Отбор альтернатив с учетом доли внешнего инвестора

Инвестиционное проектирование осложняется наличием нескольких альтернатив (относительно выбора технологии, оборудования, мощности, места расположения, финансирования и т. д.) и допущений, на которых должен основываться процесс принятия решений. Как правило, имеющиеся альтернативы следует рассмотреть уже на этапе предварительного ТЭО. В случае двух или трех возможных мест расположения или двух производственных программ с различными технологиями следует детально обосновать выбор какой-либо отдельной альтернативы наряду с описанием методов и формул, использованных в процессе отбора.

Эффективная бизнес-идея, будучи реализованной, приводит к тому, что и фирма, и инвестор получают достаточную ожидаемую прибыль. Общая модель для определения долей фирмы и инвестора в общей норме прибыли может иметь следующий вид:

КИ + КФ = OK, ПИ + ПФ = оп,

ПИ/КИ = 1ЧПИ.

ПФ/КФ = Nn,h,

(7.1) (7.2) (7.3) (7.4)

Отбор альтернатив с учетом доли внешнего инвестора - student2.ru Non ОП/ОК,

где Non общая норма достаточной для фирмы и инвестора прибыли от реализации бизнес-идеи.

Из условий (7.1) (7.4) можно вывести уравнение для определения долей инвестора и фирмы в общей норме прибыли:

Отсюда доли инвестора dMOn и фирмы сіФОп в общей норме прибыли рассчитываются по формулам:

dMon = (Nrm ' <1ки) > N0ni doon = (Nn<& ■ <*кф) / NonОбычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей. Какая из них является оптимальной и приносит максимальную прибыль? Исходя из модели бизнес-планирования, это идея, для которой справедлива следующая целевая функция:

N

d

пф ~

пи

'on

■d

-N

'кф

'ки

—> max.

Таким образом, из множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирают тот, который при данном общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора может обеспечить максимальную общую прибыль. Это означает, что существуют такие эффекты использования общего капитала, которые не подлежат распределению между инвестором и фирмой, а целиком принадлежат фирме. Иначе говоря, фирма в ходе реализации бизнес-идеи совершенствует организацию управления, повышает эффективность обеспечения и сбыта, нарабатывает ноу-хау. Все эти дополнительные источники дохода обычно служат основой для вознаграждения инициаторов оригинальных бизнес-идей.

Учет валютно-финансовых факторов

Внутренняя денежная единица и иностранная валюта. Во

многих случаях финансирование проектов требует как местной, так и иностранной валют. Многие из неконвертируемых денежных единиц испытывают более высокие уровни инфляции, чем конвертируемые единицы. Кроме того, многие иностранные инвесторы и банкиры предпочитают читать и анализировать финансовые данные проекта, выраженные в международных денежных единицах.

Когда финансовые институты проявляют интерес к финансовой стороне бизнес-проекта, следует принять во внимание необходимость согласования с ними выбора денежной единицы, которая должна быть использована для представления финансовых данных. Фактически это означает, что все местные затраты (в основном в неконвертируемых денежных единицах) необходимо перевести в согласованные международные (свободно конвертируемые) единицы.

Непредвиденные события и инфляция. В процессе инвестиционного планирования обычно встречаются два типа непредвиденных обстоятельств: физические и финансовые. Физические случайности связаны с возможным колебанием надежности ожидаемых продаж, состава инженерной части проекта и т. п.

Уже в предынвестиционной фазе можно достаточно точно определить количество сырья и других материалов. Расхождение компенсируется добавлением определенного процента (например, от 5 до 10\%) к материальным объемам. Хотя колебания ошибок при оценках могут отличаться от пункта к пункту, в целом необходимо использовать этот стандартный подход. Однако следует помнить, что его можно применять как средство выравнивания ошибок. Таким образом, все основные моменты бизнес-проекта следует оценивать как можно точнее, при этом необходимо указывать степень надежности оценки.

Финансовые погрешности (например, инфляция), возникающие в течение жизни проекта, могут оказывать более существенное влияние на его жизнеспособность, чем материальные погрешности, так как они изменяют фиксированные инвестиции, производственные и маркетинговые затраты и продажи. Весьма сложно оценить влияние инфляции на оклады, заработную плату, стоимость оборудования. Ее влияние на инвестиционные затраты особенно заметно при разработке долгосрочных проектов.

Для того чтобы в финансовом плане учитывать ожидаемую инфляцию, необходимо умножить на инфляционный индекс годовые или полугодовые расходы общих инвестиционных затрат. Аналогичный подход применим и к производственным затратам.

27.Оценка бизнеса компании.

Как правило, современное предприятие – это достаточно сложная структура, которая объединяет в себе большое количество разнообразных активов - от недвижимого имущества, до деловой репутации предприятия. В связи с этимоценку бизнеса целесообразно осуществлять с точки зрения следующих оценочных подходов: затратного, доходного и сравнительного. Эти подходы не могут быть использованы отдельно друг от друга, они должны дополнять друг друга, то есть для оценки предприятий используют комплексный подход всех существующих методов. При этом каждый конкретный подход, основанный на использовании определенных особенностей предприятия, в той или иной мере влияет на величину его стоимости. Все вышеперечисленные подходы (затратный, прибыльный и сравнительный) имеют свои положительные и отрицательные стороны, свои приоритетные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов, из огромного разнообразия которых оценщик и выбирает наиболее отвечающие для конкретного предприятия.

Для чего нужна оценка бизнеса?

Гражданским кодексом регламентируется понятие бизнеса как имущественного комплекса, используемого для предпринимательской деятельности. Бизнес может быть объектом купли - продажи, залогом, или сдаваться в аренду.

Оценка бизнеса может понадобиться в случае его купли или продажи, дарения, вступления в наследство, слияния или раздела предприятий, при судебных разбирательствах, оформлении кредита.

Как оценивается бизнес (этапы оценки бизнеса)?

Бизнес оценивается в несколько этапов. Сначала проводится подготовка к проведению оценки, затем собственно сама оценка и последним этапом проводятся заключительные мероприятия и оформление всех необходимых документов, в том числе самого отчета об оценке бизнеса.

На первом, подготовительном этапе, выбираются подходы и методы оценки стоимости бизнеса. После этого начинается подготовка информации к проведению оценки. Проводится сравнительный анализ оцениваемого бизнеса, фондовых рынков, статистики, маркетинговые исследования. Изучаются характеристики бизнеса, перспективы развития, предыдущая финансовая деятельность, акционерные капиталовложения, имеющиеся обязательства и ограничения на продажу. Изучается состояние бизнеса и экономических факторов, влияющих на его развитие.

На втором этапе оценки бизнеса анализируется бухгалтерская отчетность за предыдущие периоды и финансовая деятельность в текущем периоде (на момент оценки, с учетом коэффициентов приведения стоимости). Поскольку учетные данные могут значительно отличаться от реальных, то проводится корректировка, учитывающая динамику изменения цен. Учитываются все показатели ликвидности активов бизнеса. Изучаются и учитываются риски данного бизнеса, а также ожидаемые доходы. Затем проводятся расчеты по оценке стоимости бизнеса в соответствии с выбранной методикой.

На заключительном этапе проводится корректировка стоимости бизнеса.

За основу могут быть взяты предыдущая деятельность, перспективы развития, ликвидность, ограничение прав, пакет привилегий и многое другое.

Затем составляется отчет об оценке бизнеса, с описанием компании.

Какие документы необходимо предоставить оценщику для оценки бизнеса?

Для оценки бизнеса, должны быть предоставлены правоустанавливающие документы на объект оценки:

· свидетельство о регистрации и устав предприятия;

· для АО - проспекты эмиссий и отчеты об итогах по выпуску ценных бумаг;

· справка о виде деятельности предприятия и его структуре;

· описание рынка деятельности предприятия и конкурентной сферы;

· правоустанавливающие документы недвижимого имущества;

· отчеты бухгалтерии за предыдущие 2-3 года, отчеты о прибылях и убытках;

· заключение аудиторской проверки по бухгалтерским отчетам;

· перечень основных средств;

· список недвижимости, акций, векселей и других нематериальных активов;

· наличие задолженностей;

· наличие дочерней компании с ее финансовой документацией;

· бизнес-план на будущее, утвержденный руководством, с указанием размера предполагаемой прибыли.

28.Оценка имущества.

Процесс оценки стоимости имущества предприятия - это сложный трудоемкий процесс, состоящий из нескольких стадии и этапов. В зависимости от того, кто является инициатором принятия решения об оценке и юридической принадлежности привлекаемых оценщиков вся оценочная деятельность подразделяется на виды:

Внутренняя оценка – оценка, проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на основании собственного решения, без привлечения исполнителя оценки.

Независимая оценка – оценка, проводимая исполнителями оценки на основании гражданско-правовых договоров либо судебных постановлений с соблюдением требований, определенных в настоящем Положении. Зачастую независимая оценка может являться обязательной.

Обязательная оценка – оценка, обязательность проведения которой установлена законодательством.

Весь процесс оценки имущества предприятия можно разделить на семь основных стадий:

1. Определение проблемы.

2. Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на оценку.

3. Сбор и анализ данных.

4. Оценка земельного участка.

5. Применение трех подходов к оценке стоимости предприятия.

6. Согласование результатов, полученных с помощью различных подходов.

7. Подготовка отчета и заключения об оценке.

8. Доклад об оценке.

1.1 Определение проблемы. Данная стадия оценки подразделяется на следующие этапы:

1. Идентификация предприятия.

2. Выявление предмета оценки.

3. Определение даты оценки.

4. Формулирование целей, функций оценки, определение вида стоимости.

5. Ознакомление Заказчика с ограничительными условиями.

При идентификации предприятия указывается его полное и сокращенное название, организационно-правовая форма (коммерческие организации, акционерное общество открытого или закрытого типа, хозяйственное общество с ограниченной ответственностью, государственное унитарное предприятие; некоммерческие организации, религиозные организации, и т.д.), место его регистрации, местоположение, отрасль производства, основные виды выпускаемой продукции и пр.

Если оцениваемое предприятие является дочерним или зависимым, необходимо выявить основное или преобладающее предприятие.

Выявление предмета оценки. Важнейшим этапом оценки имущества предприятия является выявление предмета оценки, то есть выявление того, что подлежит оценке: весь комплекс имущественных прав на предприятие, права на материальные активы предприятия, права на акционерный капитал акционерного общества, доля участника в уставном капитале предприятия, права на пакет акций предприятия, или какой-либо иной интерес. Таким образом, предмет оценки - это вид имущественных прав.

Определение даты оценки. Дата оценки - календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки;

Стоимость предприятий во времени изменяется, причем эти изменения даже в короткие промежутки могут быть значительными. В связи с этим необходимо установить с самого начала дату оценки. Это может быть дата продажи предприятия, дата осмотра его, дата судебного разбирательства, связанная с разделением имущественного комплекса, и другие случаи.

Если оценка предприятия производится в связи с судебным разбирательством, например, в связи с неплатежеспособностью предприятия, дату оценки может определить суд.

Формулирование цели и функций оценки. Определение цели оценки - важный этап, от которого зависит выбор методики проведения оценки. Неправильно сформулированная цель влечет за собой использование неадекватной, методики и вследствие этого ошибочный результат в оценке стоимости предприятия.

Выбор метода может также зависеть от функций оценки. Метод оценки способ расчета стоимости отдельного вида объекта оценки на дату оценки.

30.Показатели оценки эффективности — целая система оценок, которая помогает предприятию определить достижение тактических и стратегических целей. Использование ключевых показателей эффективности дает возможность организации оценить то состояние, в котором она находится на данный момент, а также оказать помощь в оценке и реализации стратегии. Основными показателями эффективности бизнес-плана являются:

  • Рентабельность — это всегда результат хорошо организованного производственного процесса. Рентабельность организации — один из важнейших показателей, который характеризует работу предприятия. Если предприятие рентабельно, значит, имеет доход и прибыль. На рентабельность оказывают влияние некоторые факторы: повышение активности оборотных средств, снижение себестоимости, повышение рентабельности всей продукции и отдельных изделий.
  • Прибыль — основной и важнейший показатель эффективности работы организации. Вместе с рентабельностью прибыль является тем показателем, который отражает эффективность работы предприятия, а также правильное и рациональное использование своих средств. Рентабельность и прибыль также отражают картину доходности отдельных направлений деятельности: предпринимательской, инвестиционной, производственной и других видов деятельности.
  • Точка безубыточности — это минимальный объем производства, а также реализации продукции, производя который, предприятие компенсирует свои расходы доходами. Определить точку безубыточности можно при необходимости в денежном выражении, в единицах продукции, а также учитывая ожидаемый размер прибыли. На основании расчетов необходимо построить график безубыточности, который поможет наглядно представить исследуемую ситуацию.
  • Запас финансовой прочности — показатель разности между фактической выручкой предприятия и порогом рентабельности. Рассчитывая запас финансовой прочности, можно узнать, насколько возможно сокращение производства продукции, чтобы при этом не понести убытков.
  • Срок окупаемости проекта — как и все основные показатели бизнес-плана, очень важно спрогнозировать для любого проекта. Срок окупаемости — это тот период времени, за который доходы предприятия покрывают затраты на сделанные вложения.
  • Немаловажные показатели бизнес-плана: ставка дисконтирования, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности, срок возврата заемных средств.

32.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

1. Перспективная бизнес-идея

2. Сбор и анализ информации о продукции и рынке сбыта

3. Анализ возможностей предприятия, перспективности отрасли

4. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами

5. Расчет необходимого капитала и источников финансирования

6. Расчеты прибыли, денежных потоков и эффективности проекта

7. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта 8. Решение вопроса рисков и гарантий

9. Оформление бизнес-плана

34.Презентация бизнес-плана– это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.

Для повышения эффективности презентации копию бизнес-плана потенциальным инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т. д.). Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов.

Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.

36.Прогнозирование денежных потоков

Прогнозирование денежных потоков является важнейшей составляющей стратегического финансового планирования. Прогноз денежных потоков заключается в определении возможных источников поступлений и направлений расходования денежных средств. Исходя из того, что большинство показателей, характеризующих составляющие денежного потока, достаточно сложно спрогнозировать, работа по прогнозированию сводится в основном к разработке бюджета наличных денежных средств, учитывая лишь важнейшие параметры потока:

* объём продаж;

* доля выручки от реализации продукции за наличный расчёт;

* прогноз кредиторской задолженности.

Методика прогнозирования денежных потоков включает следующие операции:

1. Прогнозирование денежных поступлений за планируемый период;

2. Прогнозирование оттока денежных средств

3. Расчёт чистого денежного потока

4. Исчисление общей потребности в краткосрочном финансировании.

Для прогнозирования результатов деятельности предприятия по будущему доходу используется два основных метода: метод капитализации дохода и метод дисконтирования чистых денежных поступлений.

Наши рекомендации