Анализ хозяйсвтенной деятельности

1. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Способы оценки:

А. Натуральные показатели, этот способ очень хорош для анализа и реализации продукции.

Б. Условно натуральные измерители. Используется для обобщенной характеристики объема производства и реализации однотипной продукции.

В. Трудовые показатели норма/час.

Г. Стоимостной. – рубли

Виды стоимостных показателей:

1. Валовая продукция – характеризует весь объем произведенных предприятием работ за опред период.

Незавершенное производство – продукция, прошедшая производственный цикл не полностью. Оценить можно с помощью: проведения инвентаризаций, по данным бух. Учета (величина НП=все затраты за период - затраты на ТП).Калькуляция – стоимости ед. продукции.

2. Товарная продукция – продукция, полностью законченная изготовлением, полностью прошедшая все стадии производственного цикла, готовая к употреблению, выпущенная за период.

3.Готовая продукция – продукция, полностью законченная изготовлением, прошедшая все стадии произв цикла, готова к употреблению на определенную дату.

4. Реализованная продукция (выручка от реализации) – продукция, которая продана.

Способ оценки реализованной продукцииэ

Реализованной считается продукция, которая отгружена.

ВР=РП=ГПн+ТП-ГПк.

Упрощенка – это когда налог на прибыль платим не когда отгрузили продукцию, а когда пришла прибыль, + % ниже – 6%.

ВР=ГПн+Он+ТП-ГПк-Ок.

Анализ выпуска и реализации по некот направлениям:

1. Анализ динамики выпуска и реализации продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста.

Период ТП в текущих ценах Iцен ТП в базовых ценах Тр цепные Тр базисные
1000/1=1000
1,1 1100/1*1.1=1000 1000/1000=1
1,2 1300/1*1.1*1.2=985 985/1000=0,985 0,985

2.

3.

Аналогично изучается реализация продукции.

Вывод: В течение трех лет произошло снижение выпуска продукции, одновременно с этим произошло увеличение цен на выпускаемую продукцию.

2. Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции.



Продукция Планируется выпустить в шт. Фактически, шт Откл абс Откл % к плану
А -20 -20/100=-20%
В +90 +90/50=+180%

3.

4.

Вывод:

3. Оперативный анализ производства и реализации продукции (отслеживаем по дням и количеству произвед и отгруж продукции).

4. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции. Ассортимент – перечень наименований видов выпускаемой продукции. Ассортимент м.б. полный, групповой, внутригрупповой.

Система формирования ассортимента:

1. Определить текущие и перспективные потребности покупателей.

2. Оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукцией.

3. Изучение жизненного цикла изделий.

4. Оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Коэф изменения ассортимента продукции = объем продукции, принятый в расчет/плановый или базовый объем выпуска продукции.

В расчет принимается фактический выпуск продукции, но не более базового уровня.

На основании прошлого примера, имеем:

Кас=(80+50)/(100+50)= 0,87

Чем меньше коэффициент, тем сильнее изменение ассортимента выпускаемой продукции.

ТП=сумма (Vi*цi) =сумма (Vобщ*Удельный вес i*ценаi)

Vi=Vобщ*Удельный вес i

5. Анализ качества продукции.

Группы показателей:

1. Обощающие – хар-т качество любой произведенной продукции независимо от ее вида и назначения.

Удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска продукции.

Удельный вес продукции высшей категории качества.

Средний коэффициент сортности= отношение стоимости произведенной продукции к стоимости произведенной продукции по ценам первого сорта.

Удельный вес сертифицированной продукции.

Удельный вес экспортируемой продукции.

2. Индивидуальные(единичные показатели) – хар-т одно из свойств выпускаемой продукции:

Полезность

Содержание ценных материалов, белков, жиров и т.д.

Надежность, долговечность

Технологичность

Эстетичность

3. Косвенные показатели

Штрафы за некачественную продукцию

Объем и удельный вес забракованной продукции

Удельный вес продукции, на которую поступили претензии

Сумма потерь от брака.

2 способ Использование методик факторного анализа

ТП=сумма Vi*цi=сумма Vобщ*Удельный вес i*цi.

6. Анализ ритмичности работы предприятия.

Ритмичность – равномерный выпуск и реализация продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

1. Прямые показатели, оценивающие ритмичность

Удельные веса производства и реализации продукции по периодам.

Коэффициент ритмичности = отношение суммы факт удельных весов выпуска продукции за каждый период, но не более плановых к плановым удельным весам.

2. Косвенные показатели:

Доплаты за сверхурочные работы

Оплата простоев по вине предприятия

Сумма потерь от брака

Уплата штрафов за недопоставку продукции и т.д.

Коэф ритмичности

Период Удельный вес (плановый) Удельный вес (факт)
1-ый квартал 25% 20%
2-ой квартал 25% 23%
З-ий квартал 25% 25%
4-й квартал 25% 32%

Кр=(20+23+25+25)/25*4=0,93. П/п работает ритмично на 93%.

7. Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции

ТП=ТП* сред ОС/сред ОС =фондоотдача* средOС

Задача увеличить ТП.

Поэтому необходимо увеличить ОС, а на это нужны деньги, помещение, персонал или увеличиваем фондоотдачи.

ТП=ТП*Ч/Ч=Производ труда*Ч Увеличиваем Произ труда

ТП=ТП*Материальные затраты/МЗ=Материалоотдача*МЗ Увелич материалоотдачу.

Способы обработки экономической информации

Способ сравнения
Сущность состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения либо сходства либо различии между ними.
Типы сравнения:
- Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Это сравнение дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции развития и закономерности изменений изучаемых явлений.
- Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми данными. Этот тип сравнения позволяет оценить степень выполнения плана и определить не использованные резервы развития предприятия.
- Сравнение фактических результатов с утвержденными нормами расходования ресурсов. Этот способ широко используется в аналитической работе для определения экономии или перерасходованная ресурсов.
- Сравнение фактических данных с лучшими результатами. Этот способ сравнения используется для определения перспектив развития. Сравнение показателей исследуемого предприятия со средне отраслевыми данными.
- Сравнение параллельных и динамических рядов.
- Сравнение результатов деятельности предприятия до и после изменения какого либо фактора.

2. Использование относительных и средних величин в анализе
Виды относительных показателей:
- Относительная величина пространственного сравнения - определяется сопоставлением уровней показателей относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период либо на один и тот же момент времени.
- Относительные величины планового задания - отношения планового уровня показателей к его фактическому значению предыдущего периода
- Относительные величины выполнения плана - отношение фактического значения текущего периода к плановому значению текущего периода
- относительные величины динамики - темпы роста и темпы прироста. Сравнивают показатели фактические прошлого периода и фактические текущего периода.
- Показатели структуры - находим долю или удельный вес изучаемого показателя в общем объеме показателей. Выражается в долях или процентах
- Величины координации - соотношение частей целого между собой

4.10.13

Средние величины используют для обобщенной количественной характеристики совокупности однородный явлений по какому либо признаку.

Виды средних величин:

Средняя арифметическая простая

Средняя взвешенная - определяется средняя цена в определенном периоде

Средняя геометрическая - все элементы совокупности перемножаем и берем количественный корень

Средняя хронологическая - определяется средне годовая стоимость основных средств. Ст-то = (С 01.01+ С 01.02+...+С 01.03+ С 01.01 .14) / 13

3. Способ группировки

Группировка - деление массы изучаемой совокупности на количественно однородные группы по соответствующему признаку.

Классификация группировок:

1. В зависимости от целей анализа

- типологические группировки, например группы предприятий по форме собственности (частная, государственная, смешанная), распределение людей по типу деятельности

- структурные группировки - при помощи можно изучить внутреннее строение изучаемой совокупности. Например всех работников делим по стажу работы

2. по сложности построения

- простые

- комбинированные

Методика построения группировок:

Определение целей анализа

Собираем необходимую информацию по всей совокупности объектов

Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку

Выбор интервала распределение совокупностей и ее деления на группы

Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам

Проводим анализ полученных средних величин, определяем взаимосвязи и направления взаимодействие факторных показателей на изучаемый результат

Балансовый метод

Балансовый метод служит для отражения пропорций, для отражения соотношений двух групп взаимосвязанных показателей, при чем эти 2 группы должны быть равны между собой.

Бухгалтерский баланс - отражение состояния предприятия. С точки зрения имущества - актив, смотрим на какие средства мы это имущество купили с точки зрения пассива.

Анализ хозяйственной деятельности

Анализ производства и реализации продукции

Способы оценки:

1. Натуральные показатели (м, шт)

2. Использование условно-натуральных производителей. Этот способ используется для обобщенной характеристики объема производства и реализации однотипной продукции.

3. Способ использования трудовых показателей

4. Универсальный стоимостной

Виды стоимостных показателей:

1. валовая продукция характеризует весь объем произведенных предприятием работ за определенный период

ВП = товарная продукция+ изменение остатков незавершенного производства

2. Незавершенная продукция - продукция прошедшая производственный цикл н полностью. Существует 2 способа оценки

- проведение инвентаризации - собирается минимум 3 человека и идет и оценивает

- способ оценки по данным бухгалтерского учета - величина незавершенного производства между всеми затратами на период минус затраты на товарную продукцию

3. Товарная продукция - продукция полностью законченная изготовления, полностью прошедшая все стадии производственного цикла, готовая к употреблению, выпущенная за период.

ТП= объем выпуска * цену

4. Готовая продукция - продукция полностью законченная изготовлением, полностью прошедшая все стадии производственного цикла, готовая к употреблению на определенную дату.

5. Реализованная продукция - выручка от реализации, т е продукция которая продана.

Способ оценки реализованной продукции:

- реализованной считает продукция которая отгружена (определен в налоговом кодексе)

выручка от реализации= реализованная продукция= остатки готовой продукции на начало периода+ товарная продукция- готовая продукция на конец периода

- по оплате (при упрощенке) - определяется когда за продукцию заплатили деньги

Выручка от реализации = Остатки готов продукции на нач периода+ остаток недоплаченной товр на начало периода+ товарная продукция - готовая продукция на конец периода- остаток неоплаченной продукции на конец периода

Направления анализа:

Анализа динамики выпуска и реализации продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста.

Аналогично изучается реализованная продукция.

Вывод: в течении трех лет произошло снижение выпуска продукции, одновременно с этим произошло ув2) оценка выполнения плана по производству и реализации продукции

3) производство и реализация продукции - оперативный анализ производства и реализации продукции

4) анализа ассортимента и структуры выпускаемой продукции

Ассортимент - перечень наименований видов выпускаемой продукции.

Виды ассортимента:

- полный

- групповой

- внутригрупповой

Система формирования ассортимента:

1. Определить текущие и перспективные потребности покупателей

2. Оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции

3. Изучение жизненного цикла изделия

4. Оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции

Коэффициент изменения ассортимента продукции - определятся как отношения объема продукции принятой в расчет к плановой или базовой объем выпуска продукции. В расчет принимается фактический выпуск продукции но не более базового уровня.

К =(80+50)/(100+50) = 0,87 чем меньше коэффициент тем сильнее изменения ассортимента выпускаемой продукции

ТП = сумм (объем* удельный вес* цену)

5) Анализ качества продукции

Группы показателей:

- обобщающие - характеризуют качество любой произведенной продукции не зависимо от ее вида и назначения

Удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска продукции

Удельный вес продукции высшей категории качества

Средний коэффициент сортности - показатель который рассчитывается как отношение стоимости произведенной продукции к стоимости произведенной продукции по ценам первого сорта

Удельный вес сертифицированной продукции

Удельный вес экспортируемой продукции

- Индивидуальные или единичные показатели - которые характеризуют одно из свойств выпускаемой продукции (полезность, надежность, долговечность, технологичность, эстетичность)

- косвенные показатели (штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции на которую поступили претензии, сумма потерь от брака)

Использования методик факторного анализа

6) Анализ ритмичности работы предприятия

Ритмичность - равномерный выпуск и реализация продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренным планом.

Для оценки ритмичности используются прямые показатели:

Удельные веса производства и реализации продукции по периода

Коэффициент ритмичности - отношение суммы фактических удельных весов выпуска продукции за каждый период принятых в расчет к плановым весам выпуска продукции

Косвенные показатели:

Доплаты за сверх урочные работы, оплата простоев по вине предприятия, сумма потери от брака, уплата штрафов за недопоставку продукции и т д.

Ситуация: Предприятие работает 4 квартала

Коэффициент ритмичности= (20+23+25+25)/100=0,93

Следовательно предприятие работает ритмично на 93%

Самая главная причина неритмичной работы - неправильное управление.

7) анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции

Товарная продукция = ТП * ОС/ОС= фондоотдача* основные средства

Увеличение фондоотдачи говорит о повышении эффективности, т е на тех же станках мы производи больше (например ввести сменность производства)

Товарная продукция= ТП* Ср спис Ч/Ср спис Ч= Производительность труда*Ср спис числ

ТП=ТП *кол-во материальных затрат/ материальные затраты= материалоотдача* материальные затраты

19.10.13. Анализ трудовых ресурсов.

Источники информации - данные бухгалтерии, отдела кадров.

Анализ обеспеченности предприятия труд ресурсами.

Он проводится путем сравнения фактич количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. В процессе анализа особое внимание уделяется обеспеченности предприятия наиболее важными профессиями.

Профессии/должности План Факт % обеспеченности
Монтажник
Слесари

Вывод: сокращаем либо нанимаем персонал

Наши рекомендации