Внутренние механизмы финансовой стабилизации предприятия, соответствующие основным этапам ее осуществления
Этапы финансовой стабилизации | Внутренние механизмы финансовой стабилизации | ||
оперативный | тактический | стратегический | |
1. Устранение неплатежеспособности | Система мер, основанная на использовании принципа «отсечения лишнего» | ||
2. Восстановление финансовой устойчивости | Система мер, основанная на использовании принципа «сжатия предприятия» | ||
3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде | Система мер, основанная на использовании «Модели устойчивого экономического роста» |
Принцип "отсечения лишнего" определяет необходимость сокращения размеров как текущих потребностей (вызывающих соответствующие финансовые обязательства), так и отдельных видов ликвидных активов (с целью их срочной конверсии в денежную форму). Это возможно за счет:
— ускорения инкассации дебиторской задолженности;
— снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;
— снижения размера страховых запасов товарно-материальных ценностей;
— уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации;
— ускоренной продажи неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соответствующем рынке;
— аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств и других;
— пролонгации краткосрочных финансовых кредитов;
— увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного кредита.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если устранена текущая неплатежеспособность предприятия, т. е. объем поступления денежных средств превысил объем неотложных финансовых обязательств в краткосрочном периоде. Это означает, что угроза банкротства предприятия в текущем отрезке времени ликвидирована, хотя и носит, как правило, отложенный характер.
"Сжатие предприятия" должно сопровождаться мероприятиями как по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов, так и по сокращению необходимого объема их потребления:
— сокращение суммы постоянных издержек;
— снижение уровня переменных издержек (включая сокращение производственного персонала основных и вспомогательных подразделений; повышение производительности труда и т. п.);
— проведение ускоренной амортизации активной части основных средств с целью возрастания объема амортизационного потока;
— своевременная реализация выбываемого в связи с высоким износом или неиспользуемого имущества;
— обеспечение обновления операционных внеоборотных активов преимущественно за счет их аренды.
Цель этого этапа считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий его финансовую устойчивость.
Стратегический механизм стабилизации представляет систему мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании модели устойчивого экономического роста предприятия* обеспечиваемого основными параметрами его стратегии.
В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации. Она представляет систему мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью других юридических и физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом. Санация предприятия проводится в следующих случаях:
— до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи;
— если предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (как правило, государственного предприятия);
— если решение о санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.
В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве предприятия при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.
В первом случае санация носит упреждающий характер, согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.
Цель санации считается достигнутой, если предприятие вышло из финансового кризиса и нормализовало свою работу.
По результатам нашего исследования было выявлено, что коэффициенты ликвидности (быстрой и абсолютной) соответствуют нормативным ограничениям и на протяжении практически всего анализируемого периода предприятие имело в наличии собственные оборотные средства, которые в полном объеме покрывали его запасы и затраты. Однако рассчитанное значение коэффициента утраты платежеспособности показало, что предприятие не имеет возможности сохранить свою платежеспособность. Более того, сложившаяся динамика изменения дебиторской и кредиторской задолженности показывает возможность возникновения трудностей с финансовым обеспечением текущих потребностей.
Таким образом, анализируемому предприятию следует:
— использовать оперативный механизм финансовой стабилизации, в основе которого лежит сбалансированность денежных активов и краткосрочных финансовых обязательств;
— снизить необоснованный размер товарных запасов, что позволит высвободить часть средств из оборота и получить дополнительную прибыль в результате ускорения их оборачиваемости;
— добиваться увеличения периода, предоставляемого поставщиками товарного кредита;
— добиться сокращения размера дебиторской задолженности за счет предоставления покупателям льготных условий при досрочной оплате товаров.
Планирование в антикризисном управлении
Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде.
Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления финансовых затруднений. Практика российских предприятий, находящихся в кризисной ситуации, указывает комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их условно можно разделить на две группы:
— внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени;
— внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.
Внутренние факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, также могут быть причиной кризиса. Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек — это затраты на энергоносители.
При высокой оборачиваемости средств причины экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, причину следует искать в реализации продукции и т. д.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении.
В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него.
Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная комплексная своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса.При проведении анализа внешней среды большой объем полученной информации может привести лишь к путанице. Однако неполный анализ способен исказить истинное положение. Чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько этапов анализа:
— анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение;
— анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.
Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее методом создания сценариев. Сценарии — это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию, часть из них будет находиться под прямым контролем предприятия (оно сможет либо избежать опасности, либо воспользоваться появившейся возможностью). При существовании факторов, не подвластных контролю со стороны предприятия, разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.
Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Довольно популярным способом, также применяемым для анализа внешней среды, является метод SWОТ.
Вначале проводится предварительный экспресс-анализ, чтобы обнаружить «болевые точки» деятельности предприятия и наметить направления для углубленного анализа. При чтении баланса, т. е. при предварительном общем ознакомлении с его содержанием выясняют характер изменения за отчетный период сумм по отдельным статьям и разделам.
При этом необходимо иметь в виду, что на показатели, относящиеся к началу и концу отчетного периода, оказывают влияние инфляционные процессы. В условиях России необходимым является применение корректирующих коэффициентов, учитывающих темпы инфляции.
В бухгалтерской отчетности имеется ряд статей, непосредственно указывающих на неблагополучие финансового положения предприятия. Это так называемые «больные» статьи. Их можно подразделить на две группы:
1) свидетельствующие о крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчетном периоде и сложившемся в результате этого плохом финансовом положении;
2) свидетельствующие об определенных недостатках в работе предприятия.
Отметим, что резкие колебания статей дебиторской задолженности служат тревожным симптомом. Значительное увеличение объемов средств на статьях может быть вызвано либо неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров, либо наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей (заказчиков), либо неумеренно высокими темпами наращивания объема продаж. Правда, и резкое сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами. Дебиторская задолженность может резко упасть по той причине, что предприятие вынуждено сократить продажи в кредит, а возможно, и потому, что потребители продукции стараются поскорее рассчитаться с долгами, чтобы дальше не иметь дела с этим предприятием.
За внешними изменениями статей дебиторской задолженности могут стоять многие причины: чрезмерная концентрация продаж по малому числу покупателей, банкротство отдельных потребителей, сокращение рынка, заставляющее предприятие идти на все большие уступки потребителям, ит. д. Какая-то часть дебиторской задолженности может обернуться недостачами, хищениями и потерями от порчи товарно-материальных ценностей.
Тревожным сигналом служит также и значительный рост кредиторской задолженности по статьям пассива «Расчеты с кредиторами»: за товары, работы и услуги, по выданным векселям, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению и др. Более подробный анализ может выявить неблагоприятное изменение кредитной политики по отношению к предприятию со стороны отдельных кредиторов и поставщиков, обнаружить финансовые трудности, не позволившие предприятию своевременно рассчитаться с кредиторами и бюджетом, а также со своими работниками по зарплате, с акционерами по дивидендам и т. д.
Ценную информацию о сдвигах в средствах предприятия за отчетный период можно получить, рассматривая структуру актива и пассива баланса. Для этого суммы итогов по разделам выражают в процентах к общему итогу баланса. Такой подход называют вертикальным анализом баланса. Далее сравнивают структуру баланса на начало и конец года.
Негативные моменты, которые могут выявиться при вертикальном анализе баланса, состоят в следующем: уменьшении доли основных средств и денежных средств и увеличении доли запасов; уменьшении доли источников собственных средств и увеличении доли заемных средств и кредиторской задолженности.
В мировой практике разработаны руководства, содержащие перечень критических показателей для оценки возможного банкротства предприятия. Эти показатели разбиты на две группы.
К первой группе относятся показатели, неблагоприятные текущие значения которых или складывающиеся тенденции свидетельствуют о возможных в обозримом будущем значительных финансовых затруднениях, в том числе и возможном банкротстве. К ним относятся:
— повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;
— превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;
— чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;
— низкие значения коэффициентов ликвидности;
— нехватка оборотных средств (функционирующего капитала);
— увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;
— неправильная реинвестиционная политика;
— превышение размеров заемных средств над установленными лимитами;
— невыполнение обязательств перед кредиторами и акционерами (в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов и дивидендов);
— наличие просроченной дебиторской задолженности;
— наличие сверхнормативных производственных запасов и залежалых товаров;
— ухудшение отношений с учреждениями банковской системы;
— использование новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;
— применение в производственном процессе оборудования с истекшими гарантийными сроками;
— потенциальные потери долгосрочных контрактов;
— неблагоприятные изменения в портфеле заказов.
Во вторую группу входят показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое. Вместе с тем они указывают, что при определенных условиях или непринятии действенных мер ситуация может резко ухудшиться. К ним относятся:
— потери ключевых сотрудников аппарата управления;
— вынужденные остановки, а также нарушения ритмичности производственно-технологического процесса;
— чрезмерная зависимость предприятия от какого-то одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива;
— излишняя ставка на успешность и прибыльность нового проекта;
— участие предприятия в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом;
— потеря ключевых контрагентов;
— недооценка необходимости постоянного технического и технологического обновления предприятия;
— неэффективные долгосрочные соглашения;
— политический риск.
Не все описанные показатели могут быть рассчитаны непосредственно по данным бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, если в рамках предварительного анализа финансового состояния предприятия имеется возможность использовать дополнительную информацию по некоторым из перечисленных выше показателей, то надежность анализа и обоснованность выводов только повысятся.
Деятельность фирмы характеризуется множеством различных показателей. Для обеспечения различных целей анализа использование только показателей платежеспособности недостаточно. Требуется проведение более подробного, детализированного анализа с привлечением дополнительных показателей. Показатели, необходимые для принятия решений по неплатежеспособным фирмам, выработке стратегий реорганизации или санации этих предприятий и с целью антикризисного управления ими, с учетом целевой направленности можно условно представить пятью комплексными разделами (группами или блоками):
1) рентабельность деятельности (эффективность управления);
2) платежеспособность и финансовая устойчивость (ликвидность);
3) деловая активность (оборачиваемость средств);
4) эффективность использования имущества (рыночная устойчивость);
5) инвестиционная привлекательность.
В условиях антикризисного положения предприятий-банкротов менеджеры высшего уровня берут на вооружение разные формы и методы выхода из кризиса.
Применяется так называемая защитная тактика, т. е. происходит резкое сокращение издержек производства путем сокращения внутрипроизводственных структур и их ликвидации, сокращения персонала, продажи технологического оборудования, внедрения новой технологии, введения маркетингового управления, поиска новых рынков сбыта.
Затем осуществляется замена действующих менеджеров преимущественно среднего уровня управления (линейные руководители). При подборе новых руководителей нужно соблюсти определенные требования к тому, что новый руководитель должен иметь определенный опыт работы в качестве менеджера, обладать умением организовать управление, способностями преодолеть стресс, которому подвержен управленческий персонал предприятия-банкрота, и выработать концепцию выхода из кризиса.
Учитывая тот факт, что на предприятии-банкроте высокие издержки на производство, принимаются меры по
их снижению за счет всех непроизводительных и малопродуктивных затрат путем устранения излишних устаревших производственных мощностей, сокращения выпуска некачественной продукции, не пользующейся спросом у потребителей, рационального использования рабочего времени, снижения текучести кадров, сокращения управленческих расходов, разработки и внедрения новой структуры управления предприятием.
Перечисленные шаги оздоровления экономики предприятия в условиях антикризисного управления, безусловно, могут принести положительные результаты, но только на непродолжительное время, так как они пока носят спорадический характер и не рассчитаны на длительную перспективу. Для того чтобы в условиях антикризисного управления действительно выйти из кризиса, нужно научное обоснование реального положения для конкретного предприятия-банкрота.
С этой целью необходимо провести глубокий анализ всех сторон деятельности предприятия, что является основой разработки комплексной стратегической программы оздоровления его экономического положения (стабилизации).
В настоящее время нет недостатка в различного рода методиках экономического анализа вообще и анализа антикризисного положения, в частности.
Объектом анализа и исследований в условиях антикризисного управления являются:
— сама система антикризисного управления;
— финансовое состояние предприятия и денежных рас четов;
— состояние бухгалтерской отчетности;
— оптимальность структуры имущества предприятия и источники его образования;
— анализ уровня рентабельности и оборачиваемости оборотных средств;
— состояние ликвидности.
С учетом результатов системного анализа производственно-экономической деятельности предприятия-банкрота разрабатывается комплекс мероприятий по выходу из кризиса
Одним из стратегических направлений выхода из кризиса является финансовая реструктуризация. Основные направления финансовой реструктуризации должны предусматривать вполне определенные цели, в частности, поддержание жизнеспособности предприятия на ближайшую перспективу за счет увеличения наличных средств и объема продаж.
Финансовая реструктуризация нацелена на решение следующих проблем:
— устранение неликвидности предприятия;
— совершенствование структуры капитала; создание предпосылок для рекапитализации.
Практическое разрешение перечисленных выше проблем финансовой реструктуризации происходит путем:
— ликвидации нерентабельных и неплатежеспособных структур внутри предприятия;
— массовой скупки акций данного предприятия при наличии денежных средств;
— привлечения форм заемных средств на развитие предприятия;
— сокращения непроизводственных издержек производства;
— списания активов с баланса предприятия;
— совершенствования механизма управления и повышения конкурентоспособности;
— совершенствования системы мотивации;
— ужесточения контроля за расходованием денежных средств;
— интеграции капитала за счет сливания с другими фирмами;
— введения маркетингового управления;
— привлечения инвестиций.