Профессиональная этика аудиторов
Правилом аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги» определены принципы, обязательные для соблюдения при оказании аудиторских услуг, и установлены требования к профессиональному поведению аудиторов и аудиторских организаций. Данные принципы являются базовыми и не направлены на решение всех этических проблем, которые могут возникнуть в ходе оказания аудиторских услуг.
Особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудиторов и аудиторских организаций не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельных аудируемых лиц либо интересов иных работодателей.
Действуя в общественных интересах, аудиторы и аудиторские организации обязаны соблюдать нормы профессиональной этики и руководствоваться ими.
При оказании аудиторских услуг необходимо соблюдать следующие принципы:
· честность;
· объективность;
· профессиональную компетентность и должную тщательность;
· конфиденциальность;
· профессиональность поведения.
Аудитор не должен участвовать в несовместимой с предоставлением аудиторских услуг деятельности, которая оказывает или может оказать негативное влияние на его честность, объективность и профессиональную репутацию.
Руководствуясь принципом честности,аудитор обязан:
· действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях, честно вести дела, быть правдивым;
· не подтверждать достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица, иной финансовой информации, если есть основания предполагать, что они содержат неверные или вводящие в заблуждение утверждения; утверждения или данные, подготовленные небрежно; пропущенные или искаженные данные, которые могут ввести пользователей в заблуждение.
Аудитор, выдавший аудиторское заключение (отчет), модифицированное по вышеуказанным основаниям, не считается нарушившим правило аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги».
Руководствуясь принципом объективности, аудитор обязан:
· не допускать, чтобы предвзятость, пристрастие, конфликт интересов, третьи лица или иные факторы влияли на объективность его профессиональных суждений;
· избегать отношений, которые могут исказить его профессиональные суждения или повлиять на них, и стремиться к исключению ситуаций, способных повредить его объективность.
Руководствуясь принципом профессиональной компетентности и должной тщательности, аудитор обязан:
· постоянно поддерживать свои профессиональные знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных аудиторских услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве;
· при оказании профессиональных услуг действовать с должным усердием (в соответствии с требованиями задания, внимательно, тщательно, своевременно) и руководствоваться правилами аудиторской деятельности;
· достигнуть необходимого уровня профессиональной компетентности и поддерживать ее на должном уровне (быть осведомленным и разбирающимся в соответствующих профессиональных, законодательных и технических новшествах; постоянно повышать профессиональную квалификацию, которая развивает и поддерживает способности, позволяющие ему компетентно работать в сфере аудиторской деятельности);
· предпринимать меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом, имели соответствующую подготовку и надлежащее руководство с его стороны;
· при необходимости разъяснять заказчикам и пользователям аудиторских услуг ограничения, присущие этим услугам, с целью понимания ими того, что аудиторское мнение не может рассматриваться как гарантия подтверждаемого аудитором факта.
Руководствуясь принципом конфиденциальности, аудитор обязан:
· обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не раскрывать такую информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет право либо обязан раскрыть такую информацию;
· не использовать конфиденциальную информацию, приобретенную в результате профессиональных или деловых отношений, в целях получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ;
· соблюдать конфиденциальность информации вне профессиональной среды в целях исключения возможности ее неумышленного разглашения, в том числе в условиях поддержания длительных отношений с заказчиками либо их близкими родственниками или членами семьи;
· соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой ему потенциальным заказчиком аудиторских услуг или иным работодателем, и учитывать необходимость соблюдения конфиденциальной информации внутри аудиторской организации, работником которой он является;
· принимать меры по обеспечению соблюдения принципа конфиденциальности работниками, которыми он руководил в ходе оказания аудиторских услуг, и лицами, оказывавшими ему помощь и консультации;
· соблюдать конфиденциальность информации и по окончании оказания аудиторских услуг (при изменении места работы или работая с новым заказчиком аудиторских услуг, аудитор имеет право использовать предыдущий опыт, однако он не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в результате выполнения своих профессиональных обязанностей в отношении предыдущих заказчиков аудиторских услуг);
· раскрыть конфиденциальную информацию в следующих случаях:
– если раскрытие информации прямо предусмотрено законодательством и (или) санкционировано аудируемым лицом либо иным работодателем (например, сообщать учредителям сведения о нарушении законодательства, в результате которого причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки (вред) физическому или юридическому лицу);
– раскрытие информации требуется на основании законодательства (например, при подготовке документов или представлении доказательств в ходе судебного разбирательства);
– раскрытие информации является обязанностью или правом (например, сообщать о ставших известными фактах нарушения антикоррупционного законодательства уполномоченным контролирующим органам, обеспечивающим конфиденциальность такой информации);
– при проверке качества работы аудитора уполномоченными органами;
– при защите аудитором своих профессиональных интересов в ходе судебного разбирательства;
· принимая решение о возможности раскрытия конфиденциальной информации, учитывать:
– наличие разрешения аудируемого лица на раскрытие информации, но при этом не исключать интересы других сторон, которые также могут быть затронуты;
– обоснованность информации (если имеются необоснованные факты и выводы либо неполная информация, необходимо руководствоваться профессиональным суждением);
– характер предполагаемого сообщения и его адресата; сообщение направляется только надлежащему получателю;
· сохранять конфиденциальность следующей информации, полученной в ходе оказания аудиторских услуг:
– информации о фактах, событиях и обстоятельствах личной жизни граждан, позволяющих идентифицировать их личности (персональные данные);
– информации, составляющей тайну следствия и судопроизводства;
– информации, доступ к которой ограничен в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь (служебные тайны, государственные секреты);
– информации, связанной с некоторыми видами профессиональной деятельности, доступ к которой ограничен Конституцией Республики Беларусь (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна; тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);
– информации, связанной с различными сторонами и сферами производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности аудируемого лица, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Республики Беларусь (коммерческая тайна);
– информации о сущности изобретений, полезных моделей или промышленных образцов.
Руководствуясь принципом профессиональности поведения, аудитор обязан:
· соблюдать законодательство по аудиторской деятельности и избегать действий, которые дискредитируют или могут дискредитировать его профессию либо являются действиями, которые можно расценить как отрицательно влияющие на репутацию профессии;
· проявлять к заказчику доброжелательное, вежливое и внимательное отношение; его поведение и внешний облик должны соответствовать нормам делового этикета и вызывать у заказчика уважение к профессии аудитора;
· при предложении и продвижении своей кандидатуры и услуг:
– не преувеличивать уровень услуг, которые он может предоставить, свою квалификацию и опыт;
– не давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов;
– не стимулировать потенциального заказчика с целью выбора своей кандидатуры в качестве исполнителя аудиторских услуг;
– не участвовать совместно с заказчиком в выработке критериев для определения победителя в конкурсах (иных видах процедуры закупок) на оказание аудиторских услуг.