ФК. „

Эк категория – совок однородных эк отношений выр в обобщённом абстрактном виде одной из сторон общественного бытия.

Сущность эк категории – внутр содержание, выражающееся в единстве всех его многообразных форм и отношений. А функция – внешнее проявление свойств данной категории в заданной системе отношений.

Итак, гос Ф — это: 1 денежные отношения. Но не все денежные отношения являются Ф, а толь­ко те, где одним из субъектов выступает государство. С воз­никновением государства, развитием тов-ден от­н-ний в обществе появляется объективная необходимость в существовании системы перераспределительных ден отн-ний, какими и являются финансы. Распределение и перераспределение стоимости общественного продукта про­исходит по субъектам экономических отношений и целево­му назначению, и это движение принимает особую форму — форму финансовых ресурсов.

2 система денежных отношений одним из субъектов этих отношений является государство, т. е. государство придает финансам императивную, властную форму. Государство – продукт развития общества на известной ступени его развития, Т.о. своим рождением го-во обязано эк отношениям поскольку отн эксплуатации треб для своего воспроизводства гос охраны и класс собственников, организуя аппарат обеспеч его существование. Форму обр гос доходов диктует ур развития производительных сил и производит отн. Гос-во одевает финансы в правовую форму придаёт им соотв гос власти форму при сохр объективного эк хар-ра. Финансы отн к эк базису те явл частью произв отн и явл категорией и в то же время они связаны и непосредственно обусловлены сущ кол надстройки – гос-ва и сущ только как отн имеющие гос властную форму - императивную

3 финансы – распределение уже распределённого. финансы выражают формы перераспределения стоимо­сти совокупного общественного продукта (главным образом национального дохода). Для финансов хар-но неэквивалентное движение ден ср-в (нал и безнал) Происх распр и перераспр стоимости общ продукта по субьектам хоз-ия и целевому назначению. При этом каждый получ свою часть произведённого продукта. Такое движ принимает особую форму – фин ресурсов кот выступают мат носителями фин отношений. Реальное фин-ие фин ресурсов начин на стадии распределения воспроизв процесса.

Источники формир фин ресурсов:

1) Налоги идр доходы бюджетов

2) Ср-ва внебюдж фондов

3) Ресурсы предприятий ( амортизация прибыль)

Только действующие одновременно эти три признака по­зволяют выделить из всей совокупности экономических кате­горий гос-ные Ф.

Впервые эта группировка признаков была предложена проф. Вознесенским Э. А. Исп фин ресурсов происх ч\з ден фонды специального целевого назначения ( фин армии содерж гос аппарата осущ соц и эк политики) с расшир экономич функций гос-ва растёт и объём централиз гос фондов ( бюджеты всех уровней + внебюдж фонды) Финансы – отн связ с формированием и использованием ден фондов, но не фонды сами по себе.

Отсюда государственные финансы— это система регла­ментированных государством денежных отношений, возни­кающая с формированием централизованных денежных фон­дов и их использованием для осуществления государством экономических, социальных, политических и других задач в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богат­ства в денежной форме. Централизованные фонды – это бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды. Через такие фонды распределяется более 40% ВВП. В совр условиях развития эк-ки госуд сфера финансов включает фин хоз субъектов и населения. 1-ая сфера изучает денежные отношения, связ с формир и исп централиз денежных фондов, 2-ая наиболее рациональные формы формирования и исп децентрализованных ден фондов в рамках кругооборота средств отдельного хоз субъекта и насел в целях обеспечения своих интересов.

в широком понимании. Финансы—это система денежных отношений, имеющая императивную форму и связанная с формированием и использованием денежных фондов в про­цессе распределения и перераспределения стоимости валово­го общественного продукта и части национального богатства в целях расширенного воспроизводства, удовлетворения со­циальных и других потребностей, материального стимулиро­вания работающих.

Функции финансов как экономической категории

По мнению московской школы (Родионова, Дробозина, Сенчагов), к функциям Ф относятся: 1 распределительная 2 контрольная. Но Вознесенский считает, что чтобы правильно выделить Ф из всей совокупности стоимостных категорий, надо определить те специфические черты, которые присущи только данной экономической категории, в то время как распределение и контроль присущи характерны для многих стоимостных категорий.

Функции Ф по мнению ленинградской школы (Вознесенский, Романовский): 1 формирование денежных фондов как централизованных, так и децентрализованный 2 использование фондов денежных средств (централизованных и децентрализованных). (при этом этим двум функциям присущ контроль за движением ден средств, т.е. контроль – это функция управления, а не функция конкретной эк категории.

Причём и 1 и 2 ф-ия имманентна те ей присущ контроль за движением денежных средств.


ФК. №2. Понятие системы финансов: подсистемы и звенья системы финансов, их характеристика, взаимосвязь звеньев финансов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами, а также совокупность рынков и других инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активов и рисками. В России финансовая система подразумевает систему государственных и негосударственных институтов

Институциональная структура финансовой системы как совокупность финансовых рынков, посредников организаций (учреждений) и финансовых инструментов обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов в определенный период времени, к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков.

Финансовая система более мобильна, чем система финансов. Она постоянно развивается, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и времени. Современная финансовая система становится глобальной, т.к. финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны друг с другом через всеобъемлющую м/н телекоммуникационную сеть и систему контрактов, дающих бесперебойное движение капитала и финансовых потjков.

Структура финансовой системы– это совокупность её элементов и связей между ними.

Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

1) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

2) совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3) система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По Романовскому: система финансов

Публичные финансы

1-бюджетная система

-федеральный бюджет

-бюджеты субъектов

-муниципальные бюджеты

2-государств кредит

Финансы хоз субъектов

1-коммерческих орг

2-фин посредники

3-некоммерческих организаций

По Родионовой:

Публичные финансы

1-госбюджет

2-внебюджетные фонды

3-фин кредит

4-финансы гос предприятий

Страхование

1-личное

2-имущественное

3-социальное

4-предпринимателей

5-рисков

6-ответственности

Финансы хоз субъектов

1-коммерческих орг

2-некоммерческих орг

3- общественных огр

Финансовая система РФ состоит из бюджетной системы; внебюджетных фондов; фондов страхования; финансов предприятий различных форм собственности.
Бюджетная система страны охватывает федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Федеральный бюджет РФ выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием РФ как Закон на каждый финансовый год. В бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах главными являются расходы на социальные цели.
Государственные внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширение диапазона социальных услуг населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. Важнейший среди социальных фондов - Пенсионный фонд РФ, средства которого формируются за счет единого социального налога (взноса), дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций (вложений капитала) Фонда. Фонды страхования приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанна с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.
Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

Все сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны.

Финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами (при уплате налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды; при получении организациями бюджетных средств).

В эк теории статистики заруб стран для хар-ки конечных результатов годового производства исп показатели исчисл на основе снс. Основу этой сист сост сводные счета ВВП капиталовлож дох и расх гос учреждений домохоз-в внешнеэк операций. Группировка экономики по секторам центральная в стат модели рыночной эк-ки. Она осущ с целью изучения потоков доходов и расх изм активов и пассивов институциональной единице.

По Европ системе интегриров эк счетов, адаптированных к условиям РФ движ ден ср-в осущ по секторам и подсекторам эк-ки. Публ финансы соотв сектору –органы гос управления. Он включ все институциональные единицы связ с оказанием нерын услуг для коллективного потр и распределения нац богатства. Осн ресурсы поступают прямо или косвенно из обязательных платежей. Финансы хоз субъектов по снс: 1- нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия – производят тов и осущ нефинансовые рыночные услуги. 2- фин учреждения ( центр банковские учреждения, др фин учреждения –заняты безналичными расчетами депозитные и кредитные банки, др кредитные учреждения – сберегат банки, продажа и покупка тов в рассрочку, строительные общ-ва) 3-страховые предприятия – переводят инд риск в коллективный путёмсозд резервов. 4- частные коммерческие общ организации – обсл д\х. 5- дх – население как потребитель услуг, дох явл з\п трансферты, доходы от собственности. предпринимательская деят-ть кот невозможно отделить от дом хозяйства ни с экон, ни с юр т.зр., основные их ресурсы – выручка от продажи продукции. Такая структура Ф позволяет представить и проследить движение ден потоков и фин ресурсов в условиях рыночной экономики.

Наши рекомендации