Общая характеристика деятельности организации
Салон красоты ООО «Елена» расположен по адресу: г. Омск, ул. Степанца, дом 10, корп. 3. Общество с ограниченной ответственностью организовано в 2007 году. Место расположение – спальный район города, жители которого имеют различный дохода.
ООО «Елена» предоставляет большой спектр парикмахерских услуг, а так же перманентный макияж, биотатуировки, пирсинг, маникюр, педикюр, наращивание и дизайн ногтей, наращивание волос и ресниц, биоэпиляция, услуги солярия.
Салон красоты представлен несколькими направлениями деятельности, которые выполняются в:
- парикмахерской;
- ногтевой студии;
- косметическом салоне;
- студии загара.
Организационная структура организации представлена на рис. 2.
Рис. 2. Организационная структура ООО «Елена»
Организационная структура организации, представленная на рис. 2 относится к линейно-функциональной. Функциональная организация направлена на стимулирование качества труда и творческого потенциала работников салона красоты и используется в органическом сочетании с линейной структурой, построенной на основе вертикальной иерархии управления и базирующейся на строгой подчиненности низшего звена управления высшему.
Организация ООО «Елена» по численности относится к малому, так как представлено 11 работниками, из которых директор и по совместительству врач-косметолог, главный бухгалтер, два администратора, четыре мастера и уборщица.
Директор салона красоты руководит всеми видами деятельности, взаимодействует с поставщиками материалов и услуг, контролирующими организациями, рекламными фирмами.
Администратор следит за работой салона, занимается учетом материалов и заказами недостающих косметических препаратов.
Главный бухгалтер готовит отчетность и работает отдельно от салона, поэтому всю остальную работу по сбору документов о расходах выполняет администратор, оплачивает счета фактуры директор. Работа по планированию и управлению доходами и расходами в салоне практически не ведется на перспективу, то есть не осуществляется стратегическое планирование, а только оперативное и то на ближайшие 1-2 недели, что вызывает проблемы по своевременному погашению платежей, либо при чрезвычайных ситуациях (необходимость замены оборудования, выход из строя коммуникаций, требований администрации района по ремонту фасада, участии в городских мероприятиях).
Мастера салона – это два парикмахеры-универсалы и два мастера маникюра, педикюра, наращивания ногтей и наращивания ресниц. Все мастера имеют средне-специальное образование, сертификаты о прохождении курсов по новейшим технологиям в парикмахерском искусстве.
В ООО «Елена» структура управления отвечает следующим требованиям:
1) обладает профессиональной пригодностью, гарантирует надежность и обеспечивает управление на всех уровнях;
2) является оперативной;
3) имеет минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;
4) является экономичной, минимизируя затраты на выполнение управленческих функций.
При такой структуре управления деятельностью каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке трудового процесса. Подобная структура является оптимальной для салона красоты, где ограничена номенклатура услуг.
Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) относит к услугам парикмахерских услуги по уходу за волосами, услуги по уходу за кожей лица и тела, услуги по уходу за кожей кистей рук и стоп, а также постижерные работы. В соответствии с ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» по функциональному назначению услуги парикмахерских относятся к социально-культурным, так как удовлетворяют эстетические и социальные потребности человека и способствуют поддержанию его нормальной жизнедеятельности. Услуги парикмахерских носят сугубо личностный характер, процесс оказания услуги практически совпадает с процессом ее потребления, выполнение услуги (за исключением постижерных работ) происходит в присутствии клиента при тесном сотрудничестве с ним; в отличие от материальных услуг, результаты услуги парикмахерских нельзя обособить от клиента, получившего ее, нельзя их хранить и транспортировать.
Салон красоты ООО «Елена» – парикмахерская, оказывающая услуги класса «Люкс» и отличается от обычных парикмахерских тем, что обеспечивает на высоком художественном уровне выполнение услуг парикмахерских любой сложности и повышенного качества, включая выполнение оригинальных, уникальных стрижек и причесок, а также оказывает другие виды услуг парикмахерских, соответствующих современному и перспективному направлению моды и индивидуальным запросам клиентов.
ООО «Елена» занимается предоставлением услуг населению Левобережного района, которые удовлетворяют различные потребности, поэтому эта организация относится к сфере услуг. Это наиболее эффективная и быстроразвивающаяся отрасль мировой экономики.
Основная стратегия развития ООО «Елена» состоит в повышении качества услуг при сохранении цен на услуги, что связано с жесткой конкуренцией в сфере парикмахерских услуг.
Таким образом, ООО «Елена» малая по численности организация, предоставляющая большое число высоко-качественных парикмахерских услуг в соответствии с современными требованиями, работающая на рынке города Омска с 2007 года и стремящаяся к дальнейшему развитию.
Проанализируем основные показатели деятельности организации ООО «Елена» (табл. 1) на основании Приложения 1 (Баланс) и Приложения 2 (Отчет о прибылях и убытках).
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности
ООО «Елена» за 2007-2009 годы, тыс. руб.
Наименование показателя | Величина показателя по годам | Темп роста, % | |||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2008 г. к 2007 г. | 2009 г.к 2008 г. | |
1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС) | 2 615,2 | 3 153,0 | 2 806,2 | 120,57 | 89,00 |
2. Себестоимость продукции, работ, услуг; | 423,2 | 456,8 | 415,7 | 107,93 | 91,00 |
3. Валовая прибыл | 2 191,9 | 2 696,2 | 2 390,5 | 123,01 | 88,66 |
4. Коммерческие расходы, тыс. руб. | 1 355,0 | 1 649,6 | 1 484,6 | 121,74 | 90,00 |
5. Управленческие расходы | 425,0 | 508,5 | 463,7 | ||
6. Прибыль (убыток) от продаж | 411,9 | 538,2 | 442,1 | 130,64 | 82,16 |
7. Проценты к получению | 384,0 | 384,0 | 384,0 | 100,00 | 100,00 |
8.Проценты к уплате, тыс. руб. | 116,0 | ||||
9. Прочие доходы, тыс. руб. | 112,0 | 15,0 | – | 13,39 | |
10. Прочие расходы, тыс. руб. | 3,5 | 7,3 | 12,6 | 207,14 | 173,79 |
Продолжение табл. 1
11. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | 45,0 | 45,0 | 45,0 | 100,00 | 100,00 |
12. Налог на прибыль, тыс. руб. | 747,4 | 981,9 | 667,5 | 131,37 | 67,98 |
13. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | 100,00 | 122,22 | |||
14. Среднесписочная численность, чел. | 290,6 | 350,3 | 255,1 | 120,57 | 72,82 |
15. Производительность труда, тыс. руб./чел. | 1 705 | 1 857 | 2 064 | 108,91 | 111,15 |
16. Фонд заработной платы, тыс. руб. | 189,4 | 206,3 | 187,6 | 108,91 | 90,94 |
17. Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс. руб. | 1 030 | 320,00 | 128,75 | ||
18. Стоимость основных фондов, тыс. руб. | 10,5 | 3,9 | 2,7 | 37,68 | 69,13 |
19. Фондоотдача, руб. | 27,8 | 88,9 | 93,6 | 320,00 | 105,34 |
20. Фондовооруженность, тыс. руб. | 84,2 | 82,9 | 84,2 | 98,44 | 101,58 |
21. Затраты на 1 руб. выручки от продажи, коп. | 15,75 | 17,07 | 15,76 | 108,36 | 92,31 |
22. Рентабельность продаж, % | 45,0 | 45,0 | 45,0 | 100,00 | 100,00 |
Из данных таблицы 1 можно видеть, что выручка от продажи в 2009 г. снизилась в сравнении с 2008 на 11% или на 347 тыс. руб., а в 2008 г. в сравнении с 2007г. на 20,57% выросла.
Себестоимость материалов и услуг в 2009 году снизилась на 41 тыс. руб. или на 8,97% в сравнении с 2008 г., что также как и выручка связано с кризисом, наступившим во второй половине 2008 года и наиболее негативно повлиявшем доходность организации в 2009 году, так как в 2008 г. в сравнении с 2007 г. был рост себестоимости на 7,93%. Из трех исследованных лет именно 2008 год дал прирост валовой прибыли (23%), прибыли от продаж (30%) и чистой прибыли (30,6%), что указывает на превышение темпа роста доходов над темпами роста расходов и положительно характеризует деятельность организации в 2008 году. В 2009 году, напротив, из-за превышения темпа роста расходов над темпом роста доходов все виды прибыли имели отрицательную динамику.
Прибыль от продаж в 2009 году составила 416 тыс. руб., что на 11,35% ниже прибыли от продаж 2008 года или на 306 тыс. руб. Несмотря на кризис в 2009 чистая прибыль организации составила 668 тыс. руб., но это на 314 тыс. руб. меньше, чем в 2008 году или на 31,98%.
Среднегодовая стоимость основных фондов в 2008 г. в сравнении с 2007г. выросла в 3,2 раза в связи с покупкой квартиры под салон красоты ООО «Елена» в 2009 г. в сравнении с 2008г. она выросла на 230 тыс. руб. или на 28,75%.
При этом фондоотдача в 2008 г. в сравнении с 2007 г. снизилась на 62%, а в 2009 г. в сравнении с 2008 г. она уменьшилась на 8,63% или на 0,34 руб. достигнув 3,6 руб. на 1 руб. основных фондов, что говорит о снижении эффективности использования основных фондов в сравнении с 2008 г. Фондовооруженность в 2009 г. в сравнении с 2008 г. снизилась на 20,23% или на 17,98 тыс. руб., а в 2008 г. в сравнении с 2007 г. этот показатель значительно вырос в 3,2 раза.
Производительность труда (выработка) снизилась в 2009 г. в сравнении с 2008 г. на 3,14%, ее темп роста равен 72,86%. При этом средняя заработная плата снизилась, так она напрямую связана с выручкой и численностью работников на 27,14%, ее темп рост равен 90,91%.
А среднегодовая заработная плата снизилась на 9,09% в 2009 г. в сравнении с 2008г., хотя до этого года она росла.
Соотношение темпов изменения заработной платы и производительности труда в 2007 и 2008 годах
120,57% > 108,91%
Это неравенство соответствует экономическим закономерностям, темп роста средней выработки должен опережать темп роста заработной платы.
Соотношение темпов изменения заработной платы и производительности труда в 2008 и 2009 г.
72,86% < 90,91%.
не соответствует экономическим закономерностям.
Уровень затрат на 1 рубль реализованных парикмахерских услуг в 2008 г. в сравнении с 2007 г. снизился с 84,2 коп. до 82,9 коп. или на 1,56%, а в2009 году вырос до уровня 2007 г., то есть на 1,3 копейки или на 1,58% в сравнении с 2008 годом.
При этом рентабельность реализованной продукции в 2009 году снизилась до 15,76% или на 1,3%, а в 2008 г.сравнении с 2007 годом выросла на 1,3%.
Проанализируем показатели деловой активности (табл. 2).
Таблица 2
Показатели деловой активности ООО «Елена» за 2007-2009 годы
Показатель | Величина показателя по годам | Темп роста, % | |||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2008 г. | 2007 г. | |
1. Оборачиваемость денежных средств, коэф. | 153,83 | 210,20 | 73,85 | 136,64 | 35,13 |
2. Оборачиваемость материальных средств, коэф. | 9,05 | 7,98 | 10,39 | 88,21 | 130,20 |
3. Оборачиваемость собственного капитала, коэф. | 5,45 | 6,28 | 2,40 | 115,23 | 38,19 |
4. Фондоотдача, коэф. | 10,46 | 3,94 | 2,72 | 37,68 | 69,13 |
Как видим, в 2008 г. в сравнении с 2007 г. выросла оборачиваемость денежных средств и собственного капитала, а в 2009 г. в сравнении с 2008 г. выросла только оборачиваемость материальных средств, остальные показатели, снизились, что указывает на снижение деловой активности ООО «Елена» в течение 2008 и 2009 годов.