ФК.
Управляющая система (финансовый аппарат) – это совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система (система финансов) – совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами неоднозначен, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовый аппарат, деятельность которого строится в соответствии со следующими принципами:
1) управлением финансами с учетом особенностей каждого их звена;
2) общностью функций всех финансовых учреждений;
3) руководством центра при активном участии нижестоящих органов управления.
Цель проведения финансовой политики, а следовательно, управления финансами – финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте и в итоге в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. К конкретным методам и формам проведения финансовой политики относятся финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, принятие финансового законодательства, система методов мобилизации финансовых ресурсов. Система управления финансами представлена на рисунке. В результате действенной финансовой политики в России осуществляется перераспределение валютного внутреннего продукта, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов РФ, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:
1)Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;
2)Федеральное Собрание РФ, состоящее их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодек РФ, Налоговый кодекс РФ и др.);
3)Правительство РФ формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.
Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства, организует разработку федерального бюджетного плана, принимает активное участие (совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ) в разработке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство финансов РФ возложены также организация исполнения федерального бюджета и проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.
Министерству финансов РФ предоставлены широкие права: получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; ограничивать и приостанавливать финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
В настоящее время в состав Министерства финансов РФ входят следующие основные структурные подразделения и служб:
1) бюджетный департамент, основными функциями которого являются разработка бюджетной политики, составление федерального бюджетного плана, разработка консолидированного бюджетного плана РФ, бюджетное регулирование;
2) Главное управление Федерального казначейства, которое организует и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением Ц расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), регулирует отношения между федеральным бюджетом РФ и внебюджетными фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюджетного плана;
3) департамент налоговых реформ;
4) департамент ценных бумаг и финансового рынка;
5) департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
6) отраслевые департаменты (оборонного комплекса, строительства и строительной индустрии, пищевой промышленности, охраны природы и др.);
7) департамент валютно-экономического регулирования
8) федеральная налоговая служба;
9) департамент государственного финансового контроля;
10) департамент страхового надзора;
11) ряд иных служб и структурных подразделений (например: Федеральная комиссия по ценным бумагам – ФКЦ; Федеральная служба по финансовым рынкам).
Такой орган, как Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
Таможенные органы РФ в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ обладают полномочиями в области проведения таможенной политики, таможенно-тарифного регулирования, взимания таможенных платежей, связанных с перемещением товаров через границу России.
Федеральное агентство Росимущество организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендной платы, доходов от продажи государственного имущества, дивидендов).
Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым росту капитализации, инвестиций и соответственно увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банка РФ является важным органом, проводящим реализацию денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк РФ наряду с Федеральным казначейством РФ осуществляет кассовое исполнение бюджета, контроль за деятельностью других кредитных институтов.
Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган –Счетная палата РФ, основным назначением которой является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.
Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие органы власти и финансовые учреждения.
ФК. №4. Финансовый контроль, его виды.
Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения, с применением специфических форм и методов.
Объект ФК. Финансовый контроль охватывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства для формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики.
Предмет ФК – бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса, финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования, налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения, страховой и фондовый рынки, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.
Цели ФК. Содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.
Задачи ФК. Содействовать сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечивать соблюдение действующего финансового законодательства, своевременность и полноту выполнения ю/л и ф/л налоговых обязательств; способствовать эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на п/п, учреждениях и в организациях; выявлять резервы роста доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности п/п; обеспечивать правильность ведения б/у и отчетности; проводить профилактическую информационно-разъяснительную работу для повышения финансовой дисциплины и др.
Виды ФК.
1. в зависимости от субъектов, осуществляющих контроль:
1.1. государственный контроль (обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности);
1.2. ведомственный контроль (контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств; контроль за подотчетными п/п, учреждениями и организациями; непосредственная связь с функцией управления отраслью, специализация контроля в соответствии с отраслевыми особенностями финансово-хозяйственной деятельности);
1.3. внутрихозяйственный контроль (финансово-экономические службы субъектов хозяйствования; непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельностью, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность);
1.4. общественный контроль (неправительственные общественные организации или отдельные ф/л-экспертами на добровольной основе);
1.5. правовой контроль (правоохранительные органы, ревизии, судебно-бухгалтерские экспертизы и др.);
1.6. гражданский контроль (ф/л, при НО их доходов и имущества, при получении ими доходов в виде з/п, премий, пособий, дивидендов и процентов и т.д.).
2. по времени проведения (уловное подразделение):
2.1. предварительный контроль (на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, прочее; носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного использования финансовых ресурсов, выявлению роста доходов и прибыли);
2.2. текущий контроль (ведется в процессе производственной хозяйственной и финансовой деятельностей, исполнения бюджета, смет расходов и доходов бюджетных учреждений; первостепенное значение имеет оперативность; проводится на основе первичных документов бухгалтерского учета и отчетности; предполагает системный факторный анализ деятельности п/п);
2.3. последующий финансовый контроль (по окончании финансового или отчетного года; проверка количественного и качественного выполнения намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней, исполнения внебюджетных фондов и финансовых планов п/п; в ходе анализа выявляется причины отклонения фактических значений от плановых; тесно связан с предварительным контролем).
Методы проведения финансового контроля.
1) Проверки. Осуществляются органами государственного ф/к. Документальные (выездные) проверки проводят непосредственно на п/п в присутствии их должностных лиц. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, предоставленных ему п/п и имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых ю/л и ф/л.
2) Обследование. Личное ознакомление контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности п/п (проверка бухгалтерских документов, замеры производственных показателей ит.д.)
3) Анализ. Анализ на основе детального изучения периодической и годовой финансовой отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности п/п (определение уровня выполнения плановых показателей, соблюдение норм, финансовой дисциплины).
4) Ревизия (основной метод). Комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности п/п, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Цель ревизии – выявление и предупреждение нарушений в финансово0хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.
Собственно государственный финансовый контроль и его институты.
1. Президент РФ формирование нормативно-правовой базы,
2. Главное контрольное управление Президента РФ. контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента РФ,.
3. Правительство РФ.Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений.
4. Министерство финансов РФ.(ф/к осуществляется всеми управлениями и ведомствами Минфина РФ в пределах своих компетенций и сфер деятельности).
5. Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) –– контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, органами СМУ.
6. Федеральная служба налоговой политики РФ (ФСНП РФ) –это выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций,