Методические рекомендации. Комплект заданий для выполнения
Комплект заданий для выполнения
Практических работ
по дисциплине____Финансы____
(наименование дисциплины)
Практическое занятие №1. Сущность и виды денег. Денежное обращение и денежная система
Практическое занятие №2 Понятие и сущность финансов
Практическое занятие № 3. Понятие и структура финансовой системы
Практическое занятие №4. Бюджет и бюджетная система
Практическое занятие №5. Внебюджетные фонды
Практическое занятие №6. Страхование
Практическое занятие №7. Основы функционирования финансов в разных сферах деятельности
Практические занятия №8. Кредит и кредитная система
Практическое занятие №9. Рынок ценных бумаг
Практическое занятие №10. Международные финансы
Перечень оцениваемых компетенций:
ПК 1.3, ПК2.4, ПК4.4, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6
Условия выполнения:
Время выполнения: 90-180 мин.
Инструкция:
Внимательно прочитать теоретическую часть к практическим работам
Выполнить задания
3. Ответить на все поставленные вопросы
Оформить отчет.
Критерии оценивания
(используется дихотомическая шкала 0/1)
правильность | эстетичность | разбор вопросов | защита ПР |
Универсальная шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | отлично | |
80 ÷ 89 | хорошо | |
70 ÷ 79 | удовлетворительно |
Методические рекомендации по выполнению практических занятий
В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения. Финансовые отношения пронизывают все сферы деятельности людей и необходимы для осуществления хозяйственных и управленческих функций. С учетом этих предпосылок изучение дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является необходимым элементом профессиональной подготовки студентов экономических специальностей.
Методические рекомендации предназначены для проведения семинарских и практических занятий по курсу со студентами очной и заочной формы специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Цель практических работ – помочь студентам в усвоении знаний, полученных в ходе изучения теоретического материала и выработке практические навыков в области финансов, денежной системы и кредита.
На практических занятиях, руководствуясь накопленными знаниями, студенты решают финансовые и экономические задачи, совместно с преподавателем обсуждают вопросы темы, используя законодательные и нормативные акты, а также материалы периодической печати.
Практическое занятие № 1. Деньги. Денежное обращение и денежная система
Перечень оцениваемых компетенций:
ОК 2, ОК 4, ПК 1.3
Условия выполнения:
Время выполнения: 180 мин.
Цель – формирование теоретических знаний об экономической категории «деньги»; о денежном обращении и методах его регулирования; о денежной системе
Задачи:
1) дать понятие денег и рассмотреть виды и функции денег;
2) показать роль денег в современной рыночной экономике
3) дать понятие денежной системы и рассмотреть ее элементы и типы;
4) дать характеристику денежной системы РФ
5) дать понятие денежного обращения и денежного оборота;
6) рассмотреть формы безналичных расчетов и количественные показатели денежного обращения;
7) изучить методы, применяемые для регулирования денежного обращения.
Задание: Решите задачи
Методические рекомендации
Деньги – одно из величайших изобретений человечества и один из наиболее важных разделов экономической науки и инструментов экономической политики. В своем развитии они прошли длительный путь от действительных денег к знакам стоимости, заменителям действительных денег.
В процессе подготовки к семинарским занятиям по данной теме студенты должны ознакомиться с существующими концепциями по вопросу возникновения денег и их содержанием. При этом необходимо отметить, что деньги разрешили противоречие товарного производства между потребительной стоимостью и стоимостью. Далее важно уяснить, что, являясь экономической категорией, деньги выступают активным элементом и составной частью всего воспроизводственного процесса, обслуживая все его фазы (производство, распределение, обмен и потребление).
Рассматривая виды денег необходимо охарактеризовать действительные деньги и знаки стоимости, а также объяснить переход от золотого обращения к бумажно-денежному.
Раскрывая сущность денег как экономической категории необходимо рассмотреть функции, с помощью которых реализуется общественное назначение денег, и показать механизм действия и значимость каждой из них.
Характеризуя роль денег в экономике важно отметить, что в различных условиях она меняется. При административно-командной экономике деньгам отводилась вспомогательная роль, в рыночной же экономике их роль значительно повышается. Они играют важную роль в хозяйственной деятельности предприятий, в функционировании органов государства, в усилении заинтересованности людей в развитии и повышении эффективности производства.
Роль денег в экономике велика и многообразна. Для того чтобы понять это студенты должны рассмотреть схему денежных потоков в экономике.
Деньги находятся в постоянном движении между государством, хозяйствующими субъектами и физическими лицами. В связи с этим студентам следует уяснить, что такое денежное обращение и денежный оборот, выделяя при этом налично-денежное и безналичное обращение и оборот.
При характеристике безналичного денежного оборота необходимо рассмотреть принципы его организации и формы, с помощью которых осуществляются безналичные расчеты. При этом важно отметить преимущества и недостатки различных форм безналичных расчетов.
Характеризуя налично-денежный оборот важно рассмотреть принципы его организации и показать сферу использования наличных денег.
Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, измерителями которой служат денежные агрегаты. Следовательно, необходимо рассмотреть состав денежных агрегатов, а также ознакомиться с определением количества денег в обращении и скоростью их оборота.
Регулирование денежного обращения в РФ возложено на ЦБ РФ. Студенты должны изучить методы, с помощью которых ЦБ воздействует на денежное обращение при осуществлении денежно-кредитной политики.
В процессе подготовки к семинарским занятиям по данной теме студенты должны ознакомиться с понятием денежной системы и уяснить, что денежная система каждой страны складывается исторически, в соответствии с ее экономическим и социальным развитием. Однако, несмотря на особенности национальных денежных систем им свойственны общие элементы, которые необходимо выделить и охарактеризовать.
Денежные системы сформировались в 16-17 вв. По мере развития товарно-денежных отношений происходят существенные изменения в денежной системе. В этой связи важно рассмотреть типы денежных систем, существовавшие в разные периоды их исторического развития, уделив особое внимание характеристике особенностей современной денежной системы, а также состоянию денежной системы РФ.
Задачи по теме
Задача 1
Определите количество денег, необходимое в качестве средства обращения.
Сумма цен реализованных товаров (работ, услуг) составляет 6300 млрд. руб. Сумма цен товаров (работ, услуг) проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, - 57 млрд. руб. Сумма платежей по долгосрочным обязательствам, сроки которых наступили – 193 млрд. руб. Сумма взаимно погашаемых платежей – 550 млрд. руб. Среднее число оборотов денег в год – 10.
Задача 2
Рассчитайте скорость оборота денег.
Денежная масса – 460 млрд. руб. Валовой национальный продукт – 4580 млрд. руб.
Задача 3
Рассчитайте оборачиваемость денег, хранящихся на расчетном счете.
Денежные агрегаты равны Мо = 150 млрд. руб., М1 = 380 млрд. руб., М2 = 400 млрд. руб.
Задача 4
В стране обращается 300 млн. руб., при реальном объеме ВНП 600 млн. руб. и скорости обращения одной денежной единицы 8 раз в год. Определите средний уровень цен, т.е. среднюю цену, по которой продается каждая единица отдельного товара.
Задача 5
Определите количество денег, необходимое для обращения, если объем годового ВНП составляет 1,5 млрд. долл., одна денежная единица в год обращается 20 раз, средний уровень цен определен в 15 долл.
Задача 6
Определите покупательную способность 50 тыс. руб. через один год и три года при темпе инфляции 12% в год.
Вопросы: