Процесс разработки фед бюджета Рф и его утверждение фед собранием
Бюджетный процесс — регламентируемая зак-вом РФ деятельность органов гос власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:
1) Президент Российской Федерации: своим выступлением с бюджетным посланием открывает БП (не позднее марта), подписыват все НПА и з-н о бюджете, имеет право вето на любой закон;
2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
3) законодательные (представительные) органы гос власти и представительные органы местного самоуправления:рассматр и утвержд бюджеты и отчеты об их исполнении, осущ-ют последующий контроль за исполнением бюджетов (Гос Дума, Совет Федерации) 1 чтение – 20 дней (основные характеристики); 2 чтение – 25 дней (по разделам, подразделам, целевым статьям), 3 чтение – 10 дней (ведомственная структура расходов и проект в целом). СФ рассматривает в течение 14 дней. Президент подписывает в течение 5 дней;
4) исполнительные органы гос власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований): обеспечивают составление проекта бюджета и среднесрочного фин плана, вносят его на утверждение законодат-х органов, обеспечивают управление гос (муниц) долгом, обеспечиваютисполнениебюджета и составление бюджт отчетности (на Фед у-не – это Правительство, непосредственно МФ, Федеральное казначейство - кассовое обслуживание исполнения бюджетов);
5) Центральный банк РФ: совместно с Прав-вом разрабатывает и представляет на рассмотрение Гос Думы основные направления ДКП,обслуживает счета бюджетов, осущ-ет функции генерального агента по гос цб РФ.
6) органы государственного (муниципального) финансового контроля: (внешний контроль – Счетная Палата: аудит эффективности исп-ия бюдж ср-в, экспертиза законов о бюджете, гос программ, аналих и мониторинг БП; внутренний контроль – РосФинНадзор);
7) органы управления государственными внебюджетными фондами;
8) главные распорядители бюджетных средств: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер исп-ия бюдж ср-в, формирует перечень подведомственных распорядителей, ведет реестр расходных обяз-в, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюдж ассигнования (разл. мин-ва и ведомства);
9) главные администраторы доходов бюджета: формирует перечень подведомственных администраторов, представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного фин плана и проекта бюджета, формирует и представляет бюдж отчетность (на Фед у-не – ФНС, таможня);
10) главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (формир перечни подведомственных адм-ов, осущ-ет планирование поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета, обеспечивает адресность и целевой хар-р исп-ия выделенных в его распоряжение ассигнований (МФ);
11) получатели бюджетных средств: составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и исполняет бюджетные обяз-ва, обеспечивает целевой хар-р исп-ия предусмотренных ему бюдж ассигнований, формирует бюдж отчетность и представляет ее гл распорядителю.
*Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса на фед ур-не устанавливаются БК РФ и НПА Президента и Правительства, для субъектов – БК + законы и ПА субъектов, для органов местно самоуправ – БК + муницип ПА. БК регулирует БП только на федеральном уровне. Бюджет принимается законами на фед у-не и у-не субъектов, на муниципальном у-не – решением.
Проект фед бюджета составляется в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ и прогноза соц-эк развития. Проект фед бюджета и бюджетов ГВФ составляются и утв-ся сроком на 3 года (проект бюджета субъекта только на 3 (с 2014 г.), местный у-нь – на 3 года или на 1+среднесрочный фин план.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Гос. Думы проект фед. бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября (на у-не субъектов – до 01 ноября, на местном – до 15 ноября). Вместе с проектом бюджета предоставляются основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз соц-эк развития, прогноз основных хар-ик консолидированного бюджета, верхний предел гос долга, паспорта гос программ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях в течение 60 дней:
В 1 чтении принимаются основные характеристики фед. бюджета: прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов, общий объём расходов, верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга, нормативная величина резервного фонда, дефицит или профицит федерального бюджета.
В процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:
1) предоставить законопроект в согласительную комиссию (состав: совет федерации, правительство, Госдума);
2) вернуть в правительство на доработку;
3) поставить вопрос о доверии правительству.
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам: приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, бюджетные ассигнования по разделам, программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, программа государственно внутренних и внешних заимствований, программа гос гарантий.
В третьем чтении — утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.
После принятия федерального бюджета Госдумой, закон в течение 5 дней передается на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.