Анализ титульного листа
1. Полное и точное наименование заемщика (кто просит кредит).
2. Наличие контактных координат.
3. Разработчики (авторы) бизнес-плана (оценка их компетентности).
Анализ резюме.
1. Имеется ли потенциальная возможность у инвестора выдать требуемую сумму:
- по размерам;
- по срокам;
- по валюте?
2. Заинтересован ли инвестор в участии в этом проекте:
- каков размер дивидендов в сравнении с банковской ставкой;
- привлекает ли форма заимствования (обыкновенные акции; привилегированные акции; контрольный пакет; другие формы участия);
- имеется ли интерес, отличный от денежного?
3. Какой социальный эффект достигается проектом, если инвестор – государство или муниципалитет?
4. Устраивают ли инвестора условия возврата займа?
5. Каковы гарантии возврата займа:
- наличие гаранта (третьей стороны);
- активы предприятия?
6. Солидность инициатора:
- финансовое положение;
- репутация.
7. Другие инвесторы:
- количество инвесторов;
- их однородность или разнородность;
- соотношение собственных и заемных средств.
8. Уверенность в продаже товара.
Анализ основного текста.
1. Существует ли объективная физическая возможность реализации проекта:
- обоснованность выбора продукции (из разделов «Анализ рынка сбыта» и «План маркетинга»)?
2. Патентная чистота (товара, товарного знака, промышленного образца):
- наличие затрат на проверку и патентование;
- фактическая патентная чистота (есть или нет?);
- кто является держателем патента.
3. Качество сравнения планируемого продукта с конкурентами:
- полнота списка конкурентов и их продуктов;
- сравниваемые параметры (технические, экономические, потребительские);
- приведение цен конкурентов (есть или нет);
- учет маркетинговой политики конкурентов.
4. Реалистичность конкурентной борьбы:
- выбор сегмента рынка (конкретный, расплывчатый, «необъятный»);
- обоснованность ценообразования (описан или не описан механизм установления цен на продукцию);
- поправка цены на имидж, технические различия, уровень обслуживания;
- запас ценовой прочности.
5. Умение продать товар:
- коммерческий менеджмент (репутация, опыт торговли, квалификация);
- политика сбыта (своя служба/посредники, обучение, оплата труда, формы посредников;
- реклама (виды, цены, планируемая эффективность).
6. Есть ли организационная возможность реализации проекта:
- качество менеджмента (квалификация управленческого состава, наличие команды, особая личная заинтересованность менеджеров – уровень заработной платы, система премирования, доля в уставном капитале);
- качество персонала (состав персонала – полнота перечисления; уровень квалификации персонала и потребность в обучении; уровень и способы материального вознаграждения персонала – сравниваются со средними по рынку).
7. Бизнес-план и органы власти (федеральной, региональной и муниципальной):
- связь проекта с государственной, региональной промышленной и социальной политикой (активная и пассивная поддержка, пассивное противодействие, активное противодействие);
- планы развития города, района, региона (согласуются/не согласуются);
- как учтены в бизнес-плане льготы (есть/нет);
- экономическое давление (организованное, неорганизованное; меры противодействия).
8. Разумность и обоснованность расходования средств:
- обоснованность и полнота перечисления затрат на производство (приобретение оборудования, монтаж и наладка, процесс изготовления продукции);
- обоснованность и полнота учета затрат на площади (производственные, складские, офисные);
- обоснованность и полнота учета затрат на маркетинг (посредники, реклама, связи с общественностью);
- обоснованность и полнота учета затрат по заработной плате (оклад, премии, социальные отчисления);
- обоснованность и полнота учета затрат на наем и обучение персонала (менеджмент, основной персонал);
- форма приобретения основных средств (аренда, покупка, условия приобретения);
- своевременность производимых затрат.
9. Анализ финансового плана:
- полнота и корректность расходных статей;
- наличие баланса потоков денежных средств;
- расчет точки безубыточности – наличие и характеристика;
- чувствительность проекта к изменениям условия (цена, объем продаж и др.).
10. Наиболее рисковые моменты реализации бизнес-плана:
- их описание;
- мероприятия по их устранению/уменьшению;
- ресурсы, высвобождаемые под мероприятия (размер, источники, условия получения);
- пути отхода инвестора при неблагоприятных условиях реализации проекта (возможность контроля проекта в целом и его отдельных этапов – контрольный пакет акций, участие в Совете директоров; наличие поручителей и залога).
Анализ приложений.
1. Наличие приложений.
2. Надежность и легитимность приложенных документов.
3. Соответствие данных приложений и основного текста.
4. Описание используемых методик (маркетинговые исследования, прогнозирование).
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение бизнес-плана.
2. Какие задачи решает бизнес-план для его автора?
3. Перечислите основные структурные элементы бизнес-плана.
4. Назовите основные принципы разработки бизнес-плана.
5. На каких положениях основан анализ бизнес-плана?
6. Какие элементы включает анализ бизнес-плана?
7. Назовите основные вопросы, возникающие при анализе бизнес-плана.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
Титульный лист
На титульном листе бизнес-плана обязательно должны присутствовать:
1. Наименование бизнес плана
2. Название предприятия-заемщика и его адрес.
3. Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя организации, контактные координаты.
4. Суть проекта (3-5 строк).
5. Условия финансирования проекта: общая сумма; требуемая от инвестора сумма; соотношение собственных и заемных средств.
6. Срок окупаемости проекта.
6. Фамилия, имя и отчество (полностью) человека, составившего бизнес-плана.
5. Дата (месяц и год) составления.
Титульный лист не должен содержать излишних подробностей. Он должен быть лаконичным и привлекательным. В случаях, когда бизнес-план предназначается для представления нескольким партнерам, то целесообразно на каждом экземпляре указывать, для кого конкретно предназначена эта копия.
Резюме
Резюме должно готовиться в конце работы, когда завершены все остальные разделы. Потенциальные инвесторы получают десятки бизнес-планов, поэтому резюме – это сжатый (1-2 страницы) обзор делового предложения, способный привлечь инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению бизнес-плана.
В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам на два вопроса: «Что они получат при успешной реализации данного плана?» и «Каков риск потери ими денег?». Оно должно быть написано так, как если бы вы пытались объяснить громадные преимущества вашего проекта первому попавшемуся прохожему. Отсюда – предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Максимальное внимание должно быть уделено разъяснению того, что вы собираетесь сделать, за счет чего, чем ваш будущий продукт будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно его.
Ориентировочно можно выделить следующие позиции резюме:
1. Конкурентные преимущества предполагаемого бизнеса.
2. Ваши цели в бизнесе.
3. Намечаемые рынки сбыта продукции и прогноз реализации.
4. Компетентность вашей управленческой команды.
5. Прогнозируемые финансовые результаты.
6. Требуемая сумма инвестиций.
7. Гарантии возврата средств.
Таким образом, можно представить резюме как тезисный отчет по двум пунктам: 1) сущность проекта; 2) стоимость проекта.
В конце резюме может быть сделано напоминание: «Настоящий документ содержит секретную информацию и является собственностью владельца предприятия. Он предназначен только для лиц, получивших его с ведома и согласия владельца. Копировать и разглашать его содержание без письменного согласия владельца предприятия запрещается».