Американская система организации государственных финансов характеризуется высоким уровнем децентрализации
1) Сферы компетенции федеральных властей и штатов разграничены. Взаимоотношения между ними специально оговорены в конституции. Однако конституция США, равно как и Конституция России, во многом представляет собой политический документ и не предусматривает точных решений на все случаи жизни. Оговорены лишь важнейшие нормы взаимоотношений, как правило, запрещающие выполнение каких-либо полномочий, нарушающих целостность государства. Так, штаты не вправе заключать международные договоры, выпускать деньги, принимать законы, имеющие обратную силу, или законы, нарушающие договорные обязательства. Без согласия конгресса штаты не могут содержать вооруженные силы в мирное время, вести военные действия самостоятельно, вступать в соглашения с другими штатами, устанавливать пошлины и сборы на ввоз и вывоз товаров.
2) Каждый уровень государственного управления — федерация и штаты — самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и проводит налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты — в бюджет штатов. Местное самоуправление не включается в систему государственной власти.
В США треть муниципалитетов представлена специальными округами, оказывающими услуги в области образования, транспорта, водоснабжения, сбора и вывоза мусора, экономического развития и др. Сводные комитеты специальных округов управляют производством этих услуг и отвечают за налогообложение, ценовую политику, а также за принятие других ключевых решений. Эти округа косвенно контролируются советами отдельных муниципалитетов.
К преимуществам специальных округов относятся следующие: услуги предоставляются профессионалами, что определяет их высокое качество, причем принятие решений в определенной степени избавлено от политического влияния; целевые поступления от платежей пользователей могут быть направлены на финансирование капитальных расходов.
Однако специальные округа имеют и ряд недостатков: поскольку каждый округ отвечает только за определенный вид услуг, перед ним нельзя поставить задачу достижения компромисса, например между расходами на транспорт и расходами на водопровод и канализацию; рост числа органов власти с правом принятия самостоятельных решений усложняет структуру местного самоуправления, в которой все труднее становится ориентироваться местным жителям и осуществлять контроль; отсутствует непосредственная связь между специальными округами и местными советами, которые собирают налоги для их финансирования, что снижает степень подотчетности и стимулы к достижению эффективности; усложняется координация взаимосвязанных видов деятельности.
Округа специального назначения, предоставляющие услуги, эффект от которых выходит за пределы одного муниципального образования, получают все большее распространение в странах, где местные органы власти исторически сильны и автономны.
3. Назначение сферы финансов предприятий в финансовой
системе США
Самостоятельное финансовое звено образуют финансы госпредприятий. Его возникновение связано с развитием госсектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) — процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Госпредприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы госпредприятий — это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.
Госпредприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.
Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия.
В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.
Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы госбюджета, других государственных фондов.
4. Назначение, состав и краткая характеристика звеньев сферы
государственных и муниципальных финансов в США
Система государственных финансов США состоит из трехуровневой бюджетной системы и специальных фондов. Состав бюджетной системы соответствует федеративному государству и включает федеральный бюджет; бюджеты 50 штатов; более 80 тыс. местных бюджетов (графств, муниципалитетов, тауншипов, специальных округов); доверительные фонды.
Федеральный бюджет включает собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные фонды, с 1968 г. вошедшие в федеральный бюджет.
Источниками федерального фонда являются федеральные подоходные налоги с населения и корпораций, а также акцизы и таможенные пошлины, которые не связаны с конкретными направлениями их использования. В этом заключается их главное отличие от доверительных фондов. Федеральные фонды, как правило, имеют отрицательное сальдо баланса, формирующее дефицит федерального бюджета США.
Доверительные фонды носят целевой характер. В зависимости от целей использования специальные фонды США делятся на экономические, научно-исследовательские, военно-политические, социальные и другие.
Научно-исследовательские фонды - национальный научный фонд и научный фонд бюро стандартов.
Военно-политические фонды представляют собой резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента США, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность.
Важное место в системе государственных финансов США принадлежит социальным фондам- фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся.