Государственный долг России: структура и управление государственным долгом
Государственный, или общественный, долг - это задолженность только органов государственной власти разных уровней перед другими секторами хозяйства.
Вся сумма непогашенных обязательств государства составляет капитальный государственный долг.Расходы по выплате доходов кредиторов по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок по которым наступил, образует текущий государственныйдолг.
В мировой практике выделяются две основные формы заимствований: безоблигационные и облигационные.
Безоблигационная государственная задолженность - это задолженность в виде несекъюритизированных кредитов и займов, т.е. такая форма задолженности, которая не предполагает выпуск ценных бумаг. Отличительными особенностями этой формы являются:
1. Наличие в качестве кредитора одного и того же лица на протяжении всего времени кредита (займа).
2. Невозможность перехода права требования к третьим лицам, а значит относительная безопасность заемщики от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц.
3. Ограниченные возможности реструктуризации такой формы в случае сложностей с обслуживанием долга.
Среди всех видов кредитов и займов, наиболее активно используемых в последние годы в большинстве стран, являются синдицированные кредиты, т.е. кредиты, выдаваемые несколькими кредитными учреждениями. Данный вид кредитом получает все большее распространение в условиях глобализации и активно применяется при заимствованиях на внешних рынках, поскольку обладает целым рядом преимуществ:
• синдицированные кредиты позволяют одновременно привлекать финансовые ресурсы различных крупных финансовых учреждений (банков);
• они обладают высокой гибкостью условий, как для кредитора, так и для заемщика;
• они предоставляют возможность осуществлении продолжающегося характера финансирования через автоматически возобновляемый кредит (кредитные линии,мультивалютный кредит и т.п.).
Кредитование национальных правительств центральнымибанками или международными финансовымиинститутами (Мировой банк, Международный валютный фонд и т.п.) чаще всегоосуществляется в форме двусторонних кредитов, которые носятиндивидуальный характер,
Целевые займыиспользуются в техслучаях, когда необходимо решить отдельную задачу - сократить дефицит бюджета, поддержать отдельную отрасль, профинансировать отдельные объекты социальной или производственной инфраструктуры. В таком случае привлекаемые займы не могут быть использованы на решение других задач.
Облигационная задолженностьвозникает в результате выпуска долговых ценных бумаг. Хотя исторически она возникла намного позднее, чем безоблигационная, однако сегодня данная форма становится все более преобладающей, вытесняя несекьюритизированные кредиты и займы. Это объясняется тем, что секьюритизированная форма имеет целый ряд преимуществ:
• она позволяет обеспечить больший объем инвестиционного спроса;
• расширяет возможности гибкого регулирования объема и стоимости заимствований;
• облегчает реструктуризацию долга;
• позволяет осуществлять оптимизацию структуры долга в ходе его управления.
Эмиссия долговых ценных бумаг, как форма привлечения заемных средств государствами, в наибольшей степени свойственна промышленно развитым странам и в меньшей степени — развивающимся странам.
В соответствии с Бюджетным кодекса РФ долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
• государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
• договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
• переоформленных долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Таким образом, законодательство РФ определяет государственные долговые обязательства как совокупность государственных заимствований (привлекаемые государственные займы и кредиты) и государственных гарантий, предоставляемых по займам других лиц.
В зависимости от происхождения кредитных ресурсов государственный долг может быть разделен на внутренний и внешний.Критериями такого разделения могут быть валюта займа, вид заемщика, рынок размещения и другие критерии.
Под государственным внутренним долгомпонимаются долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ.
Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие основные элементы:
1) рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги. Это государственные краткосрочные обязательства (ГКО); облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); государственный сберегательный заем; облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК); облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); векселя Министерства финансов РФ и др.;
2) нерыночные долговые обязательства - это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:
• некоторые виды займов, размещенных среди населения, например целевой заем 1990 г.; целевые вклады и чеки на автомобили и др.;
• целевые долговые обязательства по гарантированным сбережениям граждан РФ;
• задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ (например, на покрытие дефицита бюджета в 1991 —1994 гг.), включая задолженность по процентам;
• задолженность предприятий отдельных отраслей, переоформленная в государственный внутренний долг (например, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная
в вексель Минфина РФ; задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного
резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность Пенсионному фонду и др.);
3) государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Наибольшую долю в структуре внутреннего долга РФ занимают рыночные долговые обязательства. В настоящее время они составляют около 95% всего внутреннего долга РФ. Причем доля рыночных обязательств за последние годы многократно увеличилась.
Если говорить о динамике внутреннего долга, то за последние 10 лет его величина существенно выросла. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга также за последние годы растут.
В настоящее время основными принципами государственной политики РФ в области внутренних заимствований являются следующие:
1. Замещение государственного внешнего долга РФ внутренними заимствованиями, т.е. увеличение размеров государственного внутреннего долга в ближайшие годы будет обусловлено использованием его на погашение внешнего долга.
2. Удлинение сроков заимствования. В настоящее время планируется отказаться от краткосрочных (до 1 года) заимствований и перейти на обслуживание ценных бумаг, носящих средне- и долгосрочный
характер. Для решения этой задачи доходность краткосрочных ценных бумаг будет сокращаться до 6,5% годовых, а среднесрочных и долгосрочных повышаться до 8,5 - 10,5%.
3. Повышение уровня рыночной ликвидности и расширение круга «активных инвесторов». Для этого совместно Минфином РФ и Банком России подготовлена Программа введения института
первичных дилеров и эталонных выпусков на рынке ГКО-ОФЗ. В частности, в настоящее время предусматривается, что одним из активных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг
должен стать Пенсионный фонд РФ. С этой целью в 2004 г. было принято решение осуществить первое размещение нового вида государственных ценных бумаг - государственных сберегательных
облигаций - ГСО. Часть этих бумаг будет использоваться для инвестирования средств пенсионных накоплений.
Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения доходов в обществе и мобилизации временно свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др.
Размер внутреннего долга, как правило, не имеет каких-то четко выраженных границ, которые можно читать критическими. В большей степени это касается внешнего долга. Предельный размер внутреннего долга, с одной стороны, определяется возможностями государства обслуживать его, а с другой стороны, зависит от того, насколько население терпимо относится к самому факту наличия долга, готово мириться с его размерами и с тем, что государство не торопится его погашать.
Внешний государственный долг - это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.
На мировом финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям, выступает в качестве заемщика, а предоставляя кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, становится кредитором. Внешние займы, так же как и внутренние, предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности.
При принятии бюджета определяются:
· верхний предел государственного внешнего долга РФ;
· верхний предел внешнего долга перед РФ;
· предел предоставления гарантий третьим лицам.
Предельный размер государственных внешних заимствований, как правило, не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга.
При разработке проекта бюджета в обязательном порядке должна быть разработана и одобрена Программа государственных внешних заимствований.Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году и плановом периоде. В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн дол., на весь срок займа.
Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в Программу, только в том случае, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования РФ.
В Программу государственных внешних заимствований РФ в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.
Современный внешний долг России состоит из двух частей:
1. Долг бывшего СССР, который приняла на себя Россия после распада СССР.
2. Новый долг России, который формировался в основном после 1992 г.
Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению. Управление государственным долгом - это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности создание эффективного рынка внутреннего долга.
Цель управления государственным долгом - нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах. В широком смысле оно предполагает формирование политики в отношении государственного долга, определение основных показателей и предельных значении государственной задолженности, основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели, приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д. Политика в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливаются законодательными органами власти, а оперативное управление осуществляется органами исполнительной власти.
Управление государственным долгом в узком смысле предусматривает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более детальная трактовка рассматриваемого понятия предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. Объектами регулирования в данном случае являются структура сроков обращения различных долговых обязательств и структура кредиторов (посредством выпуска нерыночных, предназначенных для определенных групп кредиторов, займов).
Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:
• рефинансирования - погашения части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
• конверсии - изменения доходности займа;
• консолидации - объединения ранее выпущенных займов в новый с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
• новации - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
• отсрочки - консолидации при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в объявленные сроки;
• дефолта - отказа государства от уплаты государственного долга.
Вопрос 42