Ключ – стабильность Центральной Азии
Концепция Экономического пояса Нового Шёлкового пути была представлена во время знакового 10-дневного визита Си Цзиньпиня в Центральную Азию в сентябре 2013 года.
Он посетил 4 страны региона: Туркменистан, Казахстан, Узбекистан (премьер Ли Кэцзян побывал в этой стране также в ходе своей ноябрьской поездки) и Кыргызстан. Кроме этого, он принял участие в 13-м саммите ШОС в Бишкеке и посетил саммит «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге, где уже в пятый раз за свой первый год пребывания в должности встретился с Владимиром Путиным.
Си представил на рассмотрение предложение о совместном строительстве Экономического пояса Нового Шёлкового пути, призванного укрепить отношения между Китаем, Центральной Азией и Европой, которое состояло из следующих 5 пунктов:
- Усиление политических контактов с целью помочь «включить зелёный свет» для совместного экономического сотрудничества;
- Усиление дорожных коммуникаций с целью строительства большого транспортного коридора от Тихого океана до Балтийского моря, а также от Центральной Азии до Индийского океана, а затем поэтапного строительства сети транспортных коммуникаций между Восточной, Западной и Южной Азией;
- Усиление содействия торговле с упором на устранение торговых барьеров и принятие мер по уменьшению торговых и инвестиционных издержек;
- Усиление сотрудничества в сфере валютных отношений, с особым вниманием к расчётам валютами, которые могут снизить транзакционные издержки и сократить финансовый риск при одновременном повышении экономической конкурентоспособности; (это означало бы уменьшение роли доллара).
- Усиление международного обмена. Так, Китай выделил странам-членам ШОС 30 тысяч правительственных стипендий на обучение в китайских университетах в течение 10 лет, а также объявил о намерениях пригласить в страну 10 тысяч преподавателей и студентов.
Важнейшей движущей силой экономического развития чрезвычайно бедных регионов Шёлкового пути будет открытие Пекином вдоль его маршрута особых экономических зон, которые будут сообщаться с другими экономическими центрами в Китае, а также с его западными и южными соседями. Первая из них под названием «новый район Ланьчжоу» только что была открыта в китайской провинции Ганьсу.
Новый район – это зона комплексного экономического развития внутри или рядом с агломерацией большого города. Решением Госсовета им предоставляются льготные условия и привилегии, призванные стимулировать их развитие.
В настоящий момент в Китае есть 6 новых районов, причём 4 из них находятся в прибрежных провинциях. Решение основать Новый район Ланьчжоу на северо-западе Китая, в одном из беднейших регионов – это чёткий сигнал о том, что Пекин уделяет особое внимание ускоренному развитию западных регионов Китая и их связыванию с другими, хорошо развитыми частями страны. Новый район Ланьчжоу в центре сосредоточения населения численностью почти 4 миллиона человек – это первая комплексная зона такого типа на северо-западе Китая и первая на историческом Великом Шёлковом пути.
Решение Китая сосредоточиться теперь на том, чтобы «ехать на Запад», имеет ещё одну важную составляющую, относящуюся к сфере безопасности. Пекину нужно обезопасить экспортные рынки и диверсифицировать свою транспортную сеть (главная тема, поднятая Си Цзиньпинем в ходе его поездки в Центральную Азию), особенно всё более ненадёжные морские пути на юге и юго-востоке Азии. Китай очень уязвим перед нарушением судоходства в Малаккском проливе, где участились нападения пиратов, незаконные перевозки и обострились нерешённые морские споры. Этим маршрутом в Китай доставляется почти 85 процентов его импорта, в том числе 80 процентов импорта энергетического. Пекин вполне понимает, что если Вашингтон вдруг решит пойти на конфронтацию с Китаем, то заблокировать Малаккский пролив не составит труда.
Великий шелковый путь - из Китая на Ближний Восток и Европу.
В экономической дипломатии Китая постепенно проявляются три специфических черты.
Во-первых, экономическая дипломатия активно продвигается в верхних эшелонах власти -- в своих зарубежных поездках китайские руководители выступают в качестве "глашатаев" и агитаторов национальных экономических интересов своей страны.
Во-вторых, дипломатия экономического характера направлена на взаимную выгоду и обоюдный выигрыш. Китайское руководство наряду с защитой национальных интересов уважает и поддерживает стремление других сторон достичь собственной выгоды. Это совпадает с концепцией "сообщества единой судьбы", выдвинутой в докладе 18-му Всекитайскому съезду КПК.
В-третьих, при реализации дипломатии экономического назначения полномерно играет роль т. н. "рыночная логика", а китайские предприятия при этом являются важным исходным пунктом. При активном содействии со стороны руководства страны они путем равноправного рыночного обмена смогут создать возможности для получения выгоды иностранными партнерами и жителями других стран.
Дипломатия содействует экспорту, внешним капиталовложениям, внутреннему трудоустройству, улучшению благосостояния народа и т. д. Сегодня, когда развивается экономическая глобализация, дипломатия должна служить народному хозяйству -- таково коллективное решение китайского руководства.
Таким образом, следует отметить, что китайская экономическая дипломатия неуклонно создает блага для развития Китая и мира.