Назначение и формирование резерва предупредительных мероприятий
Резерв предупредительных мероприятий создается для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества по добровольным видам страхования.
В соответствии с Законом страховые организации в России вправе формировать фонд предупредительных мероприятий в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев.2
Но в письме Министерства Финансов РФ № от 15 апреля 2002 г. N 24-00/КП-51 даются разъяснения, что резерв предупредительных мероприятий (РПМ) по своей природе и экономической сути не является страховым резервом, т. е. не имеет отношения к страховым обязательствам страховщика.
Поэтому, страховые организации при разработке положений о порядке формирования страховых резервов не вправе включать резерв предупредительных мероприятий в состав страховых резервов.
Непризнание отчислений на финансирование предупредительных мероприятий расходом страховых организаций для целей налогообложения не лишает их права при условии включения таких отчислений в состав страхового тарифа производить и учитывать их в качестве расходных статей при формировании прибыли. Это обусловлено тем, что порядок формирования финансового результата регулируется нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, а не Налоговым кодексом Российской Федерации.
Формирование и использование средств резерва предупредительных мероприятий осуществляется страховщиками на основании утвержденного ими Положения, разработанного в соответствии с Положением о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования (в редакции письма Росстрахнадзора от 2 августа 1996 г. № 06/1-68р/16).
Резерв предупредительных мероприятий формируется путем отчисления от страховой брутто-премии, поступившей по договорам страхования в отчетном периоде. Его величина соответствует сумме отчислений в данный резерв в отчетном периоде, увеличенной на сумму резерва на начало отчетного периода и уменьшенной на сумму израсходованных средств на предупредительные мероприятия в отчетном периоде.
Размер отчислений в резерв предупредительных мероприятий определяется исходя из процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки на эти цели, но не более 15%.
Расчет РПМ по i-му договору страхования производится следующим образом:
(6.10)
где СБПi ¾ страховая брутто-премия, поступившая по i-му договору страхования в отчетном периоде;
СП ¾ процент отчислений в РПМ, предусмотренный в структуре тарифной ставки, но не более 15%.
Общая сумма РПМ за отчетный период:
(6.11)
За счет средств резерва предупредительных мероприятий может финансироваться участие в финансировании:
· строительства (включая проектирование) и реконструкции пожарных депо, испытательных пожарных лабораторий и полигонов;
· строительства и реконструкции диагностических станций госавтоинспекций по проверке технического состояния транспортных средств, эстакад, площадок и пунктов технического контроля, постов ГАИ;
· приобретения и ремонта средств связи, оборудования, инвентаря сверх объемов, подлежащих финансированию в установленном порядке, для предупреждения дорожно-транспортных происшествий;
· строительства и реконструкции станций по борьбе с болезнями животных, ветеринарных лечебниц, зданий пограничных контрольных ветеринарных пунктов;
· приобретения и ремонта сверх объемов, подлежащих финансированию в установленном порядке, автотранспортных средств (пожарных, ветеринарных, машин скорой помощи и т. п.);
· строительства и реконструкции станций защиты растений, лабораторий биологических методов борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур;
· проведения противопаводковых и противоселевых мероприятий;
· мероприятий по совершенствованию противопожарной сигнализации;
· мероприятий по устройству и совершенствованию пожарных водоемов;
· улучшения материально-технической базы санэпидемстанций и состояния водно-питьевых ресурсов;
· мероприятий по совершенствованию оборудования очистительных сооружений, фильтров на предприятиях с вредными выбросами, других природоохранных объектов;
· улучшения материально-технической базы нефтегазопроводов;
· проведения профилактических и санитарно-гигиенических мер по охране здоровья населения и снижения травматизма (профосмотр, прививки, вакцинация);
· проведения научных исследований в области совершенствования медицинского оборудования и разработки новых лекарственных средств;
· оплата расходов по найму транспорта (наземного, воздушного, водного), используемого для организации мероприятий по тушению пожаров;
· оплата вознаграждения охотникам и другим гражданам за участие в мероприятиях, проводимых в соответствии с определенными нормативными актами.2
Финансирование предупредительных мероприятий должно осуществляться на основе договора, заключаемого между страховщиком и юридическими или физическими лицами, осуществляющими указанные мероприятия, исходя из фактического наличия средств, аккумулируемых в резерве предупредительных мероприятий.
Учитывая специфический характер резерва предупредительных мероприятий, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью считает целесообразным ограничиться следующими направлениями инвестирования временно свободных средств резерва предупредительных мероприятий: государственные ценные бумаги и банковские вклады (депозиты).
Контроль за расходованием средств резерва предупредительных мероприятий осуществляется Федеральной службой страхового надзора в порядке, установленном отечественным законодательством.
Рекомендация: