Регулируется 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.
Государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный органом государственной власти или местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики ведут реестры закупок.
Размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; - в основном им
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Рассмотрим порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями.
Федеральные государственные нужды - это потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ .
Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Федеральные государственные нужды (объемы их финансирования из федерального бюджета) предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в следующих целях:
1) создания и поддержания государственных материальных резервов РФ;
2) поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ;
3) обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств РФ;
4) реализации федеральных целевых программ .
Бюджетное планирование расходов.
Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств.
Лекция Завьялова: Запомним: планируем расходы (т.е. управляем), прогнозируем доходы.
Совокупность различных представлений о планировании расходной части можно представить в 2-х моделях - затратная и результативная.
Главная цель - эффективное и экономное использование бюджетных средств.
Концептуальное различие этих двух моделей:
Затратный метод: руководитель предписывает, какие цели должны быть достигнуты, и предписывает, как исполнитель должен это сделать. Объектом управления являются расходы на приобретение товаров и услуг.
Результативный подход: руководитель предписывает, какие цели должны быть достигнуты, а исполнитель определит, как он это будет достигать. Объектом управления является социально- экономический результат (например, сокращение времени ожидания у терапевта)
Преимущества затратной модели:
1. Позволяет создать оперативный и недорогой контроль за деятельность получателей бюд.ср. (а именно за их тратами)
2. Обеспечивает возможность проведения единой б.политики а также решения отдельных задач по всем учреждениям.
Недостатки затратной модели:
1. Не позволяет использовать информационное преимущество производителя.
2. Не создает стимулов для поиска наиболее оптимального способа предоставления б.услуг
Результативная модель:
«+»
- позволяет распределять б ассигнования исходя из приоритетов целей и задач б. деятельности
- создает стимулы для исполнителя по повышению эффективности использования б средств
«-»
- повышенный риск принятия субъективного решения
- пониженная управляемость б. сектором
Оптимальные условия применения затратной модели : ситуация по предоставлению б услуг, порядок и качество предоставления которых м б в высокой степени формализован и стандартизирован. При этом характеристика, т.е качество б услуги зависит нес только от мнения потребителя сколько от формализованного стандарта.
Оптимальные условия применения результативного подхода- качество и порядок предоставления б услуги можно стандартизировать лишь на минимально допустимом уровне. Оценка качества бюджетной услуги во многом детерминирована мнением потребителя.
Методы бюджетного планирования: программно-целевой, нормативный, индексный.
В настоящее время не существует четкого разделения всех технологий бюджетного планирования на ограниченный перечень методов.
Основные методы б планирования:
1. традиционное бюджетирование (индексное) – распределение бюд.ассигнования осущ-ся между получателями путем приращения плановых показателей текущего года или фактических показателей отчетного периода (у нас в стране самый распространенный).
Преимущества:
- создает недорогой и оперативный контроль за обоснованностью бюджетных заявок
- позволяет оценивать обоснованность заявок на основании объективных показателей (это макроэкономические тенденции)
Недостатки:
- не создает побуждений для получателя б средств к их экономному использованию.
- не позволяет выявить и исправить системные ошибки - суть метода мультиплицировать прежнюю структуру расходов в целом не меняя ее. (Пример Завьялова: при высоком уровне воды подводные скалы не мешают при сокращении – скалы могут нанести существенный урон флоту)
Оптимальные условия применения метода: когда сложилась благоприятная соц-эк ситуация или сформированы положительные тенденции для исправления ситуации.
2. бюджетирование, основанное на планово-нормативных показателях -распределение б ассигнований осущ-ся исходя из количества б услуг, их финансового и функционального стандарта предоставления. Нашел отражения в БК РФ посредством закрепления обязанностей доводить до бюджетополучателей гос-муниц задания о предоставлении б услуг.
Преимущества:
- позволяет обеспечить предоставление б услуг не ниже заданного качества.
- позволяет ограничить необоснованный рост расходов на предоставление б услуг
Недостатки:
- сложность и трудоемкость расчетов финансовых и функциональных стандартов, т.к. бюд.учреждения различны
- не побуждает бюджетополучателя к поиску способов предоставления более качественной б услуги или более экономному способу ее предоставления.
Оптимальные условия применения: в том случае если качество б услуг оказываемых учреждением не устраивает, либо они значительно различаются в зависимости от учреждения или стоимость предоставления б услуг чрезмерно высока или значительно различаются по учреждениям.
3. программно-целевое бюджетирование (БОР-бюджетирование, ориентированное на результат) – б ассигнования распределяются между получателями б средств в зависимости от приоритетности предоставляемой б услуги, а также мер направленных на ее предоставление.
«+»
1) позволяет выявить и справить системные ошибки
2) позволяет решить задачу без увеличения объема финансирования (за счет перераспределения ресурсов от менее приоритетных целей к более приоритетным)
«-»
1) повышенный риск роста социальной напряженности (ключевая проблема в распределении необходимо распределять ресурсы так, чтобы выгоды и издержки были в рамках одной потребительской группы)
2) Субъективность оценок
Оптимальные условия применения: если работой б. сектора мы недовольны, прежние методы управления не позволяют изменить или разрешить ситуацию, а лишь ухудшают ее.
4. адаптивное бюджетирование (в РФ нет) - бюджетные ассигнования распределяются между учреждениями, оказывающие одинаковые б услуги в зависимости от востребования б.учреждения у потребителя.
«+»
1) создает конкуренцию между упреждениями в использовании б ресурсов, что побуждает их достигать лучших результатов при ограниченных бюджетных средствах
2) позволяет выявить и избавиться от излишней численности б учреждений и штатной численности персонала.
«-»
1) субъективность оценки востребованности б учреждений у потребителя, а также субъективность оценки стартовых условий
2) пониженная устойчивость работы сектора (как следствие сокращение численности б учреждений и персонала)
Оптимальные условия применения: в том случае,
- если есть явно излишняя сеть и штатная численность
- либо когда качество работы б учреждений значительно различается при формально одинаковом положении условий работы и ресурсном обеспечении.
1-2 – затратная модель
3-4 – результативная
Вывод:
Не бывает плохих или хороших методов б планирования бывают методы неправильно подобранные для решения поставленных задач