Законодательные и нормативные акты в субъектах РФ
Регионы, проявившие интерес к новому финансовому инструменту - ДСС и ПСС самостоятельно и с помощью специалистов Методического Совета “Антикризисной стабилизационной программы “Варрант” стали выпускать законодательные и нормативные документы, регулирующие в регионах обращение СС.
Закон Свердловской области от 21.08.1997 года № 56-03 “О внесении дополнений в областной закон “ О погашении задолженности по платежам в бюджеты в Свердловской области”.
Закон Свердловской области от 09.01.1998 года № 3-03 “О внесении дополнений в областной закон от 18.12.1996 года № 53-03 “О погашении задолженности по платежам в бюджеты в Свердловской области”.
Первые документы по СС появились в Свердловской области: Постановление Правительства Свердловской области от 27.02.1998 года № 200-П “О принятии простых складских свидетельств хозяйствующих субъектов в областной бюджет и утверждение Положения о порядке оформления, приема и обращения простых складских свидетельств”.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.04.1998 года № 320-П “Об утверждении мероприятий по исполнению областного бюджета за II квартал 1998 года с использованием клиринга и складских свидетельств””.
В Постановлении № 200-П Департаменту финансов области разрешается принимать ПСС от предприятий-недоимщиков в счет погашения задолженности, штрафов и пени по платежам в областной бюджет в целях их дальнейшего использования для финансирования статей областного бюджета и целевых программ, погашения задолженности областного бюджета по полученным кредитам и их реализации. При этом Департамент финансов определяет с последующим утверждением Правительством области ежеквартальные квоты финансирования с помощью ПСС получателей бюджетных средств. Постановление предоставляет возможность осуществить создание областного залогового фонда. (Залоговый фонд не создается ) Основными недостатками областных документов и результатов их практической деятельности являются:
А) Недопонимание роли товарных складов как самостоятельных организаций, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и иных материальных ценностей и оказывающих связанные с хранением с услуги. ПСС выпускаются предприятием-недоимщиком и передаются в фонд имущества области, который Постановлением Правительства области определен в качестве уполномоченного органа по приему, выдаче и реализации ПСС хозяйствующих субъектов в счет задолженности по платежам в областной бюджет.
Б) Использование ПСС в качестве залогового инструмента, передаваемого в фонд имущества, который обязуется реализовать ПСС в течение срока действия трехстороннего соглашения (предприятие-недоимщик - Фонд имущества - Департамент финансов). Однако при этом в Положении предусматривается, что в случае, если фонд не реализовал ПСС они возвращаются предприятию-должнику и восстанавливается задолженность и начисление пени. Подобные действия являются прямым нарушением ст. 917 ГК РФ, согласно которой ПСС являются ценной бумагой на предъявителя и при передача ее другим лицам происходит смена собственника ценной бумаги и товара (не следует из ГК и расходится с нашей концепцией). Для осуществления прав залога в залоговой реструктуризации (не проводится залоговая реструктуризация) используются ДСС одной из частей которого являются залоговые свидетельства, или варрант.
Кроме того, в областных документах не предусматривалась разработка комплекса законодательных и нормативных актов, обеспечивающих создание инфраструктуры рынка СС, без которой рассчитывать на реализацию огромных потенциальных возможностей, заложенных в ПСС и ДСС, практически не представляется возможным.
Марта 1998 года вышло Постановление Правительства Республики Марий-Эл № 104 “О применении складских свидетельств в ходе исполнения бюджета Республики Марий-Эл, по которому предприятиям и организациям, имеющим задолженность в республиканский бюджет по налоговым и не налоговым платежам и кредитам, разрешалось гасить указанную задолженность путем передачи СС. Одновременно Постановлением устанавливалось, что СС принимаются в погашение задолженности по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество в части зачисляемой в республиканский бюджет, а также задолженности по кредитам. Министерству финансов предоставлялось право расширять перечень платежей по которым может гаситься СС.
Постановлением Правительства Республики Марий-Эл были утверждены: “Положение о порядке выдачи, обращения, учета и погашения складских свидетельств”, Положение “О порядке принятия складских свидетельств в погашение задолженности в республиканский бюджет Республики Марий-Эл”, Положение “О порядке учета операций со складскими свидетельствами”. Несмотря на путаницу во взаимодействии поклажедателя, товарного склада и ГП “Недоимка” (Госпредприятие, на которое возложен контроль и регулирование схем расчетов с применением складских свидетельств), фактическое отсутствие в схеме товарного склада как организации, выдающей СС только после принятия товара на хранение. Складские свидетельства выписываются непосредственно предприятием-недоимщиком. В принятых документах практически не проработаны вопросы, связанные с ответственностью хранителей, правилами и условиями хранения, осуществлением прав по утраченным свидетельствам и многие другие вопросы, регулирующие весь спектр отношений, возникающих в связи с выдачей, обращением на рынке ценных бумаг и погашением СС. Законодательные и нормативные документы, выпущенные в Республике Марий-Эл явились второй (?) попыткой создания на основе ГК РФ правовой базы для регулирования применения при погашении задолженности в республиканский бюджет.
Марта 1998 года появляется Указ президента Чувашской Республики “Об использовании в народном хозяйстве Чувашской Республики складских свидетельств”. А 7 апреля во исполнение Указа Постановление Кабинета Министров ЧР № 95 утверждающее Типовое положение “О выпуске, обращении и погашении простых и двойных складских свидетельств”.
Октября 1998 года “в целях уменьшения проблемы неплатежей, своевременного финансирования социальных расходов и повышения экономической активности в отраслях народного хозяйства республики в период финансового кризиса Кабинет Министров ЧР выпускает дополнительное Постановление № 309 “О привлечении дополнительных платежных средств для финансирования социальных расходов”.
В указанных документах делается робкая попытка создания инфраструктуры рынка СС, так впервые дается указание Минфину республики определить уполномоченный банк на конкурсной основе для отработки механизма использования СС в качестве залогового инструмента, а также расширяется области использования ПСС в качестве платежных средств “при всех формах расчетов, включая выплату заработной платы и денежных пособий”. Торгующим организациям рекомендуется принимать ДСС и ПСС в качестве платежного средства за поставленные товары, наряду с этим, в указанных документах и практическом применении СС в Чувашской Республике имеются грубые нарушения ГК РФ. Отметим основные из них:
- простые складские свидетельства выпущены с передаточными надписями (цессией), что противоречит ст. 917 ГК РФ, согласно которой ПСС выдаются на предъявителя и документы не соответствующие требованиям этой статьи т.е. документы, выпущенные в ЧР не являются простыми складскими свидетельствами;
- выпускаются десятки тысяч ПСС (Чебоксарский ликеро-водочный завод) с обеспечением через определенный срок в будущем, что является грубым нарушением ст.912 ГК РФ, согласно которой товарный склад выдает ДСС и ПСС только в подтверждение принятия товара на хранение;
- СС выписываются и выдаются непосредственно поклажедателем, минуя товарный склад;
- отсутствует понятие страхование товара на товарном складе, так как отсутствуют сами товарные склады;
банки и инвестиционные компании исключены из числа организаций, участвующих в процессе обращения СС, так “при наличии в передаточных надписях банков и инвестиционных институтов СС в уплату налогов в бюджет не принимаются”;
- не ведется реестр СС, отсутствует понятие депонирования СС в депозитариях.
В практике применения СС в Чувашской Республике вышеуказанные нарушения сыграли крайне отрицательную роль, что также негативно сказалось на отношении к СС со стороны регионов, ознакомившихся с чувашским опытом.
В регионах (Нижегородская область, Краснодарский и Ставропольский края, Пензенская и Пермская области, Республика Татарстан, Нижегородская область и др.) продолжается принятие законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы выпуска и обращения СС, нормы которых существенно различаются и противоречат друг другу, что создает условия для нарушения единства финансовой политики РФ.
С целью устранения возникших нормативно-правовых перекосов в законодательных и нормативных документах, принимаемых в субъектах РФ Межрегиональным объединением участников рынка складских свидетельств и реструтуризации производства (МОУРСС) на основе изучения накопления опыта, анализа характерных ошибок была разработана собственная концепция Региональной Программы по созданию рынка СС: “О применении двойных и простых складских свидетельств в экономике субъектов Российской Федерации”, а также Алгоритм ее внедрения в регионах.
В разработанной Программе, основываясь на статьях ГК РФ и накопленном опыте, предпринята попытка устранения неоднозначности в толковании гражданского законодательства. Разработан пакет законодательных и нормативных документов, в которых отражен весь комплекс вопросов, связанных с использованием СС в регионе, в том числе:
- Положение о порядке выпуска, обращения, учета и погашения складских свидетельств в регионе;
- Положение о порядке принятия складских свидетельств в исполнение регионального бюджета субъекта РФ;
- Положение о порядке применения складских свидетельств в ходе исполнения регионального бюджета с учетом возможности реализации продукции на биржевом и внебиржевом рынке;
- Временное положение о порядке учета операций со складскими свидетельствами.
Указанные документы содержат: единые требования к форме бланков и их описание; ограничения, касающиеся имущества, передаваемого товарному складу под складские свидетельства; характеристику основных понятий; порядок определения стоимостной оценки имущества, передаваемого товарному складу; требования, предъявляемые к складам, выпускающим складские свидетельства; порядок приемки товара на хранение; ответственность хранителей; правила и условия хранения товара;порядок выдачи складских свидетельств при приемке товара на склад; порядок востребования и выдачи товара со склада; порядок ведения реестра складских свидетельств; права держателей складских и залоговых свидетельств, в том числе осуществление прав по утраченным свидетельствам; порядок переуступки складских свидетельств; обременение товара правами залога; порядок обращения взыскания на товар, являющийся предметом залога; порядок рассмотрения споров между держателем складского свидетельства и хранителем (товарным складом); порядок приема складских свидетельств в региональный бюджет в целях бюджетного финансирования и погашения задолженности регионального бюджета по полученным кредитам; порядок реализации складских свидетельств в целях исполнения регионального бюджета; необходимость страхования товара, принятого на хранение.
Цели операций с варрантами заключаются в следующем:
Получение дохода за счет «эффекта рычага»;
гарантированная покупка базисного актива;
получение гарантии при покупке контрольного пакета акций и т.п;