Сущность и виды прибыли

Основной источник доходов организаций – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом расходов, связанных с производством и реализацией продукции.

Следует отметить, что в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организаций», применяемое в настоящее время в российской практике, понятие «выручка от реализации» заменено на «выручку от продаж».

Момент реализации (продажи) продукции (работ, услуг) подтверждается правом перехода собственности от одних владельцев к другим. Передача этого права осуществляется в соответствии с условиями договора купли-продажи, обмена, передачи и т.д.

Кроме выручки от реализации продукции от основной деятельности в качестве источников доходов может быть инвестиционная и финансовая деятельность, в результате чего также образуются соответствующие виды доходов. Так, от инвестиционной деятельности могут поступать доходы от продажи основных фондов и нематериальных активов, дивиденды и проценты от долгосрочных финансовых вложений. В результате финансовой деятельности поступают доходы от выпуска и реализации акций, облигаций, проценты по выданным коммерческим кредитам.

Выручка, принимаемая к учету, определяется как сумма поступлений денежных средств и иного имущества плюс дебиторская задолженность.

Доходами организаций признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не относятся к доходам, а следовательно, не приводят к увеличению капитала:

-суммы НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин, подлежащих перечислению в бюджет,

-поступления по договорам комиссии, агентским договорам в пользу комитента или принципала,

-суммы, полученные предприятием в виде авансов в счет оплаты продукции, работ, услуг,

-суммы полученных задатков,

-суммы полученных залогов,

-суммы, полученные в погашение кредита, предоставленного ранее заемщику.

В соответствии с ПБУ 9/99 доходы организации в зависимости от характера, условий получения и предмета деятельности организации подразделяются на:

-доходы от обычных видов деятельности,

-прочие доходы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с ПБУ 9/99 в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, выручкой считается и арендная плата.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, связанные с этой деятельностью (лицензионные платежи за пользование объектов интеллектуальной собственности).

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления от этой деятельности.

Доходы, получаемые организацией от перечисленных выше видов деятельности, когда они не являются предметом деятельности организации, относятся к прочим доходам.

К прочим доходам относят:

-поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации,

-поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности,

-поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам),

-поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров,

-проценты, полученные по предоставленным кредитам и займам,

-штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора,

-активы, полученные безвозмездно, в т.ч. по договору дарения,

-прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году,

-суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности,

-курсовые разницы,

-прочие внереализационные доходы.

Доминирующими по значимости являются доходы от обычных видов деятельности, так как именно они дают основной вклад в формирование конечного финансового результата.

Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности организации.

Прибыль выполняет следующие функции:

- Прибыль характеризует эффект, полученный в результате деятельности организации. Однако все аспекты деятельности организации с помощью прибыли оценить невозможно. Поэтому при анализе результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации используется система показателей: рыночная стоимость компании, ее финансовая устойчивость и платежеспособность и др.

- По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов.

- Прибыль оказывает стимулирующее воздействие. Из прибыли формируются финансовые ресурсы организации, являющиеся источником ее расширенного воспроизводства, социального развития и материального поощрения.

- По прибыли определяется рентабельность собственных и заемных средств, основных и оборотных средств, всего авансированного капитала и каждой акции.

- Часть прибыли в форме налогов поступает в бюджеты разных уровней и служит источником государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов:

-себестоимости продукции,

-объема реализации,

-уровня действующих цен на реализуемую продукцию.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организации представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытком от различных хозяйственных операций. Она является объектом распределения и использования.

Порядок определения прибыли организации следующий:

Выручка (нетто) от реализации товаров( работ, услуг)

_

НДС, акцизы

_

Себестоимость проданных товаров

=

Валовая прибыль

_

Управленческие и коммерческие расходы

=

Прибыль (убыток) от продаж

+

Проценты к получению

_

Проценты к уплате

+

Доходы от участия в других организациях

+

Прочие доходы

_

Прочие расходы

=

Прибыль отчетного периода

_

Налоги и другие обязательные платежи

=

сущность и виды прибыли - student2.ru

Ориентиром для установления соотношения между фондами накопления и потребления должны быть:

-состояние производственных фондов организации,

-конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Распределение чистой прибыли может осуществляться двумя способами:

1) путем образования специальных фондов: накопления, потребления, резервного. Предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления, как дополнение к финансовому плану.

2) путем непосредственного распределения прибыли по отдельным направлениям. В этом случае распределение прибыли отражается непосредственно в финансовом плане.

Фонд накопления используется на:

-НИОКР, разработку и освоение новых видов продукции,

-технологическое перевооружение и реконструкцию действующего производства,

-погашение долгосрочных и краткосрочных ссуд и процентов по ним сверх сумм, относимых на себестоимость продукции,

-финансирование прироста оборотных средств,

-взносы в качестве вкладов учредителей в уставные капиталы других предприятий.

Фонд потребления используется на:

-расходы на эксплуатацию объектов социально-бытового назначения, находящихся на балансе компании,

-выплата премий,

-оказание материальной помощи,

-выплата надбавок к пенсии,

-компенсация работникам на удорожание питания в столовых и буфетах.

Основные виды прибыли:

Прибыль от реализации продукции – определяется как выручка от реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов, и затратами на ее производство и реализацию. Аналогом этого термина выступает термин «прибыль от основной деятельности».

Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества – разница между ценой реализации и остаточной стоимостью основных фондов и другого имущества по балансу организации.

Прибыль от прочих внереализационных операций - внереализационные доходыза минусом внереализационных расходов,к которым относят:

-доходы от долевого участия в деятельности других организации,

-доходы от сдачи имущества в аренду,

-дивиденды и проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим организации,

-полученные и уплаченные экономические санкции и другие внереализационные доходы (расходы).

Балансовая прибыль слагается из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на расходы по этим операциям.

Налогооблагаемая прибыль, определение величины которой осуществляется в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль и подлежит дальнейшему распределению и использованию в соответствии с учредительными документами.

По составу элементов, формирующих прибыль, принято различать: маржинальную, валовую (балансовую) и чистую прибыль.

5.2. Необходимость и сущность планирования прибыли. Методы планирования прибыли

Определение размера прибыли имеет важное значение для предприятия, так как:

-позволяет заранее спланировать и оценить финансовые ресурсы,

-определить размер платежей в бюджет,

-определить возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников,

-сформировать дивидендную политику акционерного общества.

Методы прогнозирования и планирования финансовых результатов в настоящее время не регламентированы и достаточно подробно описаны в экономической литературе.

Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли: метод прямого счета и аналитический метод.

Планируется прибыль раздельно по видам:

- от реализации товарной продукции,

- от реализации основных фондов и другого имущества,

- от внереализационных доходов и расходов.

Традиционные методы планирования прибыли относятся к прибыли от реализации товарной продукции.

Метод прямого счета применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов, налога с продаж) и полной ее себестоимостью.

П = (Ц –С) х В, где

П – плановая прибыль,

В – выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении,

Ц – цена за единицу продукции за вычетом НДС, акцизов.

С – полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец предстоящего периода.

П = Пт + Пн – Пк ,где

Пт – прибыль в товарной продукции планового года,

Пн, Пк – прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода.

Пример расчета прибыли методом прямого счета представлен в таблице 5.1.

Таблица 5.1.

Определение прибыли методом прямого счета

Наименование Товарный Цена за Плановая Товарный выпуск  
продукции выпуск единицу полная по плану, руб. Прибыль
  по продукции себестоим. в ценах по полной гр. 5- гр.6
  плану (за минусом единицы гр.3 х гр.2 себестоим.  
  (т.) НДС,акцизов) продукции   гр.4хгр.2  
    руб./1т руб./т.      
Продукция А
Продукция В
Продукция С
Продукция Д
Итого:      
Остатки готовой продукции на начало планируемого периода      
Остатки готовой продукции            
на конец планируемого периода      
Всего реализованной            
товарной продукции      
             
             

Метод прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждой номенклатурной позиции, а по всей продукции в целом.

Аналитический метод расчета прибыли дает результат, близкий к полученному при расчете прибыли методом прямого счета. Поэтому его можно также применять для проверки правильности прямого счета. Расчет прибыли аналитическим методом можно использовать для экономического анализа.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

1)определение базовой рентабельности ®

R = Ожидаемая прибыль за отчетный период / Полная себестоимость товарной

продукции в отчетном году

2) определение объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли исходя из базовой рентабельности .

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов:

- снижения (повышения) себестоимости,

- повышения качества продукции и сортности,

- изменения цен и т.д.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно 9 месяцев) и ожидаемый объем прибыли за оставшийся до конца года период (IV квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Если, например, цены были повышены 1октября, то это повышение распространяется на весь год, т.е. до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не может служить базовым для планового.

Пример расчета прибыли аналитическим методом

Этап первый.

  Отчет План Ожидаемое
Показатели за 9 м-цев IV квартала исполнение
      за текущий
      год
1. Товарная продукция      
отчетного года      
а) по действующим ценам
б) по полной себестоимости
2. Прибыль (стр.1а - стр.1б)
3. Поправки к сумме прибыли      
в связи с изменением цен  
4. Прибыль (стр.2 + стр.3)
5. Базовая рентабельность 43,8 37,9 42,3
(стр.4 : стр.1б) х 100      


Этап второй.

На планируемый год предусматривается рост товарной продукции на 10%.

Выпуск товарной продукции в планируемом году по себестоимости отчетного года равен: (82100 х 110)/100 = 903100,

Прибыль в плановом году исходя из базового уровня рентабельности равна:

(903100 х 42,3)/ 100 = 382011

Этап третий.

Учитывается влияние отдельных факторов на сумму плановой прибыли. Влияние себестоимости определяется следующим образом.

Выпуск товарной продукции в плановом году по себестоимости отчетного года составит 903100 руб. Та же товарная продукция, но по полной себестоимости планового года определена в сумме 1406340 руб.(см. табл. 5.1.). Повышение себестоимости составит 503240 руб., что повлечет снижение плановой прибыли.

На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в плановом периоде. Допустим, цены по всему ассортименту товарной продукции предполагается в среднем увеличить на 22, 1796%. Тогда за счет этого фактора будет получено прибыли

(1651380 х 22, 1796) : 100 = 366269.

Плановая прибыль, полученная с использованием аналитического метода

1. Товарная продукция планового года

а) по полной себестоимости отчетного года 903100 руб.

б) по полной себестоимости планового года 1406340 руб.

в) снижение прибыли от повышения себестоимости -503240 руб.

2. Прибыль по товарной продукции исходя из базовой рентабельности 382011 руб.

3. Увеличение прибыли вследствие роста цен 366269 руб.

4. Прибыль на весь объем товарной продукции планового года

(стр.2 + стр.3 – стр.1в) 245040 руб.

5. Прибыль в остатках готовой продукции на складах на начало

планового года 120000 руб.

6. Прибыль в остатках готовой продукции на склада на конец

планового года 20000 руб.

Итого плановая прибыль (стр.4 + стр. 5 – стр.6) 345040 руб.

Наши рекомендации