Факторный анализ рентабельности активов
Таблица 18. Влияние факторов на изменение прибыли от продаж
Фактор | Расчет | Размер влияния, млн. руб. | |
методика | по фактическим данным | ||
Объем продаж | -5*1439/4831 | -1,5 | |
Продажные цены | 241*1439/4831 | 71,8 | |
Себестоимость продукции | -5067*(2981/5067-3027/4831) | ||
Коммерческие расходы | -5067*(72/5067-89/4831) | ||
Управленческие расходы | -5067*(309/5067-276/4831 | ||
Всего | 1705-1439 |
Вывод по результатам факторного анализа прибыли от продаж должен быть написан квалифицированно. Это означает, что информацию таблицы нужно не описывать по каждой строчке таблицы, а именно анализировать.
Об интенсивности использования ресурсов предприятия, способности получать доходы и приносить прибыль судят по показателям эффективности. Данные показатели отражают как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственниками капиталом. Устойчивая в финансовом отношении организация характеризуется стабильными или растущими показателями эффективности. В курсовой работе требуется рассчитать и проанализировать:
· рентабельность продаж (отражает размер прибыли в каждом рубле выручки от продажи товаров);
· чистая рентабельность продаж (отражает размер чистой прибыли на каждый рубль выручки от продажи товаров);
· рентабельность активов (характеризует размер чистой прибыли на каждые сто рублей активов);
· рентабельность собственного капитала (показывает размер чистой прибыли на каждые сто рублей, вложенных владельцами капитала в бизнес).
Таблица 19. Расчет показателей рентабельности
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение |
1.Прибыль от продаж, млн. руб. | -266 | ||
2.Чистая прибыль, млн. руб. | -489 | ||
3.Выручка от продажи, млн. руб. | -236 | ||
4.Активы, млн. руб. | |||
5.Собственный капитал, млн. руб. | |||
6.Рентабельность продаж, % | 29,8 | 33,6 | -3,8 |
7.Чистая рентабельность продаж, % ( | 18,0 | 26,9 | -8,9 |
8.Рентабельность активов, % | 22,6 | 38,7 | -16,1 |
9.Рентабельность собственного капитала, % | 41,9 | 68,4 | -26,5 |
Показатели рентабельности следует интерпретировать в динамике. При этом сначала необходимо раскрыть экономический смысл значения показателя в отчетном году и только после этого оценить изменение по сравнению с прошлым годом. При раскрытии экономического смысла показателей можно использовать приведенные выше пояснения.
Объяснить причины изменения показателей рентабельности помогает факторный анализ, с помощью которого можно также выявить резервы роста показателей эффективности.
Факторный анализ рентабельности активов
Для выяснения причин изменения уровня рентабельности активов используют мультипликативную факторную модель:
,
где - рентабельность активов,
- чистая рентабельность продаж,
-коэффициент оборачиваемости активов.
Таблица 20. Факторный анализ рентабельности активов
Показатель | Влияющие факторы | Рентабельность активов, % | Изменение рентабельности активов, пунктов | |
Чистая рентабельность продаж, % | Коэффициент оборачиваемости активов | |||
Предыдущий год Отчетный год | 18,0 26,9 | 1,3 1,4 | 23,4 37,7 | 14,3 |
Подстановка | ||||
Чистая рентабельность продаж | ||||
Коэффициент оборачиваемости активов |
По результатам факторного анализа (таблица 20) делается квалифицированный вывод о причинах изменения уровня рентабельности активов.