Схема формирования бухгалтерской прибыли (убытка) предприятия

Выручка от продажи товаров, продукции, работ услуг (минус) НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п., налоги и обязательные платежи их выручки (минус) себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг=валовая прибыль (минус) коммерческие расходы (минус) управленческие расходы=прибыль (убыток) от продаж (плюс) проценты к получению (минус) проценты к уплате (плюс) доходы от участия в других организациях (плюс) прочие доходы (минус) прочие расходы=прибыль (убыток) до налогообложения (минус) налог на прибыль и другие аналогичные платежи= чистая прибыль (нераспределенная прибыль – непокрытый убыток).

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой (таким образом) валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов. При расчете размера прибыли (убытка) от продаж используют производственные показатели. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли:

Метод прямого счета

Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.

При этом используют формулу: П=В-З или П=П1+Пт-П2, где П - прибыль, В - выручка от реализации продукции по оптовым ценам, З – полная с/с реализуемой продукции, которая включает в себя с/с проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы, П1, П2 – соответственно прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового года; Пт – прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов. Прямой счет чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует: - определения ассортимента по всем позициям номенклатуры; - составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции; - исчисления плановой с/с и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам; - установления цен реализации выпускаемой продукции. Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

Аналитический метод

Находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс руб товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).

Рассчитывают по формуле: П=Т(1000-З)/1000, где – П – валовая прибыль от выпуска товарной продукции; Т – товарная продукция в ценах реализации пред-ия; З – затраты, руб., на 1 тыс руб товарной продукции, исчисленной в ценах реализации. Аналитический метод применяют при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана.

К аналитическому методу относят также планирование прибыли на основе базовой рентабельности. Базовая рентабельность – отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год.

Этот метод включает в себя следующие этапы:

1. Расчет ожидаемой валовой прибыли в текущем году, которая определяется исходя из фактических отчетных данных, скорректированных на определенные изменения;

2. Определяется процент базовой рентабельности продукции, выпущенной в текущем году с учетом корректировок, к концу года;

3. Расчет планируемой себестоимости сопоставимой пролдукции;

4. Исходя из план.с/с и баз. Рентабельности получем прибыль по сопоставимой продукции планового года. Корректировка Прибыли на сдвиги в ассортименте, цен реализации, исчисленной прибыли в переходящих остатках.

5. Определние прибыли по несравнимой продукции.

6. Прибыль общая – Пр. сравнимая+Пр.несравнимая

Аналитический метод применяется при планировании прибыли сравнимой продукции, а по несравнимой используется метод прямого счета. При наличии сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде расчёт может быть осуществлён совмещённым методом.

Нормативный метод. Применяется, когда предприятие может устанавливать конкретные нормативы по расходованию средств, т.е. применять систему бюджетирования, т.е. когда метод прямого счета совмещен с нормами затрат. Экономико-математические методы. Используются стандартные программы анализа, вводятся 15 и более показателей, влияющих на прибыль, определяется их влияние на величину прибыли и определяется суммарное влияние этих факторов.

Для исчисления конечного финансового результата, кроме прибыли от продаж, рассчитывают результаты от операционных и внереализационных доходов и расходов.

Анализ безубыточности – связ с тем чтов себестоимость реализованной продукции включаются и постоянные и переменные затраты того периода когда были произведены и прибыль рассчитывается за период реализации. Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты – объем производства - прибыль», CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения критического объема производства для безубыточной работы и запаса финансовой прочности предприятия, целесообразность производства, оценка производственного риска, опр минимальной договорной цены.

Допущения:

1) затраты м разделить на пост и перем, смешанные не подлежат разделению

2) постоянные - пост на протяж определённого периода времени

3) зависимость м\у объёмом продукции и переем издержками линейная

4) соотн переем издержек и объёма производства зависит от жизненного цикла изделия, инфл

5) эффект масштаба (издержки: пропорц, дегрессивные, прогрессивные)

6) ассортимент неизменен

7) объём производства и реализации равны.

Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).

Точка безубыточности – такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

Минимальный объем реализации Qmin, покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT=0) в единицах продукции: Qmin = F/(P-a).

В денежном выражении: Bmin = F/(1-b),

где Q – количество единиц продукции; P - цена единицы продукции; F - расходы постоянные; V - расходы переменные; a - величина переменных затрат в цене единицы продукции; b - доля переменных затрат в базовой выручке.

Величина прибыли при запланированных объемах производства и реализации будет равна:

EBIT = PQ – F – aQ, где EBIT – прибыль до уплаты % и налогов.

Помимо матем метода анализа безубыточности существует маржинальный метод, в основе кот лежит маржинальная прибыль – превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции.

Удельная маржинальная прибыль – производный показатель, характеризующий величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции: GMgm = P – a.

Коэф маржинальной прибыли – отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации. Он показ, какая доля выручки от реализации использ на покрытие пост затрат и формирование прибыли. Он рассчит как доля маржинальной прибыли в выручке от реализации (S): KGM = GM/S.

Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков.

В абсолютном выражении: Зфин = Qплан – Qmin.

В относительном выражении: Зфин = (Qплан - Qмин)/Qплан.

В стоимостном выражении: Зфин = Qплан * P – Qмин * P.

Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.


ФК. №20. Планирование потребности в оборотном капитале. Финансовый цикл организации.

Норма – это относительный показатель, выражаемый в днях, рублях, процентах. Его используют для исчисления плановой потребности – норматива. Норматив оборотных средств – абсолютная величина, характеризующая плановую потребность в оборотных средствах в денежном выражении. Т.о., через норматив находится необходимый объем оборотного капитала, авансируемого в соответствующие оборотные активы.

Существуют след.методы планирования (нормирования) собственных оборотных средств:

1. Аналитический – все оборотные средства объединяют в 2 группы: зависящие и непосредственно не зависящие от роста объема производства.

К 1 группе относятся: сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, незавершенное производство, гот. продукция. По этой группе норматив на плановый год определяют на основе норматива текущего года, с учетом планируемого роста выпуска продукции и ускорения оборачиваемости оборотных средств. Норматив на план.год = Норматив тек.года (либо остатки на конец базисного периода) х темп роста товарной продукции – ускорение оборачиваемости оборотных средств

Ко второй группе относятся: расходы буд. периодов, прочие запасы (напр. запчасти для ремонта). Для определения норматива анализируют сложившееся за ряд лет соотношение между ростом этих запасов и увеличением выпуска товарной продукции. На основе выявленной закономерности определяют расчетное значение норматива, которое уменьшают на размер предполагаемого ускорения оборачиваемости запасов.

2. Коэффициентный методпредполагает корректировку запасов из-за изменения условий снабжения, объемов производства и реализации. Например, берется динамический ряд средних остатков оборотных активов за год, их относим к объему продаж базисного года, получаем определенную величину, кот. означает, что на каждый рубль реализации нужно такое кол-во оборотных активов. Затем берем объем продаж в планируемом году и умножаем на это значение коэффициента.

3. Метод прямого счета - позволяет с достаточной точностью рассчитать норматив, отражающий особенности работы каждого хозяйствующего субъекта. При использовании этого метода предварительно определяют норматив по каждому элементу, а затем путем их суммирования рассчитывают совокупную потребность в оборотных средствах (по запасам материалов и сырья; при планировании ОА, незавершенного производства; планирование расходов буд периодов; готовая продукция).

Нормирование (прогнозирование) материальных запасов.Основной метод расчета потребности в ОбС - метод прямого счета. Суть метода: потребность определяется по каждому виду, наименованию сырья, материалов и других мат ценностей прямым счетом, а затем путем их суммирования рассчитывают потребность в об средствах в целом по статье.

Норматив ОбС по сырью, материалам и другим аналогичным ценностям: Н = О * N, где О – однодневный расход; N – норма запаса в днях.

Алгоритм нормирования ОбС:

1) Элементы ОбС нормируются по наиболее важным запасам. Отбираются наиболее значимые виды материалов, по которым будет происходить нормирование.

2) Определяется относительная норма запасов материалов :N = t1 + t2 + t3 + Текущий запас + Страховой запас

t1 – время необх на авансирование, приобретение запасов;

t2 – время на транспортировку материалов от места поставки до места потребления.

t3 – время на разгрузку. Подготовку сырья к производству, лабораторный анализ.

Текущий запас предназначен для обеспечения нормального хода произв. деятельности в период между двумя очередными партиями поставок. Норма текущего запаса зависит от интервала поставок. Чем чаще материалы поступают на предприятие и запускаются в производство, тем меньше по ним текущий запас и наоборот. Обычно текущий запас = 0,5 Иср (средний интервал поставки).

Иср = (Σqi * И) / (Qe – Qi), где Σqi – объем i-ой поставки; И – интервал между поставками; Qe общий объем поставок; Qi – объем нетипичных поставок

Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывности произв. процесса при возникновении перебоев в снабжении из-за нарушения условий поставок по срокам и комплектности, задержки груза в пути и в некот др случаях. На вел-ну запаса в днях влияют отдаленность поставщиков от потребит, размер текущего запаса и т.д.

Продолжительность нахождения средств в страховом запасе рассчитывается по отношению к норме ОбС в текущем запасе. Норма ОбС в днях по страховому запасу обычно устанавливается для каждой группы материалов в пределах до 50% нормы текущего запаса.

В отдельных случаях норма страхового запаса может быть увеличена сверх 50%, если:

- определенные виды материалов изготавливаются для данного предприятия только одним поставщиком;

- предприятие расположено вдали от поставщиков и от удобных транспортных путей.

Наши рекомендации