Предупреждение банкротства
Как серьёзное предупреждение о грядущем неблагополучии предприятия следует расценивать отрицательную реакцию со стороны партнёров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные его мероприятия – всевозможные реорганизации (открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм и т.д.), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, контролируемым кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления, поскольку крах предприятия начинается с конфликтов в его высшем руководстве.
Другие ранние признаки банкротства связаны с характером изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременностью и качеством представления финансовой отчётности и проведением аудиторских проверок:
· задержки представления бухгалтерской отчётности и изменение её качества, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне персонала – и то и другое являются признаками неэффективности финансового управления;
· изменение в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушение определённой их пропорциональности;
· увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам;
· увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам;
· уменьшение доходов предприятия и снижение прибыльности фирмы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию и т.д.
Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение его коммерческой деятельности органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.
Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры, на основании которых можно выделить 2 наиболее распространённых вида тактики.
Защитная тактика (рис. 1) основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что приводит к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних обстоятельств. Однако подобная тактика, которая может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для основной части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий вызывает её более глубокий кризис национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих её предприятий, что вполне объяснимо – ведь главные причины кризисной ситуации находятся вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, попытка улаживания дел с кредиторами (отсрочка долгов) и с поставщиками и т.д.
Более эффективна наступательная тактика, т.е. проведение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий (рис. 1). В этом случае наряду с ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, обновление основных фондов, внедрение перспективных технологий и т.д.
В тоже время происходит смена или укрепление руководства предприятия, осуществляются комплексный анализ и оценка ситуации, при необходимости корректируются философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия, в соответствии с чем пересматриваются производственные программы, происходит укрепление позиций предприятия на рынке и завоевание новых сегментов рынка, обновление номенклатуры выпускаемой продукции. Всё это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления, в соответствии с которой финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют повысить финансовое благополучие предприятия.
В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними всевозможными обязательствами партнёры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государственной власти (рис. 2). Разумеется роль последних (если они не являются собственниками предприятия) отличается от роли других участников системы банкротства. Органы государственной власти должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства. Эффективная реализация целей и задач, стоящих перед системой банкротства, предполагает разработку целого ряда методик и методических разработок, стандартизирующих основные процессы. Применение аналитических методик (по составлению программ финансового и производственно-технического оздоровления, управления, санации и т.д.) позволит провести тщательный анализ финансового состояния, системы управления предприятием, его производственной и маркетинговой деятельности. Большое значение имеет разработка методик по подготовке и переподготовке, подбору и назначению персонала управления (арбитражных и конкурсных управляющих), а также других работников предприятия.
(рис. 2 Участники системы банкротства)
Различают следующие стадии банкротства:
Скрытая стадия, при которой происходит скрытое (особенно если не налажен специальный управленческий учёт) снижение «цены предприятия», определяющейся капитализацией прибыли:
V= P/K,
где P – ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов;
K – средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заёмный и акционерный капиталы);
V – ожидаемая «цена предприятия».
Снижение «цены предприятия» означает снижение её прибыльности (это явно проявится в отчётности) либо увеличение средней стоимости обязательств, которые предприятие будет вынуждено принять на себя в ближайшем будущем (это может происходить незаметно, если финансовые службы не отслеживают ситуацию на рынке акций и облигаций аналогичных фирм, банковских кредитов). Целесообразно рассчитывать «цену предприятия» на ближайшую долгосрочную перспективу.
Вторая стадия – финансовая неустойчивость, т.е. возникновение трудностей с наличностью, некоторых ранних признаков банкротства. На этой стадии руководство часто прибегает к «косметическим» мерам, например продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заёмный капитал путём продажи части активов, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.
Как показывает опыт, при ухудшении ситуации руководители нередко используют авантюрные способы зарабатывания денег, а иногда прибегают к мошенничеству.
Третья стадия – явное, юридически очевидное банкротство, т.е. предприятие не может своевременно оплачивать долги.
4.
Ввод наблюдения происходит с целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию. Эта процедура осуществляется под наблюдением кредиторов. Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия осуществляется с рядом существенных ограничений.
Так, введение наблюдения не является основанием для отстранения от работы руководителей предприятия-должника. Однако органы управления этим предприятием не вправе принимать решения о реорганизации, создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, размещении ценных бумаг, а сделки, связанные с недвижимым имуществом, имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% стоимости активов, с получением и выдачей займов и т.п., могут совершаться исключительно с согласия временного управляющего.
Для проведения процедуры наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами. Обязанностями временного управляющего являются:
· обеспечение сохранности имущества должника;
· проведение анализа финансового состояния;
· определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
· установление всех кредиторов;
· созыв первого собрания кредиторов.
По окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчёт о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия-должника и предложение о возможности или невозможности восстановления его платёжеспособности. На основании представленного отчёта и ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:
· о введении внешнего управления;
· о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
· о заключении мирового соглашения.
С момента принятия решения, наблюдение, как процедура банкротства, прекращается.
5.
Под внешним управлением имущества должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником внешнему управляющему.
Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платёжеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путём реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.