоны для перевозки скота, живой рыбы, битума, легковых автомобилей).
Срок страхования. По данному виду страхования предлагается заключение договоров страхования железнодорожного подвижного состава сроком на один год с юридическими лицами (собственниками или арендаторами железнодорожного подвижного состава).
Действие договора страхования. Действие договора страхования распространяется, как правило, на территорию Российской Федерации. По согласованию со страховщиком страховая защита по договору страхования может также предоставляться на территориях стран-членов СНГ и дальнего зарубежья с уплатой страховой премии по специальному тарифу.
Объем страховой ответственности. По заключаемым договорам страхования страховые компании предоставляют защиту от рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава (его единиц), наступивших в результате:
1. крушения, аварии, столкновения или схода с рельсов ( как в поездках, так и при маневровой работе);
2. пожара, взрыва;
3. стихийных бедствий (наводнения, бури, урагана, ливня, землетрясения, обвала, оползня, снегопада, удара молнии, смерча, града);
4. противоправных действий третьих лиц.
Страхование рисков повреждения и уничтожения железнодорожного подвижного состава в основном производится одновременно, но в отдельных случаях по согласованию со страховщиком может предоставляться раздельно по каждому риску.
Указанные страховые риски означают следующее:
Повреждение - нарушение целостности застрахованного подвижного состава, изменение его внешнего вида, приведение в негодность отдельных его частей в результате крушения, аварии, столкновения, схода с рельсов, пожара, взрыва, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц. При повреждении состава возможны восстановление, исправление или ремонт.
Уничтожение - приведение застрахованного подвижного состава в полную негодность, в результате чего он не может быть использован в соответствии со своим назначением и подлежит списанию.
По согласованию сторон на особых условиях по повышенному тарифу страховщик может предоставить страхователю страховую защиту от риска утраты железнодорожного подвижного состава.
Утрата - полная невозможность установления места нахождения вагона (длительное безвестное отсутствие вагона, которое принято считать за его полную действительную гибель).
Не являются страховыми случаями повреждение, уничтожение или утрата железнодорожного подвижного состава явившиеся следствием:
· горения, обусловленного спецификой технологического прогресса производства или условиями работы промышленных установок и агрегатов, а также обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменений других качественных характеристик, если не произошло распространение горения;
· коротких замыканий электросетей в электрооборудовании в железнодорожном подвижном составе, не вызвавших распространение пожара за пределы аппарата, агрегата, механизма;
· повреждение подвижного состава перевозимым грузом;
· воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
· военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;
· гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;
· изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов;
· в случае самовольного занятия подвижного состава железной дорогой для перевозки грузов других отправителей;
· других случаев, относимых законодательными актами к перечню оснований для отказа страховщика произвести страховую выплату.
Страховая сумма. Минимальная страховая сумма по рискам повреждения, уничтожения и утраты при страховании единицы подвижного состава не может быть согласно Правилам страхования ниже 40 % стоимости единицы нового подвижного состава.
По каждой единице подвижного состава страховая сумма устанавливается по согласованию сторон, но она не может быть более действительной стоимости единицы подвижного состава. Под действительной стоимостью подразумевается стоимость единицы подвижного состава с учетом износа на момент заключения договора страхования. Страховая стоимость может быть определена как балансовая, если она ниже или равна действительной стоимости единицы подвижного состава, определенной страховщиком в соответствии с существующими ценами на рынке.
Договор страхования. Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя. Для его заключения страхователь должен предъявить страховщику следующие документы:
· технический паспорт единицы железнодорожного подвижного состава;
· распоряжение на право курсирования по сети железных дорог;
· акт технического осмотра железнодорожного подвижного состава;
· свидетельство о техническом состоянии кузовов вагонов, котлов цистерн и запорно-предохранительных устройств для перевозки опасных грузов;
· выписку из книги освидетельствования котлов цистерн, работающих под давлением.
· договор аренды (для арендатора);
В большинстве случаев страховщику необходима справка о балансовой стоимости страхуемого железнодорожного подвижного состава. При заключении договора страхования, его возобновлении или изменений условий страхования страхователь обязан предоставить возможность представителю страховщика осмотреть подвижной состав.
При сроке действия договора страхования более одного года страхователю может быть предоставлена льгота, если он не обращался за получением страхового возмещения в течение года.
Для получения страхового возмещения страхователь должен представить согласно правилам страхования следующие документы:
· в случае пожара - справку органов пожарного надзора, калькуляцию, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта ОАО «РЖД» или иной организации, осуществляющей эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования;
· в случае крушения, аварии, столкновения или схода - заверенную копию акта ОАО «РЖД» или иной организации, осуществляющей эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования, калькуляцию и фотографии поврежденного объекта;
· в случае повреждения в результате противоправных действий третьих лиц - справку из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, калькуляцию, фотографии поврежденного объекта и заверенную копию акта ОАО «РЖД» или иного учреждения, имеющего право проводить оценку;
· в случае утраты вагона или его частей - копии документов, представляемых страхователем при оформлении договора страхования, копии документов, подтверждающих объявление и розыск подвижного состава (копии телеграмм, переписка с железной дорогой об утрате вагона).
Отказ в выплате страхового возмещения. В выплате страхового возмещения может быть отказано, если:
· уничтожение или повреждение произошло в результате умышленных действий страхователя (либо лица, действовавшего по поручению или с ведома страхователя), установленных компетентными органами;
· страхователь не предъявил страховщику или его представителю поврежденный подвижной состав до его ремонта, его остатки или фотографии аварийного подвижного состава с видимым железнодорожным номером;
· ущерб полностью возмещен лицом, виновным в его причинении (если ущерб возмещен частично, в размере, меньшем, чем причитающееся страховое возмещение, выплата осуществляется с учетом сумм, полученных страхователем от виновного лица);
· страхователь или его представитель нарушил правила перевозок грузов (например, загрузка непредусмотренным грузом и превышение норм загрузки подвижного состава);
· ущерб нанесен в результате нарушений страхователем или его представителем Правил технической эксплуатации железных дорог;
· при утрате, уничтожении или повреждении подвижного состава страхователь не представлял все необходимые документы;
· события произошли до начала или после окончания срока действия договора страхования;
· страхователь не выполнил или отказался выполнять условия договора страхования, а также в других случаях, установленных законодательством или правилами (договором) страхования.
Страховщик рассматривает все необходимые документы по страховому случаю в течение срока, установленного в договоре страхования, и принимает решение о признании случая страховым, о чем составляется страховой акт, либо представляет страхователю мотивированный отказ.