Кредитно-денежное регулирование в экономической безопасности. Методы и инструменты
Основными приёмами кредитно-денежного регулирования в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями являются:
-Изменение официальной учётной ставки центрального банка;
-Ужесточение или ослабление прямого ограничения объёма банковских ссуд в зависимости от размеров: совокупного спроса (AD); занятости; уровня валютного курса; масштабов инфляции;
-Использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.
В области кредитно-денежных отношений основными мерами по обеспечению безопасности:
-обеспечение устойчивости рубля;
-организация надежной системы расчетов и кассового обслуживания;
-принятие своевременных и эффективных мер по защите интересов вкладчиков банков, усиление роли Банка России в надзоре за деятельностью коммерческих банков для недопущения их массовых банкротств;
-совершенствование механизмов контроля за валютными текущими и капитальными операциями субъектов российского рынка органами государственного надзора;
-недопущение уменьшения размеров официальных золотовалютных резервов Российской Федерации.
Таким образом, вышеперечисленные мероприятия являются необходимыми минимальными мерами экономической безопасности в кредитно-денежной системе.
Кредитно-денежная политика осуществляется как прямыми (административными), так и косвенными (экономическими) методами воздействия.
Прямым методом кредитно-денежной политики является внедрение кредитных ограничений: лимитов в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Экономическими (косвенными) инструментами кредитно-денежной политики, принятыми в мировой практике, являются: изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); изменение нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке с ценными бумагами. Политику кредитных можно использовать на стадии перегрева экономики для снижения деловой активности. В этих целях устанавливаются количественные ограничения суммы выданных кредитов, что влечет за собой сдерживание банковской деятельности и снижение темпов роста денежной массы. Нужно отметить, что кредитные ограничения ухудшают положение прежде всего мелких и средних предприятий, так как банки стремятся выдавать кредиты своим наиболее устойчивым, традиционным клиентам - крупным фирмам. В рамках прямой регулирующей политики Центральный банк устанавливает различные нормативы, которые коммерческие банки должны поддерживать на необходимом уровне. Это могут быть нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика, нормативы достаточности капитала коммерческого банка. Центральный банк может также рекомендовать банкам необязательные, так называемые оценочные, нормативы.
В России ставка по процентам Банка России достигала своего максимума (210%) в октябре 1993 г. Затем она постепенно снижалась. С конца января 2007 г. ставка рефинансирования находится на уровне 10%. Данный метод имеет ряд недостатков. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то эффективность данного метода снижается. Снижение учетной ставки может при вести к оттоку капиталов из страны. Политика обязательных резервов, по мнению многих специалистов, является наиболее действенным, но слишком жестким механизмом кредитно-денежного регулирования.
Проводя политику минимальных резервов, Центральный банк оказывает влияние на размер денежной массы через действие банковского и денежного. Обязательные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь кредитные организации для обеспечения собственной ликвидности (т. е. способности выполнять обязательства перед клиентами), как правило, в виде депозитов в Центральном банке либо в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив обязательных резервов представляет собой процентное отношение их суммы к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитование) операций. Недостатком этого метода кредитно-денежного регулирования является его жесткость. Он способен затронуть основы всей банковской системы страны.
Операции на открытом рынке в мировой практике в настоящее время выступают основным инструментом кредитно-денежной политики. Этот инструмент монетарной политики является мягким, поскольку не связан с установлением каких-либо нормативов. Его суть заключается в том, что Центральный банк проводит операции купли-продажи ценных бумаг на открытом финансовом рынке. Продажа ценных бумаг означает «связывание денег», применяется в целях их удорожания и уменьшения денежного предложения. Если же Центральный банк поставил своей задачей снижение процентной ставки, он начинает скупать ценные бумаги, в сферу обращения поступают денежные средства. У банков в результате продажи ценных бумаг увеличиваются ресурсы для кредитования, растут избыточные резервы, что повышает денежный мультипликатор и вызывает увеличение предложения денег и снижение ставки процента. Это весьма гибкий и мягкий инструмент, по своей сути аналогичный рефинансированию под залог ценных бумаг. Проведение валютных интервенций, т. е. операций по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке, также используется Центральным банком для регулирования денежного предложения. Так, продавая иностранную валюту, Центральный банк «связывает» денежные средства хозяйствующих агентов, снижает денежное предложение и укрепляет национальную валюту. Скупая валюту, Центральный банк вливает в экономику дополнительные денежные средства, увеличивает денежное предложение, а также способствует укреплению иностранной валюты и снижению курса собственной.
а) прямого регулирования:
- лимиты кредитования;
- прямое регулирование ставки процента;
б) косвенного регулирования:
- изменение нормы обязательных резервов;
- изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
- операции на открытом рынке.
Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики. Промежуточные цели не ос едственно относятся к деятельности ЦБ и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.
Принципиальное отличие техники кредитно-денежного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направления кредитно-денежной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира кредитно-денежной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику кредитно-денежного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и её отдельные агрегаты.
Изменение нормативов обязательных резервов. Мировая практика денежно- кредитной политики показывает, что понижение резервной нормы увеличивает кредитные возможности банков, следовательно, происходит мультипликационное расширение предложения денег. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к сокращению резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения.
Изменение учетной ставки и процентная политика. Наряду с обязательными резервами и операциями на открытом рынке размер учетной ставки в практике развитых стран - один из главных инструментов денежно- кредитной и прежде всего процентной политики центрального банка. В ряде стран коммерческие банки непосредственно обращаются к заимствованиям у центрального банка как кредитору в последней инстанции. Уменьшение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у центрального банка, т.е. происходит увеличение предложения денег. Увеличение учетной ставки делает займы у центрального банка и других кредиторов невыгодными. Обычно политика учетных ставок проводится в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. Например, скупая государственные бумаги на открытом рынке, центральный банк делает учетную ставку ниже доходности ценных бумаг. В такой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять средства на покупку ценных бумаг на открытом рынке (ситуация, характерная для развитых рынков и активной позиции денежно-кредитной политики