Порядок ликвидации и мировое соглашение
Процесс по делу о банкротстве, в независимости от стадии нахождения, всегда признается конкурсным, так как стечением кредиторов в данном случае неизбежно. Вместе с тем первоначально процесс урегулирования вопросов несостоятельности субъекта до появления процедурного (процессуального) разделения, ставшим поводом для включения в банкротное законодательство статей и разделов о процедурах восстановительного характера, имел только лишь ликвидационный характер, практика в сфере юриспруденции и бизнеса прекратила допускать употребление понятия "конкурсное производство" в отличном значении от связанного с ликвидацией имущества предприятия-должника. Важным этапом, обеспечивающим соблюдение интересов кредиторов, является формирование конкурсной массы. Под данным термином понимают все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, характеризующееся особым правовым режимом. Для ее формирования законодатель наделил конкурсного управляющго следующими полномочиями: инвентаризация и оценка имеющихся активов; предъявление требований к третьим лицам о взыскании задолженности перед должником; заявление отказов от исполнения договоров должника ; поиск, выявление и возврат имущества банкрота, находящегося у третьих лиц; предъявление исков о признании недействительными сделок об истребовании имущества должника у третьих лиц, о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника лиц, обязанных нести такую ответственность; уведомление собственника имущества, изъятого из оборота, но находящегося при открытии конкурсного производства у должника, о необходимости его принятия или закрепления за другими лицами; передача объектов социальной и коммунальной инфраструктуры соответствующему муниципальному образованию и ряд др.
Составление пассива, то есть совокупности требований к должнику, которые должны быть удовлетворены из конкурсной массы, производится согласно правилам, определенным ст.10 Закона о несостоятельности, включения в реестр требований кредиторов. Необходимо выделить два особых момента: открытие процедуры составления пассивов требует специальной публикации конкурсным управляющим известия для кредиторов о том, что предприятие-должник официально признано несостоятельным (ст.128 Закона). Данная публикация содержит указание на возможность предъявления денежных претензий к должнику со стороны кредиторов, которые не были включены в реестр требований и не участвовали в предшествующих процедурах банкротства. Срок предъявления данных претензий- два месяцами с момента публикации, далее следует закрытие реестра требований. В момент открытия процедуры конкурсного производства срок исполнения всех возникших ранее у предприятия-должника денежных обязательств, а также уплаты обязательных платежей считается наступившим (п.1 ст.126 Закона). Таким образом, если в момент признания должника несостоятельным последний имеет обязательства перед кем-то из своих контрагентов, и оно не является просроченным (например долгосрочный кредит), оно юридически признается наступившим [17].
Данные обязательства, учитывая ликвидационный и финальный характер процедуры конкурсного производства, преследуют цель защиты интересов максимального возможного круга кредитров-контагентов предприятия-должника. Следующим шагом в конкурсном производстве является погашение требований кредиторов. Два основных принципа данного процесса: очередность и соразмерность. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена в соответствии со ст.134 Закона о несостоятельности. Вне очереди удовлетворяются требования кредиторов по текущим платежам. Однако, данные текущие обязательства имеют свой внутренний приоритет, согласно следующей очередности: судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства; иные связанные с проведением конкурсного производства расходы подлежат погашению вне очереди. Требования кредиторов по обязательствам, которые обеспеченны залогом имущества предприятия-должника, должны быть удовлетворены за счет стоимости предмета залога преимущественно перед требованиями иных кредиторов, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Соразмерность расчетов определяется п.3 ст.142 Закона о несостоятельности, согласно которому в случае недостаточности денежных средств должника они должны быть распределены между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, которые подлежат удовлетворению [18].
Завершающим мероприятием, которое должно быть произведено в отношении банкрота - юридического лица- это его ликвидация. В соответствии с Законом, основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица является определение, вынесенное арбитражным судом о завершении конкурсного производства. В обязанности конкурсного управляющего входит предоставление текста судебного решения в течение 5 дней в регистрирующий орган(соответствующий территориальный орган системы Федеральной налоговой службы РФ, на которую возложены функции по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), который в свою очередь также в течение 5 дней с момента получения данного документа должен произвести запись о ликвидации юридического лица.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., - вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Для утверждения сделки судом необходимо соблюсти и соответственно представить суду доказательства соблюдения ряда условий, главное из которых заключается в том, что до утверждения соглашения должны быть погашены требования кредиторов первой и второй очередей (п.1 ст.158 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)." Утверждение мирового соглашения производится судом в заседании, о дате и времени, проведения которого уведомляются все участники дела о банкротстве.
Таким образом, Законодательством различаются следующие стадии банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление (или санация предприятия), внешнее управление и конкурсное производство. На любой из указанных стадий, вплоть до принятия судом решения о признании должника банкротом и исключении записи об организации-должнике из реестра юридических лиц может быть заключено мировое соглашение. Условия мирового соглашения могут быть совершенно различными, исходя из того компромисса, который достигли, заинтересованные лица: это может быть и рассрочка/отсрочка погашения долгов, и частичное прощение долга, и новация долгового обязательства в иное обязательство.
Заключение
Юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (п. 4 ст. 65 Гражданского кодекса РФ), за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Государственная корпорация может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.
Признаки банкротства: Банкротство это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом. Кредиторы это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. В состав кредиторов входят уполномоченные органы и конкурсные кредиторы. Основным признаком банкротства является следующее обстоятельство. Юридическое лицо не рассчиталось с кредитором по обязательству, срок оплаты по которому наступил три месяца назад, при этом задолженность перед юридическим лицом превышает 300 000 рублей .
Помимо должника, правом на обращение в суд с заявлением о признании банкротом, обладают: -конкурсные кредиторы -уполномоченные органы. Дело о банкротстве должны быть рассмотрено в срок, не превышающий 3 месяца, с даты подачи соответствующего заявления.
Начиная с 29 января 2015 года нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» будут применяться к процедурам банкротства в измененном виде. Поправки в него были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. Следует отметить, что ряд из них существенным образом изменит практику ведения дел о несостоятельности. В частности, ревизии подверглись нормы о праве на обращение в суд с заявлением о банкротстве, правилах назначения временного управляющего при банкротстве должника, правах залоговых кредиторов. Банки вправе инициировать банкротство без решения суда .Одно из главных изменений – предоставление банкам права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие вступившего в законную силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Таким образом, банки поставлены в привилегированное положение по отношению к другим конкурсным кредиторам, которые для получения права на обращение в суд с заявлением о банкротстве должника должны получить решение суда о взыскании суммы долга. По новым правилам кредитная организация может обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в случае неисполнения им денежных обязательств в течение 3 (трех) месяцев при условии предварительного уведомления должника и всех известных заявителю кредиторов о своем намерении обратиться с таким заявлением. С 01 июля 2015 года надлежащим уже будет считаться опубликование уведомления не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Процедура банкротства юр. лица, предполагает возможность прохождения следующих этапов (ст.27 ФЗ-№127): -наблюдение - применяется в целях обеспечения сохранности имущества юр. лица, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. -финансовое оздоровление – направлено на восстановление платежеспособности юр. лица и погашения задолженности в соответствии с графиком -внешнее управление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности; вводится арбитражным судом, осуществляется внешним управляющим, который полностью наделяется правами руководителя и органов управления должника. Данный этап может длиться полтора года. По результатам работы внешнего управляющего, а так же на основании решения собрания кредиторов, суд определяет: прекратить процедуру банкротства и начать расчеты с кредиторами ,объявить юр. лицо банкротом и открыть конкурсное производство ,утвердить мировое соглашение, кононкурсное производство - применяется к должнику, признанному банкротом, для удовлетворения требований кредиторов.
-мировое соглашение - применяется на любой стадии, в целях прекращения производства по делу, путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов (простым большинством голосов) и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. В зависимости от стадии, на которой оно заключается, процедура заключения может иметь те или иные особенности. Если целью банкротства является исключительно ликвидация юр. лица, то возможно применение упрощенной процедуры банкротства.
Учитывая пробел законодательства в области формулирования задач и полномочий регулирующего органа по вопросам трансграничной несостоятельности, мы поддерживаем поддерживаю мнение А.Х. Гольмстена, который предлагает дополнить п. 5 ст. 29 Закона о банкротстве абзацем следующего содержания: «При проведении процедур банкротства с трансграничными компаниями уполномоченный орган обязан: давать ответы на запросы иностранных судов или иностранных представителей по вопросам функционирования структурных единиц трансграничных компаний на территории РФ; запрашивать содействия в иностранных государствах по вопросам несостоятельности; координировать деятельность субъектов, участвующих в процедурах несостоятельности, когда одновременно возбуждается иностранное и российское производство в отношении одного и того же должника».
Список литературы:
I.нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. М., 2013.(с измен. и доп. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета», № 237, 25 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ(с измен. и доп. от 13 июля 2015 г. № 268-ФЗ) «Об акционерных обществах» // Российская газета от 29 12. 1995 г. № 24
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с измен. и доп. от 13 июля 2015 г. № 268-ФЗ) // Российская газета 1993. 25 декабря.
4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 13 июля 2015 г.№ 237-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»//Собрание законодательства Российской Федерации от 13.08. 2001 г., № 33.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ(с изм. и доп. от 29 июня 2015 г. № 195-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.07.2002 г. № 30 ст. 3012
6. Федеральный закон от 26 12. 2002 г. N 127-ФЗ (с изм. и доп. от 13 июля 2015 г. № 236-ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрании законодательства Российской Федерации от 28. 10. 2002 г.№ 43 ст.4190.
7. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (с изм. и доп. от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ) «Об исполнительном производстве» // Собрании законодательства Российской Федерации от, 8 .10. 2007 г., № 41 ст. 4849
8. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с изм. и доп. от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» //Собрание законодательства РФ , 08.04.2013, № 14, ст. 1652,
II. Литература
9. Алексеева С.С. Гражданское право. (Учебник). М., 2012.-256 с.
10. Антонова О.В. Управление кризисным состоянием организации. - М.: ЮНИТИ 2014.-356 с.
11. Афонькин В.Н., Сабинина Е.А. Законодательство о банкротстве: теоретические и практические аспекты. - М.: Современная экономика и право, 2014.-316 с.
12. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012.-287 с.
13. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - Киев: Ника-Центр, 2014.-316 с.
14. Борисова, А. Б. Комментарий к ГК РФ (постатейный) / 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2014.-367 с.
15. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., 2015.-367 с.
16. Братусь С.Н., Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / 1976. – 298 с.
17. Васильев А.Банкротство и несостоятельность: соотношение понятий // Право и жизнь. 2013. № 29.-С.16-24.
18. Витрянский В.В. Особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса // Вестник ВАС РФ. 2014. № 8.-С.45-54.
19. Волкова М.А. Гражданское право.. - М.: Волтер Клуверс, 2014. -378 с.
20. Гаврилова В.Н. Антикризисное управление: институциональные особенности. - М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2013. - 208 с
21. Гавзе Ф. И. Социалистический гражданско - правовой договор. М.: Юридическая литература, 2014. Переиздание.-345 с.
22. Дудиков М.В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами по обстоятельствам, не связанными с пользованием недрами // Юрист. 2013. № 2.С.25-29.
23. Занковский С.С. Предпринимательские договоры . М.: Волтерс Клувер 2014.-326 с.
24. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М.: Волтерс Клувер, 2013. -276 с.
25. Кораев К. Б. Правовой статус конкурсных кредиторов в деле о банкротстве. М.: Волтерс Клувер, 2012. -345 с.
26. Марков П. С. Соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» // Право и жизнь. 2014. № 116. - С. 4-11.
27. Майер, Д. И. Русское гражданское право. Ч. 2. / М. : Статут, 2013.-321 с.
28. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / под ред. В. В. Витрянского. М.: Статут, 2013. -321 с.
29. Попондопуло В. Ф., Слепченко Е. В. Проблемы совершенствования законодательства о банкротстве в условиях финансового кризиса // Арбитражные споры. 2014. № 1.-С.34-46.
30. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М., 2014.-256 с.
31. Ращевский Е. Зачем нам процедура наблюдения? // Хозяйство и право. 2014. № 5. С. 95-113.
32. Садикова О.Н. Гражданское право: Учебник. «ИНФРА-М», 2012.-342 с.
33. Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА - НОРМА, 2014.-321 с.
34. Сарбаш С. В. Финансовое оздоровление и внешнее управление // Научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения. М.: Статут, 2014. -336 с.
35. Сергеева А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право / ТК Велби, Изд-во Проспект. 2011 г.-432 с.
36. Степанова С.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практ.). Ч. 1, 2, 3, 4. .М., 2014.-321 с.
37. Степанов И.Г. Содержание понятий несостоятельности и банкротства / И.Г. Степанов, Н.С. Попова, М.Н. Демидова // Сибирская финансовая школа. 2013. № 4. - С. 69-79.
38. Ткачев В.Н. Термины «банкротство» и «несостоятельность»: сущность и соотношение // Адвокат. 2013. № 3.С.18-23.
39. Трахтенгерц Л.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части 4-й (постатейный). М., 2012.-387 с.
40. Шафир А.М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М., 1990.-278 с.