Финансы государственных корпораций
Ведущим звеном финансовой системы Великобритании является государственный, бюджет, который в соответствии с ее государственным устройством делится на собственно госбюджет и многочисленные местные бюджеты. Причем последние не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В Англии, как и в других странах, бюджет является главным экономическим законом государства, ежегодно представляемым на обсуждение правительством.
Государственный бюджет Великобритании делится на бюджет текущих доходов и расходов государства и капитальный бюджет. Основными доходами текущего бюджета Великобритании являются налоги, причем среди них преобладают прямые налоги (36,2% доходной части бюджета). Также к доходам текущего бюджета относятся платежи по социальному страхованию.
Внебюджетные государственные фонды, как и государственный бюджет, являются составной частью финансовой системы Великобритании. Среди них наибольшее значение приобрели социальные и научно-исследовательские фонды.
Следующее звено финансовой системы Великобритании составляют местные финансы. Они представляют собой систему экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение общегосударственных и местных финансовых ресурсов на экономическое и социальное развитие данной территории. Основой местных финансов выступают местные бюджеты - бюджеты графств и округов. За счет них местные власти обеспечивают комплексное развитие территорий.
В зависимости от направления деятельности английские банки делятся на коммерческие и инвестиционные . Впрочем, крупнейшие английские банки можно назвать универсальными, поскольку они образуют группы, в составе которых имеются организации, работающие во всех сегментах. Время, когда английские банки специализировались только на классических банковских операциях, осталось далеко в прошлом. Вместе с тем следует подчеркнуть, что все же работа с ценными бумагами и производными осуществляется не непосредственно коммерческим банком, входящим в ту или иную банковскую группу, а его дочерним подразделением (инвестиционным, управляющим активами или предоставляющим брокерские услуги). В Англии для небанковских профессиональных участников обычно используется термин broker-dealer или stockbroker.
Важнейшей группой финансовых учреждений в Великобритании являются страховые компании, пенсионные фонды и институты коллективного инвестирования. Страховой сектор Великобритании – крупнейший в Европе и третий в мире после США и Японии. Доля Великобритании в общем объеме собранных премий составила в 2006 году 11%.
Как и в США, большое развитие в Великобритании получили пенсионные фонды, более 60% активов которых вложено в акции (даже больше, чем в США).
Среди институтов коллективного инвестирования (инвестиционных фондов) преобладают паевые фонды (unit trusts) и появившиеся в последние 10 лет инвестиционные компании открытого типа (open-end investment companies). По оценкам IFSL, общий объем активов под управлением английских управляющих (пенсионными фондами, страховыми резервами, активами институтов коллективного инвестирования) в конце 2006 года составлял 3,8 трлн. ф. ст. (7,46 млрд. долл.), при этом примерно 30% (1,1 трлн. ф. ст.) активов принадлежало иностранным инвесторам.
Финансовая система Японии.
Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.
В Японии принята и реализуется национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.
Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды. так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.
Бюджетный процесс.
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.
С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров. После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.
Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.
Валютные ограничения.
Валютные ограничения (англ. Currency restrictions) — система мероприятий по ограничению и контролю операций с валютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов.
История
Впервые валютные ограничения были приняты в ряде стран ещё в период Первой мировой войны. Широкое распространение они получили в период мирового экономического кризиса 1929—1930 годов.
В годы Второй мировой войны и в послевоенные годы валютные ограничения применялись почти во всех капиталистических странах. Свободу валютных операций сохранили лишь Соединённые Штаты Америки, Швейцария и ряд латиноамериканских государств.
Цели и задачи
Валютные ограничения вводятся в условиях острой несбалансированности (отрицательное сальдо) платёжного баланса. В этих условиях наблюдается утечка иностранной валюты и золота в страны-кредиторы.
Целью введения валютных ограничений является стремление стран-должников уравновесить свой платёжный баланс путём сокращения платежей в резервной валюте и увеличения поступлений в иностранной валюте, что в свою очередь позволяет укрепить курс национальной валюты. В условиях валютных ограничений валютные ресурсы сосредотачиваются в руках государства, обычно в руках Центрального банка или специальных уполномоченных коммерческих, называемых девизными, банков.
Валютные ограничения вводятся в следующих целях:
урегулирование платежного баланса;
поддержание стабильности валютного курса;