Анализ коммерческих расходов
К коммерческим расходам относят:
¨расходы, связанные с реализацией продукции, транспортными расходами по доставке продукции,
¨погрузо-разгрузочными работами.
С 1992 г. внепроизводственные расходы стали называть коммерческими. С развитием рыночных отношений (1992, 1993, 1994 г.г.) изменилась структура коммерческих расходов, т.е. значительно увеличены расходы на рекламу, а также комиссионные сборы (отчисления) в пользу сбытовых и др. посреднических организаций.
При анализе коммерческих расходов, методика анализа:
1. Определяется структура расходов, т.е. удельный вес каждой статьи в общей сумме расходов.
2. Находят отклонения по сравнению с предыдущим периодом (абсолютные и относительные) по каждой статье, причины отклонений.
3. Затем, какой уд. вес занимают коммерческие расходы от полной себестоимости продукции.
4. Определят резервы снижения себестоимости.
5. Технико-экономические факторы снижения себестоимости.
В условиях переходного периода к рыночным отношениям особенно важны оценка изменения себестоимости и установление факторов, влияющих на ее изменение.
Такими факторами могут быть: изменение объема выпуска и реализации продукции, ассортиментный сдвиги, изменение оптовых и розничных цен, изменение накладных расходов, и т.д.
Поэтому при определении изменения себестоимости необходимо разграничить эти изменения по сравнимой и несравнимой товарной продукции.
Для расчета изменения себестоимости сравнимой товарной продукции необходимо сопоставить количество продукции по себестоимости текущего и базисного года:
Сп = , где:
Сп – изменение себестоимости в текущем году (%);
Ст и Св – себестоимость единицы продукции в текущем и новом году;
gт – количество каждого вида продукции в текущем году.
При определении изменения себестоимости несравнимой товарной продукции применяется показатель, выраженный в затратах на один рубль товарной продукции.
Показатель затрат на один рубль товарной продукции определяется отношением себестоимости всей товарной продукции к стоимости этой же продукции в оптовых ценах предприятия (без налога на добавленную стоимость):
,где:
З – затраты на один рубль товарной продукции
С – себестоимость всей товарной продукции
Т – стоимость товарной продукции в оптовых ценах предприятия.
Снижение себестоимости продукции является одной из главных целей производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности особенно в условиях приватизации государственных предприятий.
Анализ снижения себестоимости по технико-экономическим факторам:
а) экономия материальных затрат (Эм), занимающих в себестоимости продукции наибольший удельный вес, рассчитывается по формуле:
, где:
Н0 и Н1 – нормы расхода сырья, материалов, топлива энергии на единицу продукции соответственно до и после внедрения мероприятий (прогрессивной технологии, сокращения отходов, ликвидация брака и др.,
Ц0 и Ц1 – цена за единицу каждого вида материальных затрат до и после внедрения мероприятий, руб.,
В – выпуск продукции с момента внедрения мероприятия до конца года, единиц.
б) Экономия условно-постоянных расходов при увеличении объемов производства и реализации продукции рассчитывается по формуле:
, где:
Эуп – экономия условно-постоянных расходов, руб.,
Супб – сумма условно-постоянных расходов в базисном году, руб.,
Пгп – темпы прироста объема продукции по сравнению с базисным годом, %.
в) Экономия по оплате труда и начислениям на нее в зависимости от соотношения их прироста в сравнении с приростом производительности труда рассчитывается по формуле:
, где:
Эз – экономия по оплате труда с начислениями на нее (руб.).
З – сумма затрат на оплату труда и соцстрах, тыс.руб.,
DЗ – прирост оплаты труда и начислений, %,
Dq – прирост производительности труда, %.
г) Экономия (или дополнительные затраты) в результате повышения качества продукции рассчитывается по формуле:
, где:
Эк – экономия в результате повышения качества продукции, руб.;
Зн и Зс – затраты на единицу продукции до и после повышения качества продукции;
В – количество продукции повышенного качества, производимой после внедрения мероприятий по повышению качества продукции.
Снижение себестоимости всей сравнимой и несравнимой товарной продукции по всем технико-экономическим и организационным факторам в текущем году (периоде) в сравнении с базисным определяется изменением затрат на 1 рубль товарной продукции в текущем и базисном годах (периодах) по выражению:
, где:
Сз – снижение (в %) затрат на 1 руб. товарной продукции в текущем году (периоде),
Зт и Зб – затраты на 1 руб. товарной продукции в текущем и базисных годах (периодах, коп.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое себестоимость продукции?
2. Задачи анализа себестоимости продукции?
3. Как определяется показатель затрат на 1 руб. продукции и какие факторы влияют при анализе.
4. Каковы положительные и отрицательные факторы, влияющие на показатель затрат на 1 руб. продукции.
5. Что входит в смету затрат и какова роль сметы затрат.
6. В чем отличие сметы затрат от статей калькуляции.
7. Что понимается под калькуляцией?
8. Какие факторы влияют при анализе на сырье и материалы.
9. Какие факторы влияют на расходы по оплате труда.
10. Что входит в комплексные (косвенные) статьи расходов?
11. Назовите основные технико-экономические факторы снижения себестоимости.