Цены на услуги культуры
Экономическая природа и особенности формирования цены.
Цена как один из важнейших экономических инструментов хозяйствования организаций культуры. Интегрированность цены в общую систему финансового регулирования. Бюджетные ассигнования — особый вид цен, связанный с социальной полезностью услуг культуры. Розничные цены, по которым услуга культуры оплачивает население.
Классическое определениецены какденежного выражениястоимости товара или услуги. Ограниченный характер стоимостных отношений, обусловленный высокой социальной значимостью услуг культуры, требует иного подхода к ценообразованию.
В сфере культуры отсутствует прямая, непосредственная связь между ценой и стоимостью. Связь цены со стоимостью опосредована потребительной стоимостью услуга, которая и выступает в качестве ценовой базы. Потребительная стоимость существует в единстве двух форм — индивидуальной и социальной полезности.
Услуга культуры могут предоставляться как в платной, так и в бесплатной форме, часто по льготным ценам, устанавливаемым ниже уровня их индивидуальной полезности.
Отличие льготных цен от низких заключается в том, что низкие цены не обеспечивают условий расширенного воспроизводства, но возмещают затраты; а льготные цены не обеспечивают условий простого воспроизводства, то есть не полностью возмещают затраты.
Функции цен.
Экономическое содержание цены наиболее полно раскрывается в ее функциях.
Как правило, выделяют пять функций цены:
— учетная (позволяет измерить затраты);
— функция равновесия между спросом и предложением;
— функция возмещения затрат;
— распределительная;
— стимулирующая.
Специфика функций цен на услуги культуры определяется существованием двух форм их потребительной стоимости — индивидуальной и социальной полезности. Поэтому функции цен в культуре реализуются в единстве и взаимосвязи розничных цен и бюджетных ассигнований.
В целом цены на услуги культуры служат регулятором отношений между их производителями, потребителями и государством.
10.3.3. Процедура ценообразования на услуги культуры
Специалисты выделяют шесть этапов процесса ценообразования31:
— постановка задач ценообразования;
— определение спроса;
— оценка издержек;
— анализ затрат, цен и предложений конкурентов;
— выбор метода ценообразования;
— установление окончательной цены.
31 Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1996. С.319; Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб., 2001. С.465-466.
10.3.4. Основные ценообразующие факторы в культуре. Цены на услуги культуры определяются следующими факторами:
— уровень затрат (издержек) на производство и реализацию —
существенно различается по регионам и видам услуг;
— потребительские свойства и качества услуг, условия их пред
ставления (место расположения, техническая оснащенность
здания, видимость, слышимость и т.д.);
— платежеспособный спрос населения — потребность людей в
данных услугах, обеспеченная денежными средствами;
— социальная (общественная) потребность в данных видах услуг;
— социальный фактор — социальная политика государства, на
правленная на обеспечение экономической доступности услуг
культуры для социально незащищенных слоев населения;
— психологический фактор — ориентация на психологические
установки учредителей, различных групп потребителей, самих
организаций культуры. Отсутствие реальной заинтересованно
сти руководства государственных и муниципальных учрежде
ний культуры в эффективном использовании ценовых рычагов;
— "брэнд"— "раскрученность", известность товарного знака ор
ганизации, услуги или конкретного деятеля культуры. Спрос
на "имя";
— уникальность услуги с точки зрения потребителя.
Меньшая эластичность (степень изменения) спроса на услуги культуры относительно динамики цен по сравнению с другими отраслями. Роль неценовой конкуренции на рынке услуг культуры. Значимость стратегии продвижения и других маркетинговых факторов. Влияние рекламы на устанавливаемый уровень цен.
10.3.5. Ценовая политика..
1 этап (до середины 80-х гг. XX века). Централизованно (дирек
тивно) устанавливаемые цены. Их государственное регулирование.
Достоинства: стабильность цен, доступность услуг культуры.
Недостатки: снижение уровня цен относительно реальных доходов населения, затрат самих организаций культуры, цен на другие товары и услуги. Их недостаточная дифференциация и гибкость.
2 этап (с середины 80-х гг. XX века). Переход к системе гибких
цен в общем контексте финансового регулирования. Усиление диффе
ренциации цен.
Середина — конец 80-х годов XX века — широкое использование системы надбавок и скидок к действующей цене.
Система надбавок и скидок позволяла учитывать конкретную ситуацию, различные аспекты культурной деятельности. Введение системы надбавок и скидок не предполагало обязательное их применение.
Каждое учреждение культуры, исходя из конкретных условий, могло по своему усмотрению:
— использовать или не использовать надбавки и скидки;
— использовать для всех услуг или только для некоторых из них;
— использовать ежедневно или в определенные дни недели.
Появление возможности маневрировать ценами для стимулирования посещаемости населением учреждений культуры, повышения их доходов.
С начала 90-х годов XX века — самостоятельность учреждений культуры * установлении цен на их основные услуги. Льготные цены для отдельных категорий потребителей. Порядок предоставления льгот определяется органами власти, в ведении которых находятся учреждения.
Цены на дополнительные платные услуги и продукцию, реализуемые учреждениями культуры, устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством (ст.52 "Основ законодательства РФ о культуре").
Коммерческие организации культуры при установлении уровня цен ориентируются, в основном, на платежеспособный спрос населения.
Необходимость дальнейшего упорядочения цен на услуги культуры, усиления их гибкости и дифференциации, в частности, в зависимости от сезона, дня недели, времени суток, новизны услуги.
Тема 11.ОПЛАТА ТРУДА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.