Какая группа, в составе работников предприятия, является основной, от которой будут зависеть результаты работы?
Что понимается под производительностью труда в торговле? Чем она измеряется?
От чего будет зависеть численность работников прилавка?
Какова взаимосвязь между производительностью труда, товарооборотом и численностью?
От чего зависит фонд оплаты труда в торговле?
Каков состав фонда оплаты труда и надо ли это учитывать при анализе?
Имеется ли взаимосвязь между производительностью труда и фондом оплаты труда? Какая?
Имеется ли взаимосвязь между производительностью труда и эффективностью труда? Объясните?
Для чего анализируют численность работников на предприятии?
Как рассчитать коэффициент укомплектованности штата?
13. Как объяснить такой факт – штат магазина укомплектован полностью работниками прилавка, а план товарооборота не выполнен?
В магазине по итогам работы за квартал сумма ФОТ увеличилась, а численность работников уменьшилась, с чем это связано? Как оцените работу магазина?
Как объяснить такую ситуацию, когда численность работников увеличилась, а сумма ФОТ уменьшилась? С чем это связано? Хорошо это или плохо для магазина?
Как рассчитать уровень ФОТ и что он показывает?
Почему уровень ФОТ является качественным показателем?
Как рассчитать абсолютную сумму отклонения по ФОТ и влияние факторов на ее величину?
Каковы задачи анализа показателей по труду?
Как рассчитать относительную сумму отклонения по ФОТ (экономии, перерасхода)?
Проверь себя
Решите предложенные задачи, этим Вы проверите усвоение теоретического материала по теме.
Задача № 1.
По двум магазинам определить коэффициент использования рабочих мест и проверить укомплектованность штата продавцов в текущем квартале.
При расчете учесть, что продовольственный магазин работает без выходных дней, а в универмаге выходной в воскресенье. Магазины работают без перерыва на обед.
Показатели | Продовольственный магазин | Универмаг |
Количество рабочих мест, ед. | ||
Часы работы | с 8 до 20 | с 9 до 20 |
В квартале было: | ||
- обычных дней | ||
- выходных дней | ||
Отработано продавцами за квартал, час |
Задача № 2.
На основе приведенных данных рассчитайте недостающие в таблице показатели и проанализируйте выполнение плана производительности труда с учетом изменения цен на товары.
Показатели | План | Факт | % выполнения (3/2 х 100%) |
Товарооборот за квартал (тыс.руб.) | ? | ||
Число работников (чел.) | ? | ||
Изменение цен на товары (%) | - | 14,5 | - |
Производительность труда (тыс.руб.) | ? | ? | ? |
Задача № 3.
Проанализировать выполнение плана производительности труда и рассчитать влияние на товарооборот изменений:
а) численности работников
б) производительности их труда
Показатели | План | Факт в сопостав. ценах | % выполнения (3/2 х 100%) |
Товарооборот за квартал (тыс. руб.) | |||
Среднесписочное число работников (чел.) | 8,5 | ||
Производительность труда 1 раб. (тыс. руб.) |
Задача № 4.
Выполните расчеты по следующим данным:
(за квартал)
Показатели | Ед.изм. | План | Факт |
Товарооборот | тыс.руб. | ||
Численность работников | чел. | ||
Фонд оплаты труда | тыс.руб. | 468,72 | |
Уровень ФОТ | % | ? | ? |
Средняя з/плата 1 работника за квартал | тыс.руб. | ? | ? |
Проанализируйте выполнение плана по ФОТ, сделайте выводы.
ГЛАВА 8.
Анализ валового дохода.
8.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа валового дохода.
В основу организации хозяйственной и другой деятельности торговых предприятий положен основной принцип коммерческого расчета –самоокупаемость и рентабельность, при котором все расходы должны быть покрыты собственными доходами и получена прибыль.
Основным источником формирования прибыли торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки.
Под валовым доходом понимается сумма торговых надбавок, полученная от реализация товаров, а так же доходы за выполненные работы и услуги.
Надбавки на практике самостоятельно не функционируют, а включается непосредственно в цену товара в качестве одного из элементов и тесно связаны с движением товара. Надбавки выступают и в качестве цены услуги (доставка товаров на дом, заказ, раскрой тканей, подгонка верхней одежды и т.д.).
Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключается в следующем:
· Валовой доход является источником формирования прибыли;
· За счет валового дохода возмещаются издержки производства и обращения;
· Валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств;
· За счет валового дохода формируются различные бюджетные фонды (республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции; фонд, создаваемый для финансирования расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда и др.);
· Часть доходов служит источником выплат различных видов налоговых платежей, т.е. налогов относимых на финансовые результаты (налог на имущество, на содержание милиции, земельный налог и т.д.);
· Часть доходов обеспечивает формирование Государственного и местного бюджетов (за счет налога на прибыль), а также формирование внебюджетных фондов (пенсионный, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования).
Валовой доход торговых предприятий включает три основных группы доходов:
Ø доходы от реализации товаров и платных услуг;
Ø доходы от реализации продукции неторговой деятельности;
Ø доходы от реализации другого имущества.
Основным источником формирования валового дохода, являются доходы от торговой деятельности, т.е. доходы, полученные от реализации товаров в виде торговых надбавок.
На величину надбавок влияют:
· затраты в сфере обмена;
· соотношение между спросом и предложением;
· ценовая политика посреднических и торговых предприятий;
· политика Правительства РФ, субъектов РФ, местных органов самоуправления, проводимая в сфере обмена и т.д.
Валовой доход складывается под влиянием ряда факторов, которые определяют изменение его суммы и уровня.
В розничной торговле такими факторами являются:
· объем розничного товарооборота, его ассортиментная структура;
· уровень установленных торговых надбавок;
· звенность товародвижения;
· степень распространения дополнительных услуг, оказываемых населению за плату.
Изменение объема товарооборота при прочих равных условиях прямо пропорционально влияет на изменение валового дохода (т.е. чем больше будем продавать товаров, даже с невысоким % торговых надбавок – больше получим валового дохода. А как это скажется на прибыли - будет зависеть от издержек обращения).
Естественно, увеличение в обороте доли товаров с более высокими надбавками ведет к увеличению суммы и уровня валового дохода.
Влияние звенности товародвижения на валовой доход розничной торговли связано с передачей части торговой надбавки оптовым базам.
Ввиду этого, чем больше товаров поступает в розничные предприятия транзитом, тем выше их валовой доход и по сумме, и по уровню.
Наоборот, относительное увеличение поставок через склады оптовых баз – уменьшает сумму и уровень валового дохода розничной торговли (т.к. произвольно приводит к росту цен ).
Определенное воздействие на размер валового дохода розничных предприятий оказывает объем платных услуг, предоставленных населению (продажа с лотков, доставка товаров на дом покупателям, раскрой купленных тканей и т.д.).
Чем большая часть товарооборота охватывается этими услугами, тем выше размер валового дохода розничной торговли.
В оптовой торговле валовой доход складывается под влиянием тех же факторов, что и в розничной торговле, но при этом звенность товародвижения при отпуске товаров в розничную сеть оказывается прямо противоположной – чем больше товаров будет отпускаться со складов, тем больше будет сумма и уровень валового дохода, что обусловлено получением большей суммы наценок и более высоких оптово-сбытовых надбавок по складским операциям.
Задачи анализа валового дохода:
Ø всесторонне изучить выполнение плана по валовому доходу;
Ø установить причины, обусловившие отклонение от плана;
Ø определить размер влияния отдельных факторов на изменение суммы и уровня валового дохода;
Ø выявить резервы увеличения валового дохода и определить пути их рационального распределения и использования.
Информационное обеспечение анализа валового дохода:
· план торгово-хозяйственной деятельности предприятия (бизнес-план);
· данные бухгалтерской и статистической отчетности (форма № 2 «отчет о прибылях и убытках»);
· регистры учета;
· «отчет о финансовых результатах» (форма № 5 -ф);
· «отчет о затратах на производство и реализацию продукции, работ и услуг» (форма № - 5з)
8.2. Методика анализа валового дохода.
Анализ валового дохода проводят в следующей последовательности:
1. Определяют уровень валового дохода, делением суммы валового дохода на товарооборот и умножением на 100.
УВ. д. Σ Вд * 100%
О
2. Выявляют отклонение фактических (ожидаемых) показателей от плановых заданий путем вычитания из отчетных данных - плановых и ставят соответствующий знак (+ или -):
· изменение объема товарооборота (О факт – О план)
· изменение уровня валового дохода УВд факт - УВд план
· изменение суммы валового дохода Σ Вд факт – Σ Вд план
3.Изучают влияние отдельных факторов на величину валового дохода (изменение объема товарооборота и его ассортиментной структуры):
· влияние изменения объема товарооборота на величину валового дохода определяют путем умножения суммы отклонения фактического товарооборота от планового на плановый уровень валового дохода и делением результата на 100.
▲Вд. о (О факт – О план) * УВд план
100% , где
▲Вд. о – прирост суммы валового дохода за счет изменения розничного товарооборота.
· влияние изменения уровня валового дохода на сумму валового дохода определяют путем умножения фактического товарооборота на отклонение фактического уровня валового дохода от планового и деления полученного результата на 100.
▲Вд(ср. УВд) (УВд факт– УВд план) * О факт
(в результате расчетов получают увеличение или снижение суммы валового дохода)
· влияние факторов на средний уровень валового дохода.
Он может изменяться в связи с изменениями состава и структуры розничного товарооборота, размеров торговых надбавок на отдельные товары.
Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими размерами торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот, увеличение доли товаров с низкими размерами торговых надбавок – снижает средний уровень валового дохода.
Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяют по процентным числам с применением способа абсолютных разниц.
Для расчета процентных чисел необходимо удельный вес товарооборота каждой товарной группы умножить на размер торговой надбавки (%) этой же товарной группы. Общую сумму процентных чисел делят на 100 и получают средний уровень валового дохода как по плану, так и фактически. Размер отклонения фактического уровня от планового покажет влияние изменения структуры товарооборота на валовой доход.
Разм. откл. УВд = УВд факт – УВд план = (+,-)
Отклонение со знаком (+) говорит об увеличении валового дохода за счет изменения структуры товарооборота, а со знаком (-) – об уменьшении.
Чтобы определить суммы увеличения (уменьшения) валового дохода за счет изменения структуры товарооборота необходимо размер отклонения по уровню валового дохода умножить на фактический товарооборот и разделить полученный результат на 100.
Σ откл. Вд + Размер откл. УВд * О факт
Методика расчетов при анализе валового дохода в динамике та же.
Наряду с анализом общей суммы валового дохода анализируют валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия.
Он рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода суммы налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется прямым счетом.
При анализе необходимо изучить влияние на валовой доход и таких факторов, как:
Ø звенность товародвижения;
Ø наличие товарных потерь, уценки и прочего расхода товаров;
Ø изменение удельного веса продажи товаров в порядке мелкого опта (увеличение мелкого опта в общем объеме розничного товарооборота уменьшает валовой доход за счет снижения размера торговой надбавки).
Сумму изменения валового дохода за счет влияния данного фактора можно рассчитать путем умножения суммы отклонения фактического товарооборота от плана по мелкому опту на % торговой скидки и деления полученного результата на 100.
▲Вд. мелк. опт = (О факт м. о. – О план м.о. ) х % торговой скидки : 100%
где М. о- мелкий опт
По результатам анализа намечают пути увеличения валового дохода. (увеличение объема товарооборота, улучшение его структуры, совершенствование звенности товародвижения, сокращение товарных потерь, уценки и порчи товаров и т.д.).
Табл. 30
Анализ выполнения плана по валовому доходу
по ООО «Минимаг» за отчетный год.
Показатели | Фактич. за прошлый год | Отчетный год | Отклонение (+,-) от | В % к прошлому году | |||
План | Факт. | % выпол. плана | План | Прошлого года | |||
1. Розничный товарооборот: в действующих ценах, тыс. руб. | 120,9 | +3589 | +4085 | 124,5 | |||
в сопоставимых ценах, тыс. руб. | Х | 16687,2 | Х | +924,2 | 1058,9 | ||
2. Общая сумма валового дохода от реализации товаров, тыс. руб. | 4844,2 | 120,7 | +1032 | +1163,8 | |||
3. Средний уровень валового дохода, % к товарообороту в действующих ценах. | 28,93 | 28,9 | 99,9 | -0,03 | -0,1 | 99,7 | |
4. Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, тыс. руб. | 701,6 | 705,2 | 862,7 | 122,3 | +157,5 | +161,1 | |
5. Налоги и другие обязательные платежи в % к товарообороту в действующих ценах. | 4,2 | 4,1 | 4,15 | 101,2 | +0,05 | -0,05 | 98,8 |
6. Сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, тыс.руб. | 4142,6 | 4270,8 | 5145,3 | 120,5 | +874,5 | +1002,7 | 124,2 |
7. Уровень валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, в % к товарообороту в действующих ценах. | 24,8 | 24,83 | 24,75 | 99,7 | -0,08 | -0,05 | 99,8 |
Табл. 31
Анализ валового дохода с учетом влияния факторов по ООО «Минимаг» за отчетный год.
Факторы | Влияние на выполнение плана по валовому доходу | Влияние на динамику валового дохода | ||
Расчет | Сумма тыс. руб. | Расчеты | Сумма тыс. руб. | |
1. Изменение объема товарооборота в действующих ценах. | 3589* 28,93% 100% | +1038,3 | 4085*29% 100% | +1184,5 |
В том числе за счет роста розничных цен на товары. | (20789-16687,2)* 29% 100% | 1189,5 | ||
2. Изменение среднего уровня валового дохода в % к обороту. | 20789 * -0,03% 100% | -6,3 | 20789 * -0,1% 100% | -20,7 |
Всего: | - | +1032 | - | +1163,8 |
(данные взяты из табл. 30).
Табл. 32
Анализ валового дохода с учетом изменения структуры товарооборота
за отчетный год ООО «Минимаг»
Товарные группы | Фактический удельный вес в розничном товарообороте, % | Фактические уровни валового дохода % предшествующего года | Процентные числа | ||||
Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | ||||
План | Фактич. | План | Фактичес. | ||||
Ткани | 7,84 | 8,43 | 8,32 | 290,1 | 311,9 | 307,8 | |
Швейные изделия | 16,96 | 16,69 | 16,5 | 593,6 | 584,2 | 577,5 | |
Обувь | 10,49 | 7,56 | 7,62 | 304,2 | 219,2 | ||
Бытовая техника | 31,46 | 31,57 | 31,48 | 880,9 | 881,4 | ||
Телерадиотовары | 33,25 | 35,75 | 36,08 | 831,2 | 893,8 | ||
Итого: | 27,5 | 2889,7 |
(данные взяты из табл. 27)
Анализ валового дохода должен проводиться не только сравнением данных отчетного года с показателями за прошлый период, но и в динамике за ряд лет. В данной таблицы для сравнения влияния изменения структуры товарооборота на средний уровень валового дохода взяты уровни валового дохода предшествующего года (предшествующего прошлому году).
Средний уровень валового года составил:
а) прошлый год 2900 29%
100
б) отчетный год
по плану 2893 28,93%
100
фактически 2889,7 28,9%
100
Расчеты (табл. 30 )
1. Определяют средний уровень валового дохода фактический.
6008 * 100% = 28,9%
2. Определяют налоги и другие обязательные платежи в % к товарообороту в действующих ценах (фактически)
862,7 * 100% = 4,15%
3. Определяют фактическую сумму валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия.
6008 – 862,7 = 5145,3 (тыс. руб.)
4. Определяют фактический уровень валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия.
5145,3 * 100% = 4,15%
5. Определяют отклонение от плана и от прошлого года путем вычитания из фактических данных (по показателям) отчетного года – плановых или данных за прошлый год.
а) общей суммы валового дохода
6008 – 4976 = +1032 (тыс. руб.) – от плана
6008 – 4844,2 = +1163,8 (тыс. руб.) – от прошлого года
и т.д.
6. Определяют отчетный год в % к прошлому году по всем показателям путем деления фактических результатов отчетного года на результаты прошлого года и умножением результата на 100%.
а) общей суммы валового дохода
6008 * 100% = 124%
4844,2
и т.д.
Расчеты (табл. 31)
Показаны в самой таблице согласно выше изложенной методики.
Расчеты (табл. 32)
Согласно указанной выше методики
1) Определяют процентные числа по прошлому году
7,84 х 37 = 290,1
16,96 х 35 = 593,6
10,49 х 29 = 304,2
31,46 х 28 = 880,9
33,25 х 25 = 831,2
Итого: 2900
2)Определяют средний уровень валового дохода (по процентным числам) в целом по предприятию
а) прошлый год
2900 : 100 = 29 %
Вывод:
Как уже было отмечено ранее (при анализе выполнения плана товарооборота), что невыполнение плана товарооборота в сопоставимых ценах за год и в разрезе кварталов (1,2,3 – таблицы 4,5) отрицательно сказалось на валовом доходе предприятия в целом, его средний уровень снизился против плана на 0,03% (28,9% - 28,93%), что привело к недополучению валового дохода по отношению к товарообороту в сумме 6,3 тыс.руб. (см. таблицу 31), а против прошлого года относительная сумма уменьшения составила 20,7 тыс.руб. Данные изменения отрицательно сказались и на конечных результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия – прибыли.
На изменении уровня валового дохода в целом по предприятию сказались:
· изменения в структуре товарооборота – уменьшилась доля реализации товаров с большим процентом торговых надбавок против плана - тканей на 0,11% (8,32% - 8,43%), швейных изделий на 0,14% (16,5% - 16,69%);
· за счет увеличения доли налогов и обязательных платежей на 0,05% против алана (4,15% - 4,1%) уменьшился уровень валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия на 0,08% (24,75% - 24,83%), хотя в абсолютной сумме наблюдается увеличение – 874,5 тыс.руб. (5145,3 – 4270,8), а против прошлого года на 1002,7 тыс.руб. (5145,3 – 4142,6).
Несмотря на увеличение валового дохода в абсолютной сумме, предприятию необходимо пересмотреть структуру товарооборота, сократить звенность товародвижения, то есть перейти на прямые поставки от производителей - это даст возможность повысить процент торговых надбавок.
Резерв к повышению уровня валового дохода у предприятия имеется.