Неправомерные действия при банкротстве
Неправомерные действия при банкротстве | |||
Статья УК | Наказание по УК | Статья КоАП | Наказание по КоАП |
ч.1 ст.195 УК РФ сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб | ограничение свободы на срок до 3-х лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2-х лет со штрафом от 200 до 500 МРОТ или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев | Ч.1 ст.14.13 КоАП те же действия, но без указания на причинение крупного ущерба. | административный штраф в размере от 40 до 50 МРОТ или дисквалификация на срок до 3 лет. |
ч.2 ст.195 УК РФ неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб | ограничение свободы на срок до 2-х лет, либо арест на срок от 2 до 4 месяцев, либо лишение свободы на срок до 1 года со штрафом от 100 до 200 МРОТ или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев либо без такового. | ||
Ч.2 ст.14.13 КоАП. неисполнение обязанностей по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом о несостоятельности (банкротстве) | административный штраф в размере от 40 до 50 МРОТ или дисквалификация на срок до 3 лет. | ||
Ч.2 ст.14.13 КоАП неисполнение обязанностей по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом о несостоятельности (банкротстве) | административный штраф в размере от 40 до 50 МРОТ или дисквалификация на срок до 3 лет. | ||
Ч.3. ст.14.13 КоАП. Невыполнение правил, применяемых в период процедуры банкротства (наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключение и исполнение мирового соглашения) | административный штраф в размере от 40 до 50 МРОТ или дисквалификация на срок до 3 лет. | ||
Примечание. МРОТ (минимальный размер оплаты труда) - базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей - равен 100 руб. (ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ) |
Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе может выражаться в снятии имущества с учета, перемещении из мест обычного нахождения, передаче другому лицу на хранение и т. п. Передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества является неправомерным уменьшением имущества должника (например, сдача в аренду, продажа, поставка в кредит).
Удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов будет неправомерным при наличии запрета либо отсутствии правового основания (внешнее управление имуществом должника, конкурсное производство). Принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником, выражается в совершении действий, дающих возможность должнику реализовать обязательство.
Обязательным условием применения этих положений является заведомое знание о причинении ущерба другим кредиторам
Кроме того, воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации (ст.14.14 КоАП) влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.
В деле о банкротстве могут быть правонарушения, предусмотренные и другими статьями.
Постановление Президиума ВАС РФ №7460/05 от 27.09.2005
Дело об оспаривании постановления инспекции труда о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего предприятия, признанного банкротом, подведомственно арбитражному суду, поскольку его действия, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, связаны с исполнением им полномочий арбитражного управляющего и регулируются Законом о банкротстве.
Конкурсный управляющий ФГУП "Кузбассуглеразведка" Фомин И.В. обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об отмене постановления Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 09.01.2004 №52 о привлечении его на основании ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Поводом для обращения конкурсного управляющего в арбитражный суд с таким заявлением послужили нижеприведенные обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.07.2003 по другому делу (№А27-9032/2002-4) ФГУП "Кузбассуглеразведка" признано несостоятельным; в отношении его введено конкурсное производство; конкурсным управляющим утвержден гражданин Фомин И.В., зарегистрированный Московской регистрационной палатой 22.06.1998 в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с коллективным заявлением работников предприятия от 03.11.2003 о невыплате им заработной платы и несвоевременном расчете с работниками, прекратившими с предприятием трудовые отношения, инспекцией труда проведена проверка указанных в заявлении фактов. По результатам проверки был сделан вывод о возникших после утверждения Фомина И.В. конкурсным управляющим нарушениях трудового законодательства (в частности ряда статей ТрудК РФ, ст. 134 Закона о банкротстве). Работникам заработная плата была выплачена несвоевременно, в результате чего Постановлением инспекции труда от 09.01.2004 N 52 конкурсный управляющий Фомин И.В. привлечен к административной ответственности в виде уплаты штрафа в размере 3000 рублей в соответствии с ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Фомин И.В. обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления инспекции труда, ссылаясь на то, что несвоевременная выплата заработной платы не является нарушением законодательства о труде, так как он действовал в пределах полномочий, определенных законодательством о банкротстве.
Определением суда первой инстанции от 18.02.2004 производство по делу прекращено из-за неподведомственности его арбитражному суду. Суд счел, что Фомин И.В. привлечен к административной ответственности как должностное лицо - работодатель, осуществляющий функции руководителя с нарушением трудового законодательства, выразившимся в невыплате в установленные сроки заработной платы работникам.
ФАС Западно-Сибирского округа постановлением от 15.06.2004 это определение отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с тем, что Фомин И.В. привлечен к административной ответственности не как физическое лицо, а как предприниматель, поэтому данное дело подведомственно арбитражному суду.
Решением суда первой инстанции от 27.08.2004 требование Фомина И.В. удовлетворено, постановление инспекции труда о назначении административного наказания предпринимателю без образования юридического лица Фомину И.В. признано незаконным. Суд исходил из того, что отношения между работниками предприятия и конкурсным управляющим в период конкурсного производства регулируются нормами не трудового законодательства, а законодательства о банкротстве, поскольку связаны с исполнением Фоминым И.В. полномочий конкурсного управляющего. В данном случае работники предприятия являются кредиторами должника.
ФАС Западно-Сибирского округа постановлением от 24.05.2005 оставил решение без изменения.
В заявлении, поданном в ВАС РФ, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции от 24.05.2005 инспекция труда просит отменить названный судебный акт и прекратить производство по делу, так как спор, возникший из трудовых отношений, не относится к подведомственности арбитражного суда, а также ссылается на нарушение судом единообразия в толковании и применении норм права.
В отзыве на заявление конкурсный управляющий просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и отзыве на него, Президиум считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п.3 ст. 29 АПК РФ).
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч.3 ст.30.1 КоАП РФ).
Субъектом ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ за нарушение норм административного законодательства, является должностное лицо.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (ст.2.4 КоАП РФ). На конкурсного управляющего возложено осуществление полномочий руководителя должника и иных органов управления должника (ст. 129 Закона о банкротстве).
Дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего предприятием, признанным банкротом, подведомственны арбитражному суду, поскольку его действия, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, связаны с исполнением им полномочий арбитражного управляющего и регулируются Законом о банкротстве.
При таких обстоятельствах вывод суда кассационной инстанции о подведомственности дела арбитражному суду является обоснованным, поэтому оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Фиктивное банкротство
Смысл фиктивного банкротства заключается в том, что у должника есть возможность полностью расплатиться по долгам (то есть предприятие является платежеспособным), но руководитель подает заявление о банкротстве в суд. Это делается, как правило, с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов. Должник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.
Уголовный Кодекс понимает под фиктивным банкротством заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб (ст.197 УК РФ). Максимальное наказание за такие действия шесть лет лишения свободы и штраф до 100 МРОТ или в размере дохода осужденного за один месяц.
Аналогично, в соответствии с КоАП (п.1 ст.14.12), фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности этого юридического лица или индивидуальным предпринимателем о его несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объёме, что грозит наложением административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ или дисквалификацией на срок до 3 лет.
Результатом признания или объявления банкротом является справедливое, т.е. соразмерное и исполненное в определенной законом очередности удовлетворение требований кредиторов, бюджета, государственных внебюджетных фондов. Поэтому причиняемый в результате неуплаты долгов при фиктивном банкротстве крупный ущерб заключается также в не поступлении кредиторам, налоговым и иным уполномоченным органам того, что им причитается.
Если нельзя вменить норму о фиктивном банкротстве, обычно применяется ст.159 УК РФ «мошенничество», которая грозит более строгим наказанием (до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества). Однако между этими преступлениями существуют различия. При фиктивном банкротстве ущерб причиняется в результате невозвращения (несвоевременного возвращения) должного. Мошенничество же представляет собой одну из форм посягательств на собственность, при котором либо изымается чужое имущество, либо на такое имущество незаконно приобретается право.
Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.
Определение признаков фиктивного банкротства производится арбитражным управляющим при наличии в производстве дела о банкротстве организации – должника, возбужденного арбитражным судом по заявлению самого должника («Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства», утвержденными распоряжением ФСДН РФ от 8.10.1999 №33-р, Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»).
Признаком фиктивного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить в полном объёме требование кредиторов на дату обращения должника в арбитражный суд с заявлением о признании его не состоятельным (банкротом). Для этого, в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства», утвержденными распоряжением ФСДН РФ от 8.10.1999 №33-р, определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами (этот показатель так же называют коэффициентом текущей ликвидности):
Результаты экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства («Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства», утвержденными распоряжением ФСДН РФ от 8.10.1999 №33-р) | ||||||||||||||||||||||||||
Обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами
1 Оборотные активы по возможности рассматриваются с учётом их ликвидности 2 Учитывается сумма основного долга, признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций | ||||||||||||||||||||||||||
>=1 ( т. е. оборотных активов не меньше, чем краткосрочных обязательств) | < 1 ( т. е. оборотных активов больше, чем краткосрочных обязательств) | |||||||||||||||||||||||||
признаки фиктивного банкротства усматриваются | признаки фиктивного банкротства отсутствуют |
Более позднее по времени Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» не дает такой жесткой регламентации для определения признаков фиктивного банкротства. Эти временные правила отсылают к общим правилам проведения арбитражными управляющими финансового анализа и рекомендуют сделать следующие выводы:
Результаты экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства») | |
Проводится анализ значений и динамики показателей: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, показатель обеспеченности обязательств должника его активами, степень платежеспособности по текущим обязательствам должника Исследуемый период (период проверки) - не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства | |
Анализ указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности | Анализ указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам |
признаки фиктивного банкротства усматриваются | признаки фиктивного банкротства отсутствуют |