Анализ хозяйсвтенной деятельности
1. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Способы оценки:
А. Натуральные показатели, этот способ очень хорош для анализа и реализации продукции.
Б. Условно натуральные измерители. Используется для обобщенной характеристики объема производства и реализации однотипной продукции.
В. Трудовые показатели норма/час.
Г. Стоимостной. – рубли
Виды стоимостных показателей:
1. Валовая продукция – характеризует весь объем произведенных предприятием работ за опред период.
Незавершенное производство – продукция, прошедшая производственный цикл не полностью. Оценить можно с помощью: проведения инвентаризаций, по данным бух. Учета (величина НП=все затраты за период - затраты на ТП).Калькуляция – стоимости ед. продукции.
2. Товарная продукция – продукция, полностью законченная изготовлением, полностью прошедшая все стадии производственного цикла, готовая к употреблению, выпущенная за период.
3.Готовая продукция – продукция, полностью законченная изготовлением, прошедшая все стадии произв цикла, готова к употреблению на определенную дату.
4. Реализованная продукция (выручка от реализации) – продукция, которая продана.
Способ оценки реализованной продукцииэ
Реализованной считается продукция, которая отгружена.
ВР=РП=ГПн+ТП-ГПк.
Упрощенка – это когда налог на прибыль платим не когда отгрузили продукцию, а когда пришла прибыль, + % ниже – 6%.
ВР=ГПн+Он+ТП-ГПк-Ок.
Анализ выпуска и реализации по некот направлениям:
1. Анализ динамики выпуска и реализации продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста.
Период | ТП в текущих ценах | Iцен | ТП в базовых ценах | Тр цепные | Тр базисные |
1000/1=1000 | |||||
1,1 | 1100/1*1.1=1000 | 1000/1000=1 | |||
1,2 | 1300/1*1.1*1.2=985 | 985/1000=0,985 | 0,985 |
2.
3.
Аналогично изучается реализация продукции.
Вывод: В течение трех лет произошло снижение выпуска продукции, одновременно с этим произошло увеличение цен на выпускаемую продукцию.
2. Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции.
Продукция | Планируется выпустить в шт. | Фактически, шт | Откл абс | Откл % к плану |
А | -20 | -20/100=-20% | ||
В | +90 | +90/50=+180% |
3.
4.
Вывод:
3. Оперативный анализ производства и реализации продукции (отслеживаем по дням и количеству произвед и отгруж продукции).
4. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции. Ассортимент – перечень наименований видов выпускаемой продукции. Ассортимент м.б. полный, групповой, внутригрупповой.
Система формирования ассортимента:
1. Определить текущие и перспективные потребности покупателей.
2. Оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукцией.
3. Изучение жизненного цикла изделий.
4. Оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Коэф изменения ассортимента продукции = объем продукции, принятый в расчет/плановый или базовый объем выпуска продукции.
В расчет принимается фактический выпуск продукции, но не более базового уровня.
На основании прошлого примера, имеем:
Кас=(80+50)/(100+50)= 0,87
Чем меньше коэффициент, тем сильнее изменение ассортимента выпускаемой продукции.
ТП=сумма (Vi*цi) =сумма (Vобщ*Удельный вес i*ценаi)
Vi=Vобщ*Удельный вес i
5. Анализ качества продукции.
Группы показателей:
1. Обощающие – хар-т качество любой произведенной продукции независимо от ее вида и назначения.
• Удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска продукции.
• Удельный вес продукции высшей категории качества.
• Средний коэффициент сортности= отношение стоимости произведенной продукции к стоимости произведенной продукции по ценам первого сорта.
• Удельный вес сертифицированной продукции.
• Удельный вес экспортируемой продукции.
2. Индивидуальные(единичные показатели) – хар-т одно из свойств выпускаемой продукции:
• Полезность
• Содержание ценных материалов, белков, жиров и т.д.
• Надежность, долговечность
• Технологичность
• Эстетичность
3. Косвенные показатели
• Штрафы за некачественную продукцию
• Объем и удельный вес забракованной продукции
• Удельный вес продукции, на которую поступили претензии
• Сумма потерь от брака.
2 способ Использование методик факторного анализа
ТП=сумма Vi*цi=сумма Vобщ*Удельный вес i*цi.
6. Анализ ритмичности работы предприятия.
Ритмичность – равномерный выпуск и реализация продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
1. Прямые показатели, оценивающие ритмичность
• Удельные веса производства и реализации продукции по периодам.
• Коэффициент ритмичности = отношение суммы факт удельных весов выпуска продукции за каждый период, но не более плановых к плановым удельным весам.
2. Косвенные показатели:
• Доплаты за сверхурочные работы
• Оплата простоев по вине предприятия
• Сумма потерь от брака
• Уплата штрафов за недопоставку продукции и т.д.
Коэф ритмичности
Период | Удельный вес (плановый) | Удельный вес (факт) |
1-ый квартал | 25% | 20% |
2-ой квартал | 25% | 23% |
З-ий квартал | 25% | 25% |
4-й квартал | 25% | 32% |
Кр=(20+23+25+25)/25*4=0,93. П/п работает ритмично на 93%.
7. Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции
ТП=ТП* сред ОС/сред ОС =фондоотдача* средOС
Задача увеличить ТП.
Поэтому необходимо увеличить ОС, а на это нужны деньги, помещение, персонал или увеличиваем фондоотдачи.
ТП=ТП*Ч/Ч=Производ труда*Ч Увеличиваем Произ труда
ТП=ТП*Материальные затраты/МЗ=Материалоотдача*МЗ Увелич материалоотдачу.
Способы обработки экономической информации
Способ сравнения
Сущность состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения либо сходства либо различии между ними.
Типы сравнения:
- Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Это сравнение дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции развития и закономерности изменений изучаемых явлений.
- Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми данными. Этот тип сравнения позволяет оценить степень выполнения плана и определить не использованные резервы развития предприятия.
- Сравнение фактических результатов с утвержденными нормами расходования ресурсов. Этот способ широко используется в аналитической работе для определения экономии или перерасходованная ресурсов.
- Сравнение фактических данных с лучшими результатами. Этот способ сравнения используется для определения перспектив развития. Сравнение показателей исследуемого предприятия со средне отраслевыми данными.
- Сравнение параллельных и динамических рядов.
- Сравнение результатов деятельности предприятия до и после изменения какого либо фактора.
2. Использование относительных и средних величин в анализе
Виды относительных показателей:
- Относительная величина пространственного сравнения - определяется сопоставлением уровней показателей относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период либо на один и тот же момент времени.
- Относительные величины планового задания - отношения планового уровня показателей к его фактическому значению предыдущего периода
- Относительные величины выполнения плана - отношение фактического значения текущего периода к плановому значению текущего периода
- относительные величины динамики - темпы роста и темпы прироста. Сравнивают показатели фактические прошлого периода и фактические текущего периода.
- Показатели структуры - находим долю или удельный вес изучаемого показателя в общем объеме показателей. Выражается в долях или процентах
- Величины координации - соотношение частей целого между собой
4.10.13
Средние величины используют для обобщенной количественной характеристики совокупности однородный явлений по какому либо признаку.
Виды средних величин:
Средняя арифметическая простая
Средняя взвешенная - определяется средняя цена в определенном периоде
Средняя геометрическая - все элементы совокупности перемножаем и берем количественный корень
Средняя хронологическая - определяется средне годовая стоимость основных средств. Ст-то = (С 01.01+ С 01.02+...+С 01.03+ С 01.01 .14) / 13
3. Способ группировки
Группировка - деление массы изучаемой совокупности на количественно однородные группы по соответствующему признаку.
Классификация группировок:
1. В зависимости от целей анализа
- типологические группировки, например группы предприятий по форме собственности (частная, государственная, смешанная), распределение людей по типу деятельности
- структурные группировки - при помощи можно изучить внутреннее строение изучаемой совокупности. Например всех работников делим по стажу работы
2. по сложности построения
- простые
- комбинированные
Методика построения группировок:
Определение целей анализа
Собираем необходимую информацию по всей совокупности объектов
Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку
Выбор интервала распределение совокупностей и ее деления на группы
Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам
Проводим анализ полученных средних величин, определяем взаимосвязи и направления взаимодействие факторных показателей на изучаемый результат
Балансовый метод
Балансовый метод служит для отражения пропорций, для отражения соотношений двух групп взаимосвязанных показателей, при чем эти 2 группы должны быть равны между собой.
Бухгалтерский баланс - отражение состояния предприятия. С точки зрения имущества - актив, смотрим на какие средства мы это имущество купили с точки зрения пассива.
Анализ хозяйственной деятельности
Анализ производства и реализации продукции
Способы оценки:
1. Натуральные показатели (м, шт)
2. Использование условно-натуральных производителей. Этот способ используется для обобщенной характеристики объема производства и реализации однотипной продукции.
3. Способ использования трудовых показателей
4. Универсальный стоимостной
Виды стоимостных показателей:
1. валовая продукция характеризует весь объем произведенных предприятием работ за определенный период
ВП = товарная продукция+ изменение остатков незавершенного производства
2. Незавершенная продукция - продукция прошедшая производственный цикл н полностью. Существует 2 способа оценки
- проведение инвентаризации - собирается минимум 3 человека и идет и оценивает
- способ оценки по данным бухгалтерского учета - величина незавершенного производства между всеми затратами на период минус затраты на товарную продукцию
3. Товарная продукция - продукция полностью законченная изготовления, полностью прошедшая все стадии производственного цикла, готовая к употреблению, выпущенная за период.
ТП= объем выпуска * цену
4. Готовая продукция - продукция полностью законченная изготовлением, полностью прошедшая все стадии производственного цикла, готовая к употреблению на определенную дату.
5. Реализованная продукция - выручка от реализации, т е продукция которая продана.
Способ оценки реализованной продукции:
- реализованной считает продукция которая отгружена (определен в налоговом кодексе)
выручка от реализации= реализованная продукция= остатки готовой продукции на начало периода+ товарная продукция- готовая продукция на конец периода
- по оплате (при упрощенке) - определяется когда за продукцию заплатили деньги
Выручка от реализации = Остатки готов продукции на нач периода+ остаток недоплаченной товр на начало периода+ товарная продукция - готовая продукция на конец периода- остаток неоплаченной продукции на конец периода
Направления анализа:
Анализа динамики выпуска и реализации продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста.
Аналогично изучается реализованная продукция.
Вывод: в течении трех лет произошло снижение выпуска продукции, одновременно с этим произошло ув2) оценка выполнения плана по производству и реализации продукции
3) производство и реализация продукции - оперативный анализ производства и реализации продукции
4) анализа ассортимента и структуры выпускаемой продукции
Ассортимент - перечень наименований видов выпускаемой продукции.
Виды ассортимента:
- полный
- групповой
- внутригрупповой
Система формирования ассортимента:
1. Определить текущие и перспективные потребности покупателей
2. Оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции
3. Изучение жизненного цикла изделия
4. Оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции
Коэффициент изменения ассортимента продукции - определятся как отношения объема продукции принятой в расчет к плановой или базовой объем выпуска продукции. В расчет принимается фактический выпуск продукции но не более базового уровня.
К =(80+50)/(100+50) = 0,87 чем меньше коэффициент тем сильнее изменения ассортимента выпускаемой продукции
ТП = сумм (объем* удельный вес* цену)
5) Анализ качества продукции
Группы показателей:
- обобщающие - характеризуют качество любой произведенной продукции не зависимо от ее вида и назначения
Удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска продукции
Удельный вес продукции высшей категории качества
Средний коэффициент сортности - показатель который рассчитывается как отношение стоимости произведенной продукции к стоимости произведенной продукции по ценам первого сорта
Удельный вес сертифицированной продукции
Удельный вес экспортируемой продукции
- Индивидуальные или единичные показатели - которые характеризуют одно из свойств выпускаемой продукции (полезность, надежность, долговечность, технологичность, эстетичность)
- косвенные показатели (штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции на которую поступили претензии, сумма потерь от брака)
Использования методик факторного анализа
6) Анализ ритмичности работы предприятия
Ритмичность - равномерный выпуск и реализация продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренным планом.
Для оценки ритмичности используются прямые показатели:
Удельные веса производства и реализации продукции по периода
Коэффициент ритмичности - отношение суммы фактических удельных весов выпуска продукции за каждый период принятых в расчет к плановым весам выпуска продукции
Косвенные показатели:
Доплаты за сверх урочные работы, оплата простоев по вине предприятия, сумма потери от брака, уплата штрафов за недопоставку продукции и т д.
Ситуация: Предприятие работает 4 квартала
Коэффициент ритмичности= (20+23+25+25)/100=0,93
Следовательно предприятие работает ритмично на 93%
Самая главная причина неритмичной работы - неправильное управление.
7) анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции
Товарная продукция = ТП * ОС/ОС= фондоотдача* основные средства
Увеличение фондоотдачи говорит о повышении эффективности, т е на тех же станках мы производи больше (например ввести сменность производства)
Товарная продукция= ТП* Ср спис Ч/Ср спис Ч= Производительность труда*Ср спис числ
ТП=ТП *кол-во материальных затрат/ материальные затраты= материалоотдача* материальные затраты
19.10.13. Анализ трудовых ресурсов.
Источники информации - данные бухгалтерии, отдела кадров.
Анализ обеспеченности предприятия труд ресурсами.
Он проводится путем сравнения фактич количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. В процессе анализа особое внимание уделяется обеспеченности предприятия наиболее важными профессиями.
Профессии/должности | План | Факт | % обеспеченности |
Монтажник | |||
Слесари |
Вывод: сокращаем либо нанимаем персонал