Раздел 2. Бухгалтерский и налоговый учет
В случае банкротства для ведения бухгалтерского и налогового учета в организации необходимо пользоваться обычными принципами учета в связи с тем, что нормативные документы не регламентируют особые варианты ведения учета при несостоятельности (банкротстве), т.е. не существует никакого специального положения или специального закона по ведению бухгалтерского учета при банкротстве. В Налоговом Кодексе отсутствует глава о налогообложении в случае банкротства. Налоговым законодательством также не предусмотрено освобождение от уплаты налоговых платежей для юридических или физических лиц, находящихся в стадии процедур банкротства.
Однако существуют свои особенности учета и налогообложения в случае ликвидации фирмы, проведения ее реорганизации и т.п., которые применяются и для организаций, находящихся в кризисе и в состоянии ведения судебного разбирательства по поводу банкротства. Эти особенности и будут рассмотрены в данной главе.
Таким образом, при ведении бухгалтерского и налогового учета организации во время процедур банкротства, кроме Федерального Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. №127-ФЗ необходимо пользоваться нормативными документами, которые обычно применяют для ведения бухгалтерского и налогового учета. Среди них можно перечислить следующие основные:
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 02.02.2006). Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.02.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.05.2006)
2. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 №61-ФЗ (ред. от 31.12.2005, с изм. от 18.02.2006)
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 30.06.2003)
4. Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12. 2000г. №БГ-3-03/447;
5. Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 18.12. 2000г. №БГ-3-03/440;
6. Методические рекомендации по применению главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 29.11. 2000г. №БГ-3-08/415;
7. Письмо Минфина РФ от 27.05.2003 №16-00-14/177 «Об отражении в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость при экспорте товаров»
8. Приказ Минфина РФ от 07.02.2006 №24н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2006 №7528)
9. Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 15.06.2000г. №62.
10. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 №64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»
11. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 18.07.2005)
12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34-н (ред. от 24.03.2000, с изм. от 23.08.2000)
13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н (ред. от 07.05.2003)
14. Положения по бухгалтерскому учету:
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60н (ред. от 30.12.1999);
- ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». Утверждено приказом Минфина РФ от 20.12.1994г. №167;
- ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000г. №2н;
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н;
- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44н ;
- ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (ред. от 12.12.2005). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н;
- ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.1998г. №56н;
- ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности». Утверждено приказом Минфина РФ от 28.11.2001г. №96н;
- ПБУ 9/99 «Доходы организации» (ред. от 30.03.2001). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н;
- ПБУ 10/99 «Расходы организации» (ред. от 30.03.2001). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н;
- ПБУ 11/2000 «Информация по аффилированным лицам» (ред. от 30.03.2001). Утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000г. №5н;
- ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000г. №11н;
- ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н;
- ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №91н;
- ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.2001г. №60н;
- ПБУ 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности». Утверждено приказом Минфина РФ от 02.07.2002 №66н;
- ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н;
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.2002 №114н;
- ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н;
- ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Утверждено приказом Минфина РФ от 24.11.2003 №105н;
15. Письмо Минфина РФ от 26.10.2005 №07-05-06/280 «Об отражении в бухгалтерском учете средств нераспределенной прибыли»
16. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Утверждены приказом Минфина РФ от 20.05.2003 №44н;
17. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №49;
18. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97г. №71а (ред. от 21.01.2003);
19. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н (ред. от 31.12.2004) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
20. Положение Центрального банка РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12.04.2001 №2-П;
21. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 №14-П (ред. от 31.10.2002) (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол № 47)
22. Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 №1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке"
23. Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ. Утвержден Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 № 10н/03-6/пз;
24. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (с изменениями от 15.08.2002, 25.11.2004)
Особенности организации и ведения учета в конкретной организации определяются ее рабочими документами, утверждаемыми руководителем: документом по учетной политике предприятия, формами первичных документов, графиками документооборота, рабочим Планом счетов бухгалтерского учета и др.
Судебные расходы
При осуществлении производства по делу о банкротстве неизбежно возникают судебные расходы, которые, в соответствии с Законом о банкротстве (ст. 59), во время процедур банкротства выплачиваются вне очереди за счет имущества должника.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 АПК РФ, ст. 88 ГПК РФ).
Дело о банкротстве возбуждается по заявлению организации-должника или должника-гражданина, одного или нескольких конкурсных кредиторов, уполномоченных органов (налоговых органов, органов государственных внебюджетных органов, таможенных органов). При возбуждении дела заявитель-должник или конкурсный кредитор должен оплатить государственную пошлину, которая относится к судебным расходам.
В заявлении указывается также цена иска. Она указывается заявителем, а в спорных случаях определяется арбитражным судом и рассчитывается на основании ст. 103 АПК РФ следующим образом:
Вид иска | Цена иска определяется |
о взыскании денежных средств | исходя из взыскиваемой суммы |
о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке | исходя из оспариваемой денежной суммы |
об истребовании имущества | исходя из стоимости истребуемого имущества |
об истребовании земельного участка | исходя из стоимости земельного участка |
о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина | уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера |
В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты (однако в случае банкротства они не увеличивают в сумму, служащую критерием для возбуждения дела о банкротстве - 100 тыс. руб. для юридических лиц) | |
Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований (в случае банкротства в таком виде выступают объединенные требования конкурсных кредиторов) |
При подаче заявления при апелляции и кассации также необходимо уплатить государственную пошлину.
В соответствии с Налоговым Кодексом (ст.333.16), государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Во время процедур банкротства арбитражный управляющий имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами, в том числе с исками по поводу задолженности: с исками о признании недействительности сделок, о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных с нарушением законодательства Российской Федерации, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров и др. В этом случае также необходимо оплатить государственную пошлину.
Бухгалтерией организации-заявителя осуществляется расчет государственной пошлины и операции по перечислению ее в бюджет в соответствии с Налоговым Кодексом.
Плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:
Юридические действия | Срок уплаты государственной пошлины |
при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям | до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) |
плательщики, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины | в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу |
при обращении за совершением нотариальных действий | до совершения нотариальных действий |
при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) | до выдачи документов (их копий, дубликатов) |
при обращении за проставлением апостиля | до проставления апостиля |
при обращении за совершением иных юридически значимых действий | до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов |
Государственная пошлина уплачивается и российским, и иностранным плательщиком. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди них есть кто-то, имеющий право на освобождение от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты, а оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с Налоговым Кодексом, государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается следующими документами:
в безналичной форме - платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.
в наличной форме - квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Сумма уплачиваемой государственной пошлины определяется в ст. 333.19 НК РФ.
Можно, в частности, назвать следующие суммы уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (ст. 333.21 НК РФ):
Действие | Сумма государственной пошлины |
при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) | 2 000 рублей |
при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке | В зависимости от цены иска. При цене иска: до 50000 рублей – 4% цены иска, но не менее 500 рублей; от 50001 рубля до 100000 рублей - 2000 рублей + 3% суммы, превышающей 50000 рублей; от 100001 рубля до 500000 рублей - 3500 рублей + 2% суммы, превышающей 100000 рублей; от 500001 рубля до 1000000 рублей - 11500 рублей + 1% суммы, превышающей 500000 рублей; свыше 1000000 рублей - 16500 рублей + 0,5% суммы, превышающей 1000000 рублей, но не более 100000 рублей |
при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, по спорам о признании сделок недействительными | 2000 рублей |
при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными | для физических лиц - 100 рублей; для организаций - 2000 рублей |
при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре | 2 000 рублей |
при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение | 1 000 рублей |
при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора | По спорам неимущественного характера - в размере госпошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера; по спорам имущественного характера - в размере госпошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы |
при подаче заявления об обеспечении иска | 1 000 рублей |
при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения | 1 000 рублей |
при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов | 50% размера госпошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера |
при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) | 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей |
Уменьшение, отсрочка, рассрочка государственной пошлины возможны по решению арбитражного суда исходя из имущественного положения плательщика (ст. 333.41 НК РФ) |
Работники при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 Трудового Кодекса РФ). Однако они не являются конкурсными кредиторами и не могут обратиться в арбитражный суд по поводу банкротства организации, сотрудниками которой они являются.
По уплате государственной пошлины может быть предоставлена отсрочка или рассрочка (ст. 333.41 НК РФ) - по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев без начисления процентов.
Уплата государственной пошлины отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет | Кредит | Операция |
91-2 | Начислена государственная пошлина (в составе судебных расходов) | |
Государственная пошлина внесена в бюджет |
Государственная пошлина может быть возмещена в том случае, если ответчик будет признан судом виновным. Поэтому истец должен указать на необходимость взыскания с виновной стороны уплаченной государственной пошлины, внесенной им при подаче искового заявления в суд.
В соответствии со ст.333.40 НК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в следующих случаях:
- если государственная пошлина была уплачена в большем размере, чем это предусмотрено законодательством;
- при возврате заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и/или должностными лицами. Так, возврат государственной пошлины из бюджета возможен при возврате искового заявления, если нарушены форма и содержание заявления о банкротстве, к нему не приложены необходимые документы (ст.108 АПК РФ). Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
- при прекращении производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
- При отказе лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу (заявителю) подлежит 50% от суммы уплаченной им государственной пошлины. Однако это не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. А при проведении процедур банкротства мировое соглашение в обязательном порядке утверждается арбитражным судом.
Также не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.
Возврат государственной пошлины носит заявительный характер - плательщику необходимо подать заявление в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Это возможно осуществить в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
Для возврата суммы государственной пошлины необходимы следующие документы:
заявление плательщика о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины
решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины
в соответствующих случаях - акты налоговых проверок организаций и должностных лиц
также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии этих платежных документов.
Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата.
Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.
Возврат госпошлины отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Дебет | Кредит | Операция |
Сторносписывается начисленная ранее государственная пошлина | ||
Возвращена сумма государственной пошлины из бюджета |
Налоговый Кодекс предусматривает возможность зачета излишне уплаченной государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Он производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.
К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются соответствующие документы:
решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины;
платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Кроме государственной пошлины могут быть и другие судебные расходы.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся (ст.94 ГПК РФ):
· суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Этим лицам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд и проживание, выплачиваются суточные. За работающими гражданами, вызываемыми в суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию за потерю времени исходя из фактических затрат времени и установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Эксперты, специалисты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами. Денежные средства, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на банковский счет управления (отдела) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях. Если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, то расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета. Если экспертов приглашает арбитражный управляющий, то, в соответствии с Законом о банкротстве, вознаграждение им выплачивается из имущества должника вне очереди.
- расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
- расходы на оплату услуг представителей;
- расходы на производство осмотра на месте;
- компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 ГПК РФ;
- почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;
- другие признанные судом необходимыми расходы.
Любые судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений о банкротстве должника, расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди (ст. 59 Закона о банкротстве).
При заключении мирового соглашения стороны должны предусмотреть порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей. Это может осуществляться необязательно за счет средств должника (ст. 101 ГПК РФ, ст. 59 Закона о банкротстве). Таким образом, в соответствии с мировым соглашением, должник и кредиторы могут между собой договориться о другом порядке выплаты судебных расходов.
Если по результатам рассмотрения обоснованности требований кредиторов арбитражным судом вынесено определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения или об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу, за исключением удовлетворения требований заявителя после подачи заявления о признании должника банкротом, то судебные расходы относятся на заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением кредитора. Если заявление было подано несколькими конкурсными кредиторами в виде объединенного требования, эти расходы распределяются между заявителями пропорционально суммам их требований. Если у должника нет средств, достаточных для погашения судебных расходов, часть судебных расходов, на которую не хватило имущества должника, обязан погасить заявитель. В любом случае порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим устанавливается в решении арбитражного суда или определении арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения дела о банкротстве.
Судебные расходы и арбитражные сборы в бухгалтерском учете входят в состав прочих расходов (до 1.01.2007 входили в состав внереализационных расходов). В налоговом учете судебные расходы и арбитражные сборы входят в состав внереализационных расходов и уменьшают базу налогообложения при расчете налога на прибыль (пп.10 п.1 ст. 265 НК РФ и письмо Минфина России от 18.01.2005 №03-03-01-04/2/8). Датой признания расходов по уплате государственной пошлины для целей бухгалтерского учета и налогового учета при определении налога на прибыль считается дата вынесения определения о принятии искового заявления к производству (ст. 272 НК РФ).
Судебные расходы могут быть списаны только после вступления решения суда в законную силу. Поэтому в случае производства в апелляционной и кассационной инстанциях не рекомендуется списывать судебные расходы вплоть до окончательного решения дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, когда это оплачивается из средств бюджета в соответствии с законодательством. В случае, если иск удовлетворен частично, такие судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Арбитражный управляющий может привлекать к работе также различных специалистов в области юриспруденции в целях более успешного ведения дела. Так, необходимо чтобы судебные действия при банкротстве выполняли квалифицированные специалисты. В этом случае возникают расходы по уплате им вознаграждения.
Если на предприятии существует собственная юридическая служба или хотя бы один штатный юрист, то расходы на выплату ему вознаграждения представляют собой начисление заработной платы штатному сотруднику. В налоговом учете расходы на юридические услуги входят в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.14 п.1 ст. 264 НК РФ). Но для этого необходимо соблюдение условий обоснованности и документального подтверждения расходов (п.1 ст.252 НК РФ). Поэтому при наличии штатного юриста налоговые органы могут поставить под сомнение целесообразность и обоснованность привлечения других юристов и, соответственно, целесообразность расходов на оплату их услуг.
В частности, на это обратили внимание ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 30.05.2005 по делу №Ф04-3285/2005(11681-А27-26), ФАС Поволжского округа в Постановлении от 12.11.2003 по делу №А12-9605/02-С46.
Однако тот факт, что у организации имеются штатные юрисконсульты, не означает, что других юристов привлекать нельзя.
Так, Минфин России в Письме от 31.05.2004 №04-02-05/3/42 указал на то, что при наличии в штатном расписании должности юриста вопрос о признании расходов на юридические услуги адвокатов в целях налогообложения прибыли должен рассматриваться в каждой отдельной ситуации. При этом налогоплательщики должны учитывать положения п.5 ст.252 НК РФ в части повторного включения расходов в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также круг обязанностей, возложенных на юриста организации, объем выполняемых работ.
В соответствии с Письмом УФНС России по г. Москве от 07.12.2004 №26-12/78777 при отсутствии в штатном составе юридического отдела организации сотрудников, должностные обязанности которых совпадают с перечнем услуг, оказываемых привлекаемой сторонней юридической организацией, расходы по оплате услуг этой организации могут считаться экономически оправданными и данные расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По нашему мнению[8], даже при наличии в штате организации должности юриста расходы на юридические услуги можно отнести в уменьшение облагаемой прибыли, если функции, выполняемые сторонним юристом, дублируют обязанности, соответствующие должности юриста данной организации, например в связи с большим уровнем специализации. Подтверждение тому - Постановления ФАС Московского округа от 14 - 18.07.2005 по делу №КА-А40/6315-05, ФАС Поволжского округа от 02.12.2004 по делу №А55-5119/04-31. Так, например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2005 по делу №А82-11632/2004-37 указано на то, что право на возмещение издержек по привлечению юриста не поставлено в зависимость от наличия у организации специалиста, компетентного представлять интересы в суде.
Требование об обоснованности затрат особенно актуально для крупных организаций, имеющих собственные и, как правило, достаточно многочисленные юридические отделы. Поэтому привлечение сторонних юридических фирм в ряде случаев свидетельствует об экономической неоправданности понесенных расходов.
Если предприятие обращается за юридическими услугами в специальную организацию, то это отражается проводками:
Дебет | Кредит | Операция |
Выдан аванс организации, оказывающей юридические услуги | ||
По акту принято выполнение юридических услуг | ||
По счету-фактуре выделен НДС | ||
Произведен налоговый вычет по НДС |
При привлечении к разбирательству частнопрактикующего юриста (адвоката), являющего членом коллегии адвокатов, организация выплачивает ему гонорар, но налог на доходы физических лиц и единый социальный налог исчисляются и уплачиваются не организацией, по делу которой этот юрист работает, а коллегиями адвокатов (их учреждениями) (п.1 ст.226 и п.6 ст.244 НК РФ). Чтобы не начислять и не уплачивать НДФЛ и ЕСН в этом случае, организации необходимо запросить документы о регистрации в установленном порядке частнопрактикующего юриста и доказательства того, что он является членом коллегии адвокатов.
В случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя, прокурора или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета (ст.50 УПК РФ).
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 20.02.02. №22-О расходы на представительство в суде и оказание юридических услуг подлежат возмещению проигравшей стороной. Таким образом, у юридического лица, обратившегося с иском, отражаются следующие операции, кроме начисления и уплаты государственной пошлины, которые были описаны выше:
Дебет | Кредит | Операция |
91-1 | Отражена неустойка (сумма основного долга), подлежащая взысканию с ответчика | |
Начислены проценты, рассчитанные в исковом заявлении и подлежащие получению | ||
Отражена сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с виновной стороны | ||
Возвращены денежные средства, расходы по государственной пошлине и проценты за счет виновной стороны | ||
Оплачен гонорар члену коллегии адвокатов | ||
Расходы на адвоката и другие юридические услуги возлагаются на виновную сторону | ||
Выплачена сумма расходов на адвоката (в составе взыскиваемой суммы по иску) | ||
! Если в возмещении услуг, оказываемых адвокатом, судом было отказано, они списываются в состав общехозяйственных расходов | ||
Расходы на адвоката отнесены в состав общехозяйственных расходов |
Оплата труда