Страны с наибольшим спросом страхования в ввп в 2008 г
Страна | Доля страхования в ВВП,% |
Люксембург, Норвегия | 7,21 |
Катар, Исландия | 7,20 |
Ирландия | 7,19 |
Дания, Каймановы о-ва, Швейцария | 7,18 |
Швеция | 7,14 |
Нидерланды, Финляндия | 7,11 |
США, Великобритания | 7,10 |
Австрия | 7,09 |
Австралия, Канада, ОАЕ | 7,07 |
Бельгия | 7,06 |
Кувейт | 7,02 |
Франция | 7,01 |
Германия | 7,00 |
Таблица 5.3.
Последствия страховых случаев в мире
Год | Число случаев | Выплаты, млрд. долларов США | Число жертв, чел. | |||||||
Природные риски | Антропогенные риски | Вместе | Природно-климатические случаи | Землетрясения, цунами | Антропогенные факторы | Вместе | Антропогенные факторы | Природные катастрофы | Вместе | |
23 966 | 5 846 | 30 266 | 6 909 | 14 785 | 21 694 | |||||
44 270 | 7 812 | 52 504 | 5 618 | 234 842 | 240 460 |
Таблица 5.4.
Территориальная структура мирового страхового рынка и его структура по отраслям страхования в 2008 г.
Регион | Страхование жизни | Страхование другое, чем жизни | Разом | |||
Премии, млн. долларов | Доля ВВП, % | Премии, млн. долларов | Доля ВВП, % | Премии, млн. долларов | Доля ВВП, % | |
Америка | 666 954 | 3,35 | 783 795 | 3,94 | 1 450 749 | 7,29 |
Европа | 1 050 815 | 4,54 | 702 386 | 2,92 | 1 345 816 | 7,46 |
Азия | 690 951 | 4,42 | 242 407 | 1,53 | 104 933 | 5,95 |
Океания | 43 835 | 3,96 | 33 881 | 3,06 | 77 716 | 7,02 |
Африка | 37 866 | 2,47 | 16 847 | 1,1 | 54 713 | 3,57 |
Вместе | 2 490 421 | 4,13 | 1 779 316 | 2,95 | 4 269 737 | 7,07 |
OECD | 2 147 210 | 4,87 | 1 548 862 | 3,45 | 3 756 939 | 8,32 |
G7 | 1 710 983 | 5,31 | 1 214 963 | 3,65 | 512 799 | 8,96 |
EU-27 | 998 452 | 5,21 | 618 009 | 3,07 | 3 696 073 | 8,28 |
NAFTA | 634 394 | 3,76 | 730 445 | 4,33 | 2 925 946 | 8,1 |
ASEAN | 29 329 | 2,03 | 16 164 | 0,96 | 1 616 461 | 2,99 |
Рис.5.1. Динамика собранных премий, % к предыдущему году
Таблица 5.5.
Структура расходов страховщиков в 1999 и 2009 гг. %
Возврат средств страхователям | ||
Перестрахование | ||
Банки | ||
Страховой фонд | ||
Резервный фонд | ||
Финансовые операции |
Итак , объемы премий и темпы прироста страховых резервов в 2008 году значительно сократились , а объемы выплат , особенно из-за гибели людей в природных катастрофах , наоборот , увеличилось . Структура расходов страховщиков в 2008 г. значительно ухудшилась. Мировой финансовый кризис существенно повлиял на мировой страховой рынок , однако уже в 2009 г. он снова начал восстанавливаться. Страховая деятельность относится к самых прибыльных видов мирового бизнеса. Так , в 2000 году 6 страховых компаний входили в список 50 крупнейших компаний мира . Ежегодный мировой объем страховых услуг приближается к 2,5 трлн долл. . США .
Аккумулированные страховыми компаниями ресурсы согласно их характеру преимущественно используются для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг . Следует отметить , что большинство банков , которые опираются в основном на сравнительно краткосрочные привлеченные средства , таких возможностей не имеют. Поэтому постепенно страховые компании начинают доминировать на мировых и национальных рынках капиталов . Поскольку приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных операций , как правило , намного превышает сумму ежегодных выплат держателям полисов , это позволяет страховым компаниям из года в год увеличивать инвестиции в долгосрочные ценные бумаги с фиксированными сроками погашения , прежде всего в облигации промышленных корпораций , акции предприятий и закладные под недвижимость. Благодаря огромным инвестиционным ресурсам страховые компании превращаются в действенные внешние центры финансового влияния в отношении промышленных корпораций .
В большинстве экономически развитых стран государство существенно влияет на национальный страховой рынок через законодательство и уполномоченные страховые организации , в которых она обладает , как правило , значительным пакетом акций . Такие страховщики проводят по поручению государства специфические виды страхования и выполняют роль своеобразного барьера для оттока валюты по каналам страхования и перестрахования за границу . Например , компании осуществляют страхование экспортных кредитов , чтобы поощрить национальный экспорт . Во многих странах закреплено законодательную норму об обязательном передачи уполномоченным страховым компаниям в перестрахование и сострахование фиксированного процента всех рисков , принимаемых на страхование в данной стране . Благодаря этому удается полнее использовать емкость страхового рынка и обеспечивать непосредственный государственный контроль за возможными каналами утечки валюты за границу .
В последнее время значительно усилилась конкуренция между банковским и страховым бизнесом , и победителями в этой конкурентной борьбе часто выходят страховые компании. Например , во Франции за последние 20 лет доля личных сбережений на банковских счетах уменьшилась с 59% до 15 % , а средств , инвестированных в страховые активы , возросла с 10% до 45 %. Распространенным компромиссным способом решения конкурентных противоречий между страховыми и банковскими учреждениями стало слияние в той или иной форме банковского и страхового бизнеса в единый конгломерат , который одновременно обеспечивает банковские и страховые услуги.
Банки предлагают страховые услуги , а страховые компании открывают депозитные и сберегательные счета ; иногда банки создают дочерние страховые структуры , а страховые компании участвуют в банковских формированиях . В отдельных странах разрешается слияние банков со страховыми компаниями. Кроме того, банки часто покупают ценные бумаги и становятся владельцами существенной доли ценных бумаг страховых компаний или , наоборот , страховые компании становятся владельцами ценных бумаг банков . Нередко банки и страховые компании заключают между собой кооперативные соглашения и образуют совместное предприятие, оставаясь при этом независимыми.
В большинстве стран страховые компании активно вовлечены в пенсионный бизнеса, в рамках которого они активно и успешно конкурируют с другими институтами этого рынка ( пенсионными фондами и т.д. . ). Скажем , во Франции и Великобритании успехи страхового бизнеса в этой сфере настолько убедительны , что правительства этих стран оказали влиятельным страховым компаниям официальные разрешения на право продажи и управления пенсионными средствами
Реальностью сегодняшнего стала активизация международной деятельности страховых компаний ( особенно в Европе с созданием Европейского союза) , а именно слияние страховых компаний , которые находятся в разных странах, и открытие новых филиалов за рубежом. С 16 июня 1999 вступило в силу Соглашение о партнерстве между Украиной и странами Евросоюза в части банковской и страховой деятельности, которая предусматривает, в частности, создание для иностранных страховщиков условия, не хуже тех, что существуют для страховщиков - резидентов. Учитывая сказанное, страховой рынок Украины потерпит существенные изменения, о которых пойдет речь. В развитых странах страхование является одним из важнейших секторов национальной экономики и обеспечивает перераспределение 8-12 % валового внутреннего продукта. Общий объем поступлений в бюджеты этих стран от страховой отрасли сравним с объемом соответствующих поступлений от банковской системы. Аккумулированные через страхование денежные средства являются источником крупных инвестиций.
5.3 . Страховой рынок Украины
Начало становления страхового рынка Украины приходится на начало 90-х гг. Считается, что развитие страхового рынка Украины проходил в следующие этапы.
После выхода в мае 1993 Декрета КМУ " О страховании " и создание Комитета по делам надзора за страховой деятельностью начался первый этап развития страхового рынка Украины. Был введен единый государственный реестр страховых компаний и введено лицензирование страховой деятельности. Страхование определено как исключительный вид деятельности. Установлена зависимость между объемами максимального обязательства и размерами страховых резервов. В это время происходила постепенная специализация страховщиков, страховой рынок рос по объемам и видам страхования. С 1994 г. начала повышаться финансовая дисциплина страховщиков, разработаны категории активов, в рамках которых страховщики размещали эти резервы, сортируются взаимоотношения страховщика с его филиалами и представительствами, установлено необходимые формы специальной отчетности.
С принятием Закона Украины " О страховании " в марте 1996 г. начался второй этап развития страхового рынка. Он ознаменовался и перерегистрацией страховщиков в 1997 г. Общая характеристика этого Закона приведена в п.4.1 .
За годы существования было принято три программы развития страхового рынка Украины.
Первая Программа, принятая Кабинетом Министров в 1998 г., определяла основные задачи и приоритеты отрасли на 1998 ... 2000 и состояла из следующих основных разделов: совершенствование нормативной базы, повышение платежеспособности страховых организаций, совершенствование порядка налогообложения страховой деятельности, требования к созданию и деятельности страховых организаций, развитие инфраструктуры страхового рынка. В целом Программа была выполнена.
В феврале 2001 г. была утверждена вторая Программа развития страхового рынка Украины на 2001-2004 годы. Программа, как и предыдущая, предполагала, что будет принят ряд законодательных и нормативных актов, в т.ч. новый Гражданский кодекс, Законы " О договоре страхования " и " О порядке осуществления обязательного страхования ". Предусматривались изменения в Закон " О страховании ". Программа была выполнена частично. В апреле 2005 г. Была принята третья Программа развития страхового рынка Украины до 2010 г., положения которой рассматривались в Теме 6 и будут рассмотрены ниже. Имея почти 20- летнюю историю, украинский страховой рынок, по сравнению с ведущими странами мира, еще очень молод и находится в стадии формирования. Можно выделить такие основные факторы, которые способствовали и способствуют его развитию:
• наличие в СССР страховщиков с широкой сетью периферийных филиалов, в том числе и в Украине (учреждений системы бывшего Госстраха СССР и Ингосстраха СССР), превратившиеся впоследствии в самостоятельные юридические лица;
• создание страховщиков коммерческими, торговыми , банковскими и другими предпринимательскими структурами для обслуживания собственных интересов - кептивных страховых компаний ;
• создание акционерных страховщиков, в том числе с присутствием иностранного капитала. Современное состояние страхового рынка Украины сформировался в период с 2005 г. в условиях благоприятного изменения базовых показателей:
• рост валового внутреннего продукта;
• низких темпов инфляции;
• стабильности национальной валюты;
• повышение покупательной способности и страховой грамотности населения.
• увеличение количества прибыльных предприятий;
• законодательного введения обязательного страхования ответственности;
• развития рынков финансовых услуг (в том числе фондового рынка) и формирования национальной системы ипотечного кредитования;
• внедрение системы негосударственного пенсионного обеспечения. По данным регулятора, общее количество страховых компаний в Украине составляла 451 , отмечается рост числа компаний в среднем на 7 % в год. Общая (валовая) сумма страховых премий, полученных страховщиками от страхования и перестрахования рисков (табл.5.6) в 2010 г. разделилась так: 32,7 % - внутреннее перестрахование; 0,8 % - премии, поступившие от иностранных страховщиков (перестраховщиков) , 66,5 % - премии от страхователей. Незначительное количество и суммы поступлений валовых премий от иностранных перестраховщиков является одним из показателей, свидетельствующих о незрелости страхового рынка Украины.
Таблица 5.6.
Основные показатели деятельности страхового рынка Украины , млн. грн .
Показатель | 1 кв.2007 г | 1 кв.2008 г | 1 кв.2009 г | 3 кв.2010 г |
Число страховщиков , человек, из них | ||||
страхование , другое чем страхование жизни | ||||
страхование жизни | ||||
Валовые стразовые премии | 3505,8 | 5 360,0 | 4 677,2 | 15434,7 |
Валовые страховые выплаты | 774,0 | 1 543,1 | 1 507,2 | 3953,5 |
Уровень валовых выплат, % | 22,1 | 28,8 | 32,2 | 25,6 |
Чистые страховые премии | 2459,3 | 3 148,2 | 9199,3 | |
Чистые страховые выплаты | 674,1 | 1 469,8 | 1 396,5 | 3789,6 |
Уровень чистых выплат, % | 27,4 | 39,6 | 44,4 | 41,2 |
Количество договоров страхования, из них | 3 863 376 | 5 991 606 | 4 862 694 | 19 193 096 |
С юридическими лицами | 686 125 | 1 095 283 | 622 424 | 2 321 308 |
С физическими лицами | 3 099 471 | 4 789 295 | 4 241 989 | 16 871 608 |
Объем сформированных страховых резервов , в том числе | 5 537,50 | 8 443,5 | 9 713,3 | 10 139,1 |
резервы по страхованию жизни | 673,00 | 1 080,8 | 1 588,4 | 2 041,3 |
технических резервов | 4 864,5 | 7 362,7 | 8 124,9 | 8 097,8 |
Общие активы страховщиков , из них | 23 967,8 | 32 691,2 | 39 636,4 | 43 917,2 |
активы , определенные ст.31 Закона Украины " О страховании " | 16 089,0 | 19 490,8 | 22 774,9 | 25 503,7 |
объем уплаченных уставных фондов | 8 655,6 | 11 065,1 | 12 967,5 | 14 528,8 |
Структура поступлений страховых премий относительно стабильна ( табл.5.7 ) ( без страхования от несчастных случаев). Концентрация рынка по поступлениям страховых премий достаточно высокое (табл. .5.8) . Это также свидетельствует о недостаточной зрелости страхового рынка Украины. Так, несмотря на большое количество компаний, реально на рынке основную долю валовых премий аккумулируют 50 компаний общего страхования (76,5 % премий) и 10 " лайфовых " компаний (83,3 % премий).
Таблица 5.7.
Поступление валовых премий по видам страхования
Объект риска | 9 мес. 2010 | |||||
Сумма, млн. грн. | Удельный вес, % | Сумма, млн. грн. | Удельный вес, % | Сумма, млн. грн. | Удельный вес, % | |
Наземного транспорта ( автострахование ) | 1 181,9 | 22,1 | 842,7 | 18,0 | 3 860,7 | 25,0 |
Кредитов (в т.ч. ответственности заемщика за непогашение ) | 249,4 | 4,7 | 793,0 | 17,0 | 310,6 | 2,0 |
Страхование имущества (другого ) | 750,4 | 14,0 | 672,8 | 14,4 | 3 171,2 | 21,8 |
Финансовых рисков | 917,6 | 17,1 | 486,7 | 10,4 | 1 779,0 | 12,0 |
От огневых рисков и рисков стихийных явлений | 506,1 | 9,4 | 428,9 | 9,2 | 1 887,7 | 12,1 |
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств | 367,4 | 6,9 | 344,9 | 7,4 | 911,7 | 5,1 |
Страхование жизни | 232,7 | 4,3 | 206,9 | 4,4 | 609,6 | 4,0 |
Медицинское страхование ( непрерывное страхование здоровья) | 195,4 | 3,6 | 206,8 | 4,4 | 644,2 | 4,1 |
Грузов и багажа | 350,8 | 6,5 | 192,8 | 4,1 | 1 049,3 | 7,0 |
Таблица 5.8.
ТОР страховых компаний Украины на 30.09.10 г.
Лидеры рынка | Страхование жизни | Страхование " не-жизни " | ||
Поступление премий, млн. грн. | Доля на рынке , % | Поступления премий, млн. грн. | Доля на рынке , % | |
Тор 3 | 305,3 | 50,1 | 2 157,0 | 14,5 |
Тор 10 | 507,8 | 83,3 | 4 903,8 | 33,1 |
Тор 20 | 582,5 | 95,6 | 7 621,4 | 51,4 |
Тор 50 | 609,6 | 100,0 | 11 347,1 | 76,5 |
Тор 100 | 13 587,8 | 91,7 | ||
Тор 200 | 14 695,3 | 99,1 | ||
Всього | 609,6 | 100,0 | 14 825,1 | 100,0 |
Уровень страховых выплат в последние годы рос, но не из-за улучшения работы страховщиков , а из-за уменьшения уровня поступления страховых премий : уровень валовых выплат - с 22,1 % до 32,2 % ... 25,6 % , уровень чистых страховых выплат - с 27,4 % до 44,4 % ... 41,2 % , уровень выплат физическим лицам более 50 %. Основную часть валовых страховых выплат осуществлено по следующим видам страхования:
• 1 874,0 млн. грн. (47 %) - страхование наземного транспорта;
• 1 073,7 млн. грн. (27 %) - страхование финансовых рисков ;
• 458,6 млн. грн. (12 %) - непрерывное страхование здоровья. Активнее в сфере перестрахования (7 024,0 млн. грн. - Объем рынка перестрахования в 2010 г.) украинские страховщики сотрудничают с компаниями Соединенного королевства (34% , доля падает), Германии (12 % , доля падает), Российской Федерации (16 % , доля растет) и Швейцарии (11 % , доля растет).
Активы и инвестиционная деятельность страховщиков растет, несмотря на финансовые трудности. Сегодня главной проблемой страховщиков остается недостаточность ликвидных финансовых инструментов для проведения эффективной политики инвестирования средств. Особенно острой является проблема обеспечения долгосрочных обязательств по договорам страхования жизни.
Поэтому страховщики хранят активы на банковских депозитных вкладах (31 ... 27 %) , в ценных бумагах государства и коммерческих предприятий (2,5 ... 3% и 37 ... 40% соответственно); активно пользуются правом регресса и перестрахованием (13 ... 13,5 %). Страховые компании в Украине избегают вложения активов в сферу телекоммуникаций, добыча полезных ископаемых, транспортную инфраструктуру, ипотечное и другое кредитования (все - около 0 %).
Дальнейшее развитие страхового рынка Украины способствовать:
• защиты интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства от возможных социальных, техногенных, финансовых и других рисков;
• укреплению доверия страхователей, прежде населения к страховщикам и страховых посредников;
• развития предпринимательской деятельности и стабилизации экономики;
• привлечению долгосрочных финансовых ресурсов, которые формируются в сфере страхования, для осуществления инвестиций в экономику Украины;
• развития рынков финансовых услуг (в том числе фондового рынка);
• стимулированию развития экономики, в частности транспорта, туризма, международных перевозок, строительной и агропромышленной отрасли экономики ;
• интеграции страхового рынка Украины в международные и региональные рынки финансовых услуг. Страховой рынок Украины должен развиваться по следующим направлениям:
• совершенствование правовых основ защиты прав потребителей страховых услуг;
• обеспечение эффективного государственного регулирования и надзора в сфере страхования с учетом международно признанных принципов и стандартов, рекомендованных Международной ассоциацией органов надзора за страховой деятельностью;
• содействие развитию долгосрочного страхования жизни, участия страховщиков в системе негосударственного пенсионного обеспечения и регулирования деятельности страховщиков в области обязательного медицинского страхования;
• повышение уровня капитализации страховщиков, их финансовой надежности и платежеспособности, укрепления национального перестраховочного рынка;
• обеспечение развития страхового посредничества, деятельности актуариев и аварийных комиссаров;
• повышение уровня страховой культуры населения;
• обеспечение защиты национальных интересов на страховом рынке;
• совершенствование налогового законодательства по страхованию;
• формирование системы кадрового и научного обеспечения страхового рынка.
Контрольные вопросы:
1 . Что такое страховой рынок?
2 . Назвать субъекты, действующие на страховом рынке.
3 . Дать определение понятий "агент " и " брокер".
4 . Назовите виды страховых рынков.
5 . Чем отличается страховой рынок Украины от страховых рынков зарубежных стран? Что общего в действии страхового рынка Украины и других государств?
ТЕМА 6 .
СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
6.1 . Понятие и виды страховщиков
Страховщик - это организация, которая берет на себя за определенную плату обязательство в случае наступления страхового случая возместить страхователю или лицам, которых он назвал, нанесенный ущерб или выплатить страховую сумму. В Украине страховщиками признаются юридические лица, образованные в форме акционерных, полных, коммандитных обществ или обществ с дополнительной ответственностью, существует возможность образования государственных страховых организаций . Чаще вспоминая страховщика подразумевают страховую компанию - юридически оформленную единицу предпринимательской деятельности, обязуется страховщика и имеет соответствующую лицензию. Распространением международной рыночной терминологии в нашей стране объясняется то, что страховщика часто называют компанией, а не страховой организацией.
По характеру работы страховщики делятся на такие, которые страхуют жизнь; осуществляют другие виды страхования; оказывают исключительно перестраховочные услуги (см. п. 7.1) .
По форме собственности страховщики могут быть государственными и частными. Соотношение между государственными и частными формами страховщиков зависит от общественного устройства страны и экономической политики государства.
Государственные (публичные) страховщики создаются, как правило, от имени правительства, которое ими и руководит.
Среди частных страховщиков являются индивидуальные лица, акционерные и другие общества.
К индивидуальным страховщиков относят физических лиц, объединенных в синдикаты, действующие на страховых рынках типа Ллойд (Lloyds (до 1994 г. - Lloyds of London)) . Страховщик вроде Ллойда только условно индивидуальный - фактически, это большие группы физических лиц, объединенных в синдикаты, действующие на страховом рынке преимущественно как Состраховщики. Синдикаты формируются по видам страхования под руководством андеррайтера, который принимает на страхование риски от имени членов синдиката. Создание объединений индивидуальных страховщиков значительного распространения не получило, а в существующих - физические лица постепенно вытесняются юридическими, в основном - обществами с ограниченной ответственностью.
Акционерные страховщики могут существовать в формах общества и компании. Общества, как правило, не создаются тогда, когда собственником является государство. Общество взаимного страхования (ОВС) отличается от страховой компании тем, что компания всегда имеет целью получение прибыли. Общества взаимного страхования создаются, чтобы сделать возможным взаимопомощи своих членов, ведь участник общества одновременно является страховщиком и страхователем. В Украине благоприятные условия для распространения ТВС следует ожидать в сельском хозяйстве, малом промышленном и торговом бизнесе, страховании жизни.
Совокупность страховщиков, функционирующих в определенной экономической среде, образует страховую систему, главная задача которой - предоставление страховых услуг. В Украине, как и во многих других государствах, основу страховой системы составляют страховые компании, которые создаются и действуют в организационно - правовой форме акционерного общества, преимущественно закрытого типа. Статус закрытого общества позволяет учредителям контролировать распространение акций и позволяет экономить время и средства на процедурах создания и корпоративного управления. Открытые же акционерные общества имеют больше перспектив как для рынка в целом, так и для развития каждого конкретного бизнеса.
По территории обслуживания компании можно разделить на местные, региональные, национальные и транснациональные. В Украине не существует географических ограничений при лицензировании, компании получают лицензии с правом осуществления деятельности на территории всей страны, с развитием страховщики объективно потребуют выхода за пределы страны. Согласно " Соглашению о сотрудничестве и партнерстве Украины со странами ЕС" с июня 1999 иностранные инвесторы получили право организовывать страховые компании или их филиалы на территории нашего государства. Осуществление же страховой деятельности разрешено исключительно резидентам Украины.
Порядок создания новых или реорганизации существующих страховых компаний регулируется как общими законами, так и специфическим законодательством в сфере страхования. Подробнее это отражено в разделе 4.
6.2 . Организационная структура управления страховщика
Под структурой организации понимаются прежде связи между ее частями, влияющие на достижение целей организации. Прежде всего, это разделение работы на задачи, выполняемые руководством, управлениями (департаментами), отделами, секторами и другими подразделениями, центральным офисом и региональной сетью компании. Организационная структура отображается в разделении труда, создании специализированных подразделений, иерархии должностей, внутренних процедурах.
Структура управления организацией может строиться по известным из теории менеджмента принципами линейного и функционального подчинения. Организационные структуры страховщиков зачастую создаются в виде линейно - штабных, которые имеют отдельные " мозговые " центры (штабы) для выполнения консультационных функций.
Органы управления страховщиком определяются в соответствии с действующим законодательством. Поскольку их подавляющая часть создается в виде акционерных обществ, то в управлении ими следует руководствоваться Законом Украины " Об акционерных обществах". Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров, созываемое ежегодно.
Ст. 33 Закона определяет компетенцию общего собрания. Общее собрание может решать любые вопросы деятельности акционерного общества. К компетенции общего собрания относится (относительно рассматриваемого вопроса):
• определение основных направлений деятельности общества;
• внесение изменений в устав общества;
• принятие решения об изменении типа общества;
• принятие решения об увеличении (уменьшении) уставного капитала общества;
• утверждение положений об общем собрании, наблюдательном совете, исполнительном органе и ревизионной комиссии ( ревизора ) общества, а также внесение изменений в них;
• утверждение других внутренних документов общества, если иное не предусмотрено уставом общества;
• распределение прибыли и убытков общества;
• утверждение размера годовых дивидендов;
• принятие решений по вопросам порядка проведения общего собрания;
• избрание членов наблюдательного совета, утверждение условий гражданско - правовых или трудовых договоров, заключаемых с ними, установление размера их вознаграждения, избрание лица, которое уполномочивается на подписание гражданско - правовых договоров с членами наблюдательного совета;
• принятие решения о прекращении полномочий членов наблюдательного совета;
• избрание председателя и членов ревизионной комиссии (ревизора), принятие решения о досрочном прекращении их полномочий;
• утверждение выводов ревизионной комиссии (ревизора), принятие решения о досрочном прекращении их полномочий;
• принятие решения о выделении и прекращении общества, о ликвидации общества;
• утверждение принципов (кодекса) корпоративного управления общества.
Наблюдательный совет избирается из числа акционеров в количестве от трех до девяти человек. Она осуществляет защиту прав акционеров и в пределах компетенции, определенной уставом и законодательством, контролирует и регулирует деятельность исполнительного органа. В акционерных обществах с числом владельцев простых акций 10 и более создание наблюдательного совета является обязательным, в других - его полномочия осуществляются общим собранием. К компетенции наблюдательного совета относится решение вопросов, предусмотренных законодательством, уставом, а также переданных на решение наблюдательного совета общим собранием. К компетенции наблюдательного совета относится:
• утверждение в пределах своей компетенции положений, которыми регулируются вопросы, связанные с деятельностью общества;
• подготовка повестки дня общего собрания, принятие решения о дате их проведения и о включении предложений в повестку дня, кроме созыва акционерами внеочередного общего собрания;
• принятие решения о проведении очередных и внеочередных общих собраний по требованию акционеров или по предложению исполнительного органа;
• избрание и отзыв полномочий председателя и членов исполнительного органа;
• утверждение условий гражданско - правовых, трудовых договоров, которые будут заключаться с членами исполнительного органа, установление размера их вознаграждения;
• принятие решения об отстранении председателя исполнительного органа от исполнения его полномочий и избрание лица, которое временно будет осуществлять полномочия председателя исполнительного органа;
• избрание и прекращение полномочий председателя и членов других органов общества;
• избрание регистрационной комиссии;
• избрание аудитора общества и определение условий договора, который будет заключаться с ним, установление размера оплаты его услуг. В случае если наблюдательный совет отсутствует, этот вопрос относится к компетенции исполнительного органа, если иное не установлено уставом;
• решение вопросов об участии общества в промышленно - финансовых группах и других объединениях, об основании других юридических лиц;
• определение вероятности признания общества неплатежеспособным в результате принятия им на себя обязательств или их выполнения, в том числе вследствие выплаты дивидендов или выкупа акций.
Исполнительный орган акционерного общества осуществляет управление текущей деятельностью общества. К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, связанных с руководством текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета. Исполнительный орган общества подотчетен общему собранию и наблюдательному совету, организует выполнение их решений. Исполнительный орган действует от имени акционерного общества в пределах, установленных уставом общества и законодательством.
Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор). Членом исполнительного органа акционерного общества может быть любое физическое лицо, имеющее полную дееспособность и не являющееся членом наблюдательного совета или ревизионной комиссии. Права и обязанности членов исполнительного органа акционерного общества определяются законодательством, уставом общества или положением об исполнительном органе общества, а также трудовым договором, заключаемым с каждым членом исполнительного органа. От имени общества трудовой договор подписывает председатель наблюдательного совета или лицо, уполномоченное на то наблюдательным советом.
Роль штаба страховщика выполняет Совет директоров. В ее состав входят руководители, избранные общим собранием или наблюдательным советом, директора из числа руководителей отдельных структур и внешние директора - в основном советники или крупные акционеры (директора без портфеля).
В Западных странах оперативное руководство компанией, как правило, осуществляет Главный исполнительный директор (CEO - Chef Executиve Offиcer). На него возлагаются функции организации выполнения решений общего собрания акционеров, Наблюдательного совета, Совета директоров и Правления компании, внесение предложений относительно планов деятельности компании, утверждения функциональных обязанностей должностных лиц. В Украине обязанности СЕО исполняет председатель исполнительного органа.
Ревизионная комиссия - контрольный орган страховщика, контролирует выполнение устава, решений общего собрания акционеров, соблюдение требований действующего законодательства.
Важным является построение географической структуры страховщика. Она состоит из филиалов, представительств, агентств и системы взаимодействия между ними и центральным офисом.
Филиал страховщика - это обособленное подразделение, не является юридическим лицом. Она действует согласно Положению о филиале, может иметь собственное название, отдельный баланс и осуществляет страховую деятельность по видам, на которые страховщик получил лицензии, и право на осуществление, которых было предоставлено филиалу общим собранием или исполнительным органом.
Представительство представляет собой обособленный подраздел страховщика, который не является юридическим лицом, действует согласно Положением о представительстве, не имеет права непосредственно осуществлять страховую, а также любую предпринимательскую деятельность. Представительство содействует организации и осуществлению уставной деятельности страховщика, выступает от его имени и действия за его счет.
Агентства страховщиков не являются обособленными подразделениями. Они предоставляют от имени учредителей представительские услуги, выполняя операции, связанные с подготовкой проектов страховых договоров, обследованием последствий страховых случаев.
Известны три системы организации работы страховщиков с региональной сетью.
Централизованная система предусматривает принятие всех решений, касающихся андеррайтинга и возмещения убытков центральным офисом. На региональные подразделения возлагается выдача, получение и проверка заявлений на страхование и документов на покрытие убытков. Ее преимущество состоит в том, что нужно меньше высококвалифицированных специалистов, сокращаются затраты на ведение дела. Но специалисты в регионах имеют малые перспективы, принятия решений требует много время и они не всегда учитывают местные условия. В децентрализованной системе большинство решений, касающихся заключения договоров и возмещение убытков, принимаются на местах, сообразуясь с общей политикой страховщика. Преимущество заключается в том, что в филиале работает квалифицированный персонал, скорость предоставления услуг выше. К недостаткам можно отнести недозагруженность квалифицированных работников, осложнения в работе с посредниками и перестраховщиками. В региональной системе выделяются главные для данного региона подразделения, в которых сосредоточивается группа специалистов по андеррайтингу, оценки и возмещения убытков.
6.3 . Реализация страховых услуг