Анализ динамики, объема, ассортимента и структуры продукции
Объем реализации продукции определяется либо по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. Анализ объемов производства продукции начинают с изучения динамики.
Этапы анализа:
1. Изучение динамики выпуска и реализации продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста
2. Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год).
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
Существует 3 способа анализа ассортимента:
Способ наименьшего процента - по каждому виду продукции рассчитывается процент выполнения плана и наименьший из них принимается за выполнение плана по ассортименту.
Способ среднего процента - рассчитывается как отношение фактического выпуска в пределах плана к плановому выпуску продукции.
Удельный вес в общем перечне наименований изделий по которым выполнен план выпуска продукции.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции. Выполнить план по структуре значит сохранить в фактическом их выпуске запланированные соотношения отдельных видов продукции. В процессе анализа рассчитывается изменение стоимости товарной продукции и средней цены изделия за счёт выполнения структуры.
Анализ качества выпущенной продукции.
Качество продукции - совокупность свойств определенных изделий. Эти свойства должны отвечать установленным ТУ и стандартам (ГОСТу).
Основными задачами анализа качества являются:
- оценка качества выпускаемой продукции,
- выявление причин снижения качества,
- установление влияния изменения качества на
объем выпуска.
В общем виде качество характеризуется показателями:
1. Соответствие продукции ГОСТам и ТУ
2. Удельным весом продукции высшей категории качества в общем выпуске
3. Наличием брака
4. Удельным весом атестованной, отрекламированной, новой продукции и т.д
Для продукции, качество которой характеризуется сортом рассчитываются:
1. Доля продукции каждого сорта в общем объеме
2. Средняя цена изделия
3. Средний коэффициент сортности
Средний коэффициент сортности : стоимость всей разносортной продукции / стоимость по цене 1-го сорта
Также рассчитаем Стоимость продукции в расчете по цене 1 сорта и Процент выполнения плана по качеству
Определим потери произведенной продукции предприятия по стоимости продукции за счёт снижения качества:
1. Определим стоимость всей выпущенной продукции при сохранении планового коэффициента сортности
2. Определим потери продукции по стоимости продукции за счёт снижения качества
--------------------------------
Анализ отгрузки и реализации продукции.
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк.
Отсюда,
РП = ГПн + ТП - ГПк
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк .
Отсюда,
РП = ГПн + ТП + ОТн - ОТк – ГПк,
где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП - стоимость выпуска товарной продукции;
РП - объем реализации продукции за отчетный период;
ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.
Анализ ритмичности.
Ритмичность — равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели, снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции и др.
Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности.
Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Обобщающим показателем равномерности выпуска продукции является коэффициент ритмичности, который показывает удельный вес продукции в общем объеме без нарушения графика. Коэффициент ритмичности: фактический выпуск продукции в пределах плана/ плановый выпуск * 100%
Фактический выпуск в пределах плана, ед – это Выбираем минимальное значение из ПЛАН и ФАКТ выпуска продукции каждую декаду. Плановый выпуск – сумма показателей плана за все декады