Международное разделение труда и его формы

Международное разделение труда (МРТ) – основа международного обмена. Система международного разделения труда, которая характеризуется устойчивым производством товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок сложилась в процессе конкурентной борьбы между странами.

Интернационализацияхозяйства исторически началась со сферы обмена. Развитие меновой торговли привело к развитию локальных международных рынков.

Перерастание локальных центров межотраслевой торговли в единый мировой рынокпроизошло в эпоху первоначального накопления капитала. МРТосновывается на международной специализации, которая предполагает наличие пространственного разрыва либо между отдельными стадиями производства, либо между производством и потреблением в международном масштабе.

Уровень развития производительных сил – важный показатель, определяющий интенсивность участия стран в международном разделении труда. Основными факторами,влияющими на их развитие, являются:

1) природно-географические факторы;

2) различия в масштабах производства национальных экономик;

3) различия в достигнутых уровнях и имеющихся возможностях разделения труда внутри страны. Относительная узость внутренних рынков, ограниченные возможности разделения труда в рамках национальных хозяйств стимулируют малые страны, их компании к более активному участию в международном разделении труда, повышают значение специализации национального производства, ориентированногона мировой рынок.

Показателями участия в МРТслужат: 1)доля экспортируемой продукции в общем объеме производства;

2) объем внешней торговли в отношении к национальному продукту;

3) удельный вес страны, подсистемы в международной торговле, в том числе в торговле отдельными товарами;

4) внешнеторговый оборот на душу населения. Кооперация – необходимое условие налаживания узкоспециализированного производства и реализации крупномасштабных проектов, которые нередко неосуществимы усилиями одной страны. В условиях кооперации международная торговля все более сводится к заранее согласованным поставкам товаров между кооперирующимися. Необходимой предпосылкой международного кооперированного производства является участие в МРТ.Факторами, способствующими росту специализации и кооперирования в современных условиях, являются прежде всего факторы, связанные с развитием НТП.Среди них: 1)повышение минимальных размеров предприятий;

2) ускорение морального старения и обновления ассортимента промышленных изделий;

3) создание новых видов продукции. На современном уровне развития техники и производства обеспечение потребностей одной страны всеми видами промышленных изделий собственными силами, без международного разделения труда становится нерентабельным. Номенклатура промышленной продукции, особенно в отраслях машиностроения, электроники и химии, сейчас настолько велика, что ни одна страна не может обеспечить у себя экономически эффективное массовое производство этих отраслей. Общим условием ускорения промышленного и научно-технического прогресса стала углубляющаяся в международном обмене специализация стран.

22. Платежный баланс и его структура. Условия равновесия платежного баланса.

Равновесие платежного баланса - ситуация, и которой общая сумма платежей по международным операциям страны соответствует ее бюджету.

Равновесие платежного баланса - ситуация, в которой общая сумма платежей по международным операциям страны соответствует ее бюджету.

Международное движение товаров, услуг, знаний, капитала и рабочей силы отражается в платежном балансе.

В экономической теории понятие "платежный баланс" впервые стало употребляться в середине XVII века, когда в 1767 г. Джеймс Стюарт опубликовал работу "Исследование о принципах политической экономии". В термин платежного баланса первоначально вкладывалось только сальдо внешней торговли и связанного с ним движения золота.

Платежный баланс — это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени (месяц, квартал или год).

Платежный баланс представляет собой отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период (обычно квартал и год). В свою очередь,резидент — это экономический агент, имеющий постоянное местопребывание в стране.

В России исходные данные для платежного баланса собирает прежде всего Федеральная служба государственной статистики, а составляет и публикует Центральный банк в своем периодическом издании «Вестник Банка России».

Платежный баланс характеризует развитие внешней торговли, уровень производства, занятости и потребления. Его данные позволяют проследить, в каких формах происходит привлечение иностранных инвестиций, погашение внешней задолженности страны, изменение международных резервов, состояние фискальной и монетарной политики, регулирования внутреннего рынка и валютного курса. Платежный баланс служит одним из источников данных длясистемы национальных счетов и непосредственно используется для расчета ВВП.

Если общая сумма платежей за международными операциями страны отвечает бюджету, то такое состояние называетсяравновесием платежного баланса. Когда же государство не может поддерживать уровень расходов соответственно бюджету, то наблюдается неравновесная платежного баланса.
Нарушение равновесия платежного баланса нуждается в определенных изменениях, в частности: изменений уровня цен; дохода; валютных курсов и других макроэкономических показателей.
Анализ равновесия платежного баланса основывается на определении состояния:

· баланса текущих платежей;

· базового баланса;

· баланса официальных расчетов.

С понятием равновесия платежного баланса связанное понятиефинансирования сальдо платежного баланса.
Как и любая другая экономическая система, платежный баланс испытывает влияние разных внешних и внутренних факторов, действие которых имеет разную продолжительность во времени.
Итак, различают равновесие платежного баланса:

· долгосрочную;

· среднесрочную;

· краткосрочную.

Долгосрочное равновесие—обеспечивается отсутствием сальдо из торговли товарами и услугами на протяжении продолжительного периода времени.

Среднесрочное равновесие поддерживается через механизм долгосрочного кредитования. Состояние базового баланса определяет среднесрочное равновесие. Сальдо базового баланса — это суммарный результат текущего баланса и баланса движения долгосрочного капитала.
Краткосрочное равновесиеимеет место в том случае, когда в отчетном периоде отсутствуют любые действия правительственных органов относительно использования официальных резервных активов. Она имеет место при отсутствии сальдо счета официальных резервов.
Анализ причин нарушения равновесия платежного баланса основывается на определении категории несбалансированности внешних расчетов данной страны, к которым принадлежат:

· сезонный, или случайный дисбаланс - сезонные колебания объемов экспорта и импорта;

· структурный дисбаланс - страна недостаточно быстро приспосабливается к изменениям спроса на экспорт и импорт;

· циклический дисбаланс;

· дисбаланс через дестабилизирующие спекуляции и «бегство капитала»;

· дисбаланс по другим причинам, к которым относят мероприятия валютного регулирования, а также глобальные технологические изменения в экономике.

Общими условиями, которые должны выполняться для достижения равновесия платежного баланса, есть:

· достижение нулевого сальдо, т.е. равенство дебета и кредита, в базисном балансе или балансе официальных расчетов;

· полная занятость по стране;

· отсутствие важных ограничений за международными операциями в стране.

23. Валютные курсы, их виды и факторы, их определяющие. Паритет покупательной способности валют.

Валютный курс - цена единицы валюты одной страны, выраженная в единицах валюты другой страны. Валютный курс определяется: 1)покупательской способностью каждой из валют, которая зависит от спроса и предложения товара; 2)их качественных признаков; 3)спроса и предложения национальной валюты на валютном рынке; 4)о6еспеченности валюты национальным богатством страны; 5)устойчивости валюты.

По времени операции различают курс спот и курс форвард.

Валютный курс спот - цена обмена двух валют в течение - дней. В котировочных таблицах стран Запада показываются курсы наличных валютных сделок, т.е. когда операции производятся немедленно, и отдельно приводятся курсы по валютным сделкам на срок, т.е. когда обмен состоится через какое-то время (форвард-курс).

Валютный курс форвард представляет собой цену валютно-обменной сделки, которая состоится в будущем. Обычно курсы форвард устанавливаются сроком на 30, 90 и 180 дней. В случае если курс форвард меньше, чем курс спот, эта разница называется форвардным дисконтом, при превышении курсом форвард курса спот получается форвардная премия.

По степени вмешательства государства валютный курс может быть фиксированным, плавающим и регулируемо плавающим (промежуточным).

Фиксированный валютный курс - официально установленное соотношение между национальной и иностранной валютами, допускающее временное отклонение в ту или другую сторону не более чем на 1%. Фиксированный валютный курс может сопровождаться проведением политики валютного комитета или официальной долларизации. Официальная долларизация - использование валюты другой страны, как правило, доллара США, в качестве законного платежного средства.

Многофакторность валютного курса отражает его связь с другими экономическими категориями - стоимостью, ценой, деньгами, процентом, платежным балансом и т.д. Причем происходит сложное их переплетение и выдвижение в качестве решающих то одних, то других факторовв зависимости от общеэкономической и политической ситуации в стране и мире.

1. Темп инфляции. Соотношение валют по их покупательной способности (паритет покупательной способности), отражая действие закона стоимости, служит своеобразной осью валютною курса. Поэтому на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет. Это объясняется тем, что ежедневная котировка курса валют не корректируется по их покупательной способности, а также действуют иные курсообразующие факторы.

2. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, если увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Нестабильность платежного баланса приводит к скачкообразному изменению спроса и предложения на соответствующие валюты

3. Разница процентных ставок в разных странах. Влияние этого фактора на валютный курс объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. Во-вторых, процентные ставки влияют на операции валютных, кредитных, фондовых рынков. При проведении операций банки принимают во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капиталов с целью извлечения прибылей. Они предпочитают получать более дешевые кредиты на иностранном рынке ссудных капиталов, где ставки ниже, и размещать иностранную валюту на национальном кредитном рынке, если на нем процентные ставки выше.

4. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения «горячих» денег.

5. Степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах. Например, тот факт, что 60% операций евробанков и 50% международных расчетов осуществляются в долларах, определяет масштабы спроса и предложения этой валюты. Поэтому периодический рост мировых цен и выплат по внешним долгам способствует повышению курса доллара даже в условиях падения его покупательной способности.

6. На курсовое соотношение валют воздействует также ускорение или задержка международных платежей. В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стремятся ускорить платежи контрагентам в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса, а экспортеры задерживают возврат валютной выручки. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает стремление импортеров к задержке платежей в иностранной валюте, а экспортеров - к ускорению перевода валютной выручки в свою страну.

7. Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только темпы экономическою роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики. Иногда даже ожидание публикации официальных данных о торговом и платежном балансах или результатах выборов сказывается на курсе валюты. Порой на валютном рынке происходит смена приоритетов в пользу политических новостей, слухов об отставке министров и т.д.

8. Валютная политика. Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику. Формирование валютного курса на валютных рынках через механизм спроса и предложения валюты обычно сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке складывается реальный валютный курс - показатель состояния экономики, доверия к определенной валюте. Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо снижение, исходя из задач валютно-экономической политики. С этой целью проводится определенная валютная политика.

В условиях стремительной глобализации мировой экономики особую актуальность приобретают исследования, посвященные сравнению потенциалов отдельных государств и различных регионов мира. Однако из-за того, что макроэкономические показатели первоначально исчисляются в национальной валюте, исследователи неизбежно сталкиваются с проблемой перевода их значений в одинаковые денежные единицы.

Основным показателем экономического развития страны или региона является валовый внутренний продукт. Один из вариантов подсчета Валового мирового продукта основывается на использовании коэффициентов сравнения покупательной способности валют, определяемых отношением цен набора (корзины) одинаковых товаров разных стран.

Паритет покупательной способности — это количество одной валюты, выраженное в единицах другой валюты, необходимое для приобретения одинакового товара или услуги на рынках обеих стран. Например, цена одной булки хлеба в США равна 1 долл., а в России хлеб того же качества стоит 10 руб. Следовательно, ППС доллара по хлебу будет равен 10 руб., а ППС рубля по хлебу равен 0,1 долл. США.

В рамках международных сопоставлений ООН, берут 600-800 основных потребительских товаров и услуг, 200-300 основных инвестиционных товаров и 10-20 типичных строительных объектов. Затем определяют, сколько стоит этот набор в национальной валюте конкретной страны по ценам этой страны и в долларах США по ценам США.

По форме Паритет покупательной способности аналогичен валютному курсу, он показывает сколько единиц валюты данной страны надо израсходовать, чтобы купить такое же количество товаров и услуг, какое можно купить на единицу валюты другой страны в этой другой стране, то есть он показывает покупательную способность национальной валюты.

Паритет покупательной способности — это статистический индекс, исчисляемый для международных сопоставлений и расчетов. Валютный курс — это реальный инструмент макроэкономической политики.

24. Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности.

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности - совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:

· хозяйственные товарищества (полные и коммандитные),

· хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные),

· производственные кооперативы,

· государственные и муниципальные унитарные предприятия

Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими. Помимо коммерческих, действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме:

· общественных и религиозных организаций (объединений)

· некоммерческих партнерств,

· учреждений,

· автономных некоммерческих организаций,

· социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов,

· в других формах, предусмотренных федеральными законами.

В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распределяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-коммерческими организациями

· Товарищества

· Полные товарищества

· Товарищества на вере

· Товарищества с ограниченной ответственностью

Общества

· Общества с ограниченной ответственностью

· Общества с дополнительной ответственностью

Акционерные общества

· Открытые акционерные общества

· Закрытые акционерные общества

Унитарные предприятия

· Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

· Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Прочие

· Производственные кооперативы

· Крестьянские (фермерские) хозяйства

ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-некоммерческими организациями

· Потребительские кооперативы

· Общественные объединения (в том числе религиозные объединения)

· Общественные организации

· Общественные движения

· Органы общественной самодеятельности

· Политические партии

Фонды (в том числе общественные фонды)

Учреждения (в том числе общественные учреждения)

Государственные корпорации

Некоммерческие партнерства

Автономные некоммерческие организации

Общины коренных малочисленных народов

Казачьи общества

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств

Территориальные общественные самоуправления

Товарищества собственников жилья

Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества

ОПФ хозяйствующих субъектов без прав юридического лица

· Финансово-промышленные группы

· Паевые инвестиционные фонды

· Простые товарищества

· Представительства и филиалы

· Индивидуальные предприниматели

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим). В правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям:

· установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;

· установление запретов на те или иные проявления при ее осуществлении;

· применение государством санкций и мер ответственности;

· создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий);

· заключение договоров в целях обеспечения целевых программ и иных государственных нужд и др.

В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование может как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании и т.п.), так и быть направлено на дестимулирование деятельности.

25. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Основные факторы внешней и внутренней среды.

внутренняя среда организации - это ни что иное, как совокупность взаимосвязанных переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на уровень ее управляемости.

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.

Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:

• информация о внутренней среде необходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

• анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.

Основными элементами внутренней среды предприятия являются:

• производство (в зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;

• персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

• организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

• маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

• финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

• культура и имидж предприятия – слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

Внешняя среда организации - совокупность внешних факторов, которые влияют на организацию и изменяют ее свойства. Данная среда обладает следующими характеристиками:

1. Взаимосвязанность факторов, то есть уровень силы, с которым изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

2. Сложность среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также степень изменяемости отдельно взятого фактора.

3. Подвижность - скорость, с которой происходят изменения факторов.

4. Неопределенность - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация и точностью данной информации.

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

• политические факторы– основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;

экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;

социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;

Технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Анализ внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность ее факторов. Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.

26. Производительность труда, выработка и трудоемкость.

Производительность труда характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных робе и. Различают производительность живого и производительность общественного (совокупного) труда Производительность живого труда определяется затратами рабочего времени в каждом отдельном производстве, а производительность общественной (совокупной) труда - издержками живого и овеществленного (прошлого) труда Производительность общественного (совокупного) труда относительно всего народного хозяйства рассчитывается как сумма национального дохода на одного занятого в отраслях мате ального производства.

Выработка - это количество продукции, произведенной за единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего за определенный период (час, смену, месяц, квартал, год) Он рассчитывается как отношение объема произведенной продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции или к среднесписочной численности работников или рабочих.

Отметим, что при определении уровня производительности труда через показатель выработки числитель (объем произведенной продукции) и знаменатель формулы (затраты труда на производство продукции или среднесписочная численность работников) могут быть выражены в различных единицах измерения В связи с этим и в зависимости от знаменателя формулы различают среднечасовой, среднедневной, среднемесячный, средне квартальный и среднегодовая выработка продукции.

Что касается числителя показателя выработки, то, в зависимости от выбора единицы измерения, объем произведенной продукции может быть выражен в натуральных, стоимостных и трудовых единицах Соответственно, разрез знают три метода определения выработки: натуральный (условно-натуральный), стоимостный и трудовой (по нормированным рабочим временем).

Натуральные показатели измерения производительности труда наиболее достоверные и точные и в большей степени соответствуют ее сущности, однако сфера их применения ограничена Натуральные показатели при определении выработки применяются н на предприятиях таких отраслей, как газовая, угольная, нефтяная, электроэнергетическая, лесная и т.д., а условно-натуральные - в текстильной, цементной промышленности, металлургии, производстве минеральных удобрений то по.сравнению с натуральным стоимостный метод определения выработки является универсальным, однако он учитывает не только изменение затрат живого труда, но и в значительной степени влияние структурных сдвигов в производственной программе, материалоемкости продукции, выпускается, изменение и т.д. Выработка в денежном выражении на предприятии в зависимости от области применения данного показателя можно определять по показателям валовой, товарной, реализованной и чистой продукции.

Трудовой метод измерения производительности труда предполагает использование показателя трудоемкости в качестве измерителя продукции На практике он имеет ограниченную сферу применения: на отдельных рабочих местах, в бригадах, н на участках и в цехах, выпускающих разнородную и незавершенную продукцию, которую невозможно измерить ни в натуральных, ни в стоимостных единицах Как измеритель продукции.

Основными плановыми и учетными показателями производительности труда на предприятиях промышленности является объем продукции в натуральном или стоимостном выражении в расчете на одного работника промышленно-вир производственного персонала (на отработанный человеко-день или человеко-час) и трудоемкость единицы продукции или работ Трудоемкость это затраты живого труда на производство единицы продукции. Показатель трудоемкости имеет ряд преимуществ перед показателем выработки Он устанавливает прямую зависимость между объемом производства и трудовыми затратами .

Показатель выработки является прямым показателем производительности труда, поскольку чем больше величина этого показателя (при прочих равных условиях), тем выше производительность труда Показатель трудоемкости является является обратным, поскольку чем меньше величина этого показателя, тем выше производительность труда.

27. Персонал предприятия. Формы и системы оплаты его труда.

Всю совокупность работников предприятия называют персоналом или кадрами, а подчеркивая социально-политические отношения, складывающиеся на предприятии, совокупность работников называют трудовым коллективом. Персонал предприятия – это совокупность работников предприятия, обладающих определенной квалификацией и практическими навыками работы. Квалификация – это комплекс знаний и умений, которые необходимы для выполнения работы определенной сложности. К персоналу относятся физические лица, которые состоят с предприятием как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, т.е. соглашением между предприятием в лице его руководителя (предпринимателя) и человеком, поступившим на работу. Эти отношения оформляются в виде трудового договора или контракта. При этом оговаривается какую работу (функции) будет выполнять работник, каковы его должностные обязанности, указывается его специальность, должность, квалификация, место работы, ответственность, величина зарплаты, время начала работы. Кроме того, определенную работу можно выполнять на основании договора – подряда. В нем оговаривается работа, которая должна быть выполнена и зарплата. При этом оплата производится за фактически выполненную работу по конечному результату без учета количества и качества затраченного труда.

Структура персонала отражает состав работников и долю каждой категории в общей их численности. Весь персонал, особенно на крупных предприятиях, делится на промышленно – производственный и непромышленный персонал. Это связано с тем, что крупные предприятия нередко выполняют непрофильные работы, не отвечающие главному назначению предприятия. Промышленно-производственный персонал выполняет работы, связанные с основной деятельностью предприятия. Это работники основных, вспомогательных и обслуживающих производств, заводоуправления, лабораторий, вычислительных центров, охраны и т.д.Непромышленный персонал (непромышленную группу) составляют работники, участвующие в неосновной деятельности. Это работники подсобных, жилищно – коммунальных хозяйств, здравпунктов, баз отдыха, детских дошкольных и учебных заведений и т.д., принадлежащих предприятию (находящихся на его балансе).

Предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают формы и системы оплаты труда тарифные ставки и оклады на предприятиях могут использоваться в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности условий выполняемых ими работ.

Система оплаты – это определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласованной между работником и работодателем ценой его рабочей силы.

При разработке систем оплаты труда на предприятии приходиться решать одновременно две задачи. Во-первых, каждая система должна направлять усилия работника на достижение таких показателей трудовой деятельности, которые обеспечат получение необходимого работодателю производственного результата: выпуска нужного количества конкурентоспособной продукции с наименьшими затратами. Во-вторых, каждая система оплаты труда должна предоставлять работнику возможность для реализации имеющихся у него умственных и физических способностей, позволить ему добиваться в рабочем процессе полной самореализации как личности.

Одним из принципиальных требований к системам оплаты на предприятии является то, чтобы они обеспечивали равную оплату за равный труд. Это, в свою очередь, требует, чтобы показатели, используемые для учёта результатов труда, давали возможность оценить как количество, так и качество труда наёмных работников и устанавливать соответствующие этим показателям нормы количества и качес

Наши рекомендации