Анализ титульного листа

1. Полное и точное наименование заемщика (кто просит кредит).

2. Наличие контактных координат.

3. Разработчики (авторы) бизнес-плана (оценка их компетентности).

Анализ резюме.

1. Имеется ли потенциальная возможность у инвестора выдать требуемую сумму:

- по размерам;

- по срокам;

- по валюте?

2. Заинтересован ли инвестор в участии в этом проекте:

- каков размер дивидендов в сравнении с банковской ставкой;

- привлекает ли форма заимствования (обыкновенные акции; привилегированные акции; контрольный пакет; другие формы участия);

- имеется ли интерес, отличный от денежного?

3. Какой социальный эффект достигается проектом, если инвестор – государство или муниципалитет?

4. Устраивают ли инвестора условия возврата займа?

5. Каковы гарантии возврата займа:

- наличие гаранта (третьей стороны);

- активы предприятия?

6. Солидность инициатора:

- финансовое положение;

- репутация.

7. Другие инвесторы:

- количество инвесторов;

- их однородность или разнородность;

- соотношение собственных и заемных средств.

8. Уверенность в продаже товара.

Анализ основного текста.

1. Существует ли объективная физическая возможность реализации проекта:

- обоснованность выбора продукции (из разделов «Анализ рынка сбыта» и «План маркетинга»)?

2. Патентная чистота (товара, товарного знака, промышленного образца):

- наличие затрат на проверку и патентование;

- фактическая патентная чистота (есть или нет?);

- кто является держателем патента.

3. Качество сравнения планируемого продукта с конкурентами:

- полнота списка конкурентов и их продуктов;

- сравниваемые параметры (технические, экономические, потребительские);

- приведение цен конкурентов (есть или нет);

- учет маркетинговой политики конкурентов.

4. Реалистичность конкурентной борьбы:

- выбор сегмента рынка (конкретный, расплывчатый, «необъятный»);

- обоснованность ценообразования (описан или не описан механизм установления цен на продукцию);

- поправка цены на имидж, технические различия, уровень обслуживания;

- запас ценовой прочности.

5. Умение продать товар:

- коммерческий менеджмент (репутация, опыт торговли, квалификация);

- политика сбыта (своя служба/посредники, обучение, оплата труда, формы посредников;

- реклама (виды, цены, планируемая эффективность).

6. Есть ли организационная возможность реализации проекта:

- качество менеджмента (квалификация управленческого состава, наличие команды, особая личная заинтересованность менеджеров – уровень заработной платы, система премирования, доля в уставном капитале);

- качество персонала (состав персонала – полнота перечисления; уровень квалификации персонала и потребность в обучении; уровень и способы материального вознаграждения персонала – сравниваются со средними по рынку).

7. Бизнес-план и органы власти (федеральной, региональной и муниципальной):

- связь проекта с государственной, региональной промышленной и социальной политикой (активная и пассивная поддержка, пассивное противодействие, активное противодействие);

- планы развития города, района, региона (согласуются/не согласуются);

- как учтены в бизнес-плане льготы (есть/нет);

- экономическое давление (организованное, неорганизованное; меры противодействия).

8. Разумность и обоснованность расходования средств:

- обоснованность и полнота перечисления затрат на производство (приобретение оборудования, монтаж и наладка, процесс изготовления продукции);

- обоснованность и полнота учета затрат на площади (производственные, складские, офисные);

- обоснованность и полнота учета затрат на маркетинг (посредники, реклама, связи с общественностью);

- обоснованность и полнота учета затрат по заработной плате (оклад, премии, социальные отчисления);

- обоснованность и полнота учета затрат на наем и обучение персонала (менеджмент, основной персонал);

- форма приобретения основных средств (аренда, покупка, условия приобретения);

- своевременность производимых затрат.

9. Анализ финансового плана:

- полнота и корректность расходных статей;

- наличие баланса потоков денежных средств;

- расчет точки безубыточности – наличие и характеристика;

- чувствительность проекта к изменениям условия (цена, объем продаж и др.).

10. Наиболее рисковые моменты реализации бизнес-плана:

- их описание;

- мероприятия по их устранению/уменьшению;

- ресурсы, высвобождаемые под мероприятия (размер, источники, условия получения);

- пути отхода инвестора при неблагоприятных условиях реализации проекта (возможность контроля проекта в целом и его отдельных этапов – контрольный пакет акций, участие в Совете директоров; наличие поручителей и залога).

Анализ приложений.

1. Наличие приложений.

2. Надежность и легитимность приложенных документов.

3. Соответствие данных приложений и основного текста.

4. Описание используемых методик (маркетинговые исследования, прогнозирование).

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение бизнес-плана.

2. Какие задачи решает бизнес-план для его автора?

3. Перечислите основные структурные элементы бизнес-плана.

4. Назовите основные принципы разработки бизнес-плана.

5. На каких положениях основан анализ бизнес-плана?

6. Какие элементы включает анализ бизнес-плана?

7. Назовите основные вопросы, возникающие при анализе бизнес-плана.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

Титульный лист

На титульном листе бизнес-плана обязательно должны присутствовать:

1. Наименование бизнес плана

2. Название предприятия-заемщика и его адрес.

3. Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя организации, контактные координаты.

4. Суть проекта (3-5 строк).

5. Условия финансирования проекта: общая сумма; требуемая от инвестора сумма; соотношение собственных и заемных средств.

6. Срок окупаемости проекта.

6. Фамилия, имя и отчество (полностью) человека, составившего бизнес-плана.

5. Дата (месяц и год) составления.

Титульный лист не должен содержать излишних подробностей. Он должен быть лаконичным и привлекательным. В случаях, когда бизнес-план предназначается для представления нескольким партнерам, то целесообразно на каждом экземпляре указывать, для кого конкретно предназначена эта копия.

Резюме

Резюме должно готовиться в конце работы, когда завершены все остальные разделы. Потенциальные инвесторы получают десятки бизнес-планов, поэтому резюме – это сжатый (1-2 страницы) обзор делового предложения, способный привлечь инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению бизнес-плана.

В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам на два вопроса: «Что они получат при успешной реализации данного плана?» и «Каков риск потери ими денег?». Оно должно быть написано так, как если бы вы пытались объяснить громадные преимущества вашего проекта первому попавшемуся прохожему. Отсюда – предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Максимальное внимание должно быть уделено разъяснению того, что вы собираетесь сделать, за счет чего, чем ваш будущий продукт будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно его.

Ориентировочно можно выделить следующие позиции резюме:

1. Конкурентные преимущества предполагаемого бизнеса.

2. Ваши цели в бизнесе.

3. Намечаемые рынки сбыта продукции и прогноз реализации.

4. Компетентность вашей управленческой команды.

5. Прогнозируемые финансовые результаты.

6. Требуемая сумма инвестиций.

7. Гарантии возврата средств.

Таким образом, можно представить резюме как тезисный отчет по двум пунктам: 1) сущность проекта; 2) стоимость проекта.

В конце резюме может быть сделано напоминание: «Настоящий документ содержит секретную информацию и является собственностью владельца предприятия. Он предназначен только для лиц, получивших его с ведома и согласия владельца. Копировать и разглашать его содержание без письменного согласия владельца предприятия запрещается».

Наши рекомендации