Этапы выполнения выпускной квалификационной работы
Работа над первой главой должна позволить научному руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих компетенций выпускника:
• способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
• способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5).
• способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
• способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).
Во второй главе бакалаврской работы обычно критически излагается действующая практика бухгалтерского учёта, анализа и аудита на соответствующем теме участке деятельности данного экономического субъекта.
Вторая глава посвящена анализу практического материала, подобранного во время производственной практики. В ней содержится:
• анализ конкретного материала по избранной теме (на примере конкретной организации) желательно за период не менее двух лет;
• сравнительный анализ с действующей практикой (па примере ряда организаций, отрасли (отраслей), региона (регионов), страны;
• описание выявленных закономерностей, проблем и тенденций развития объекта и предмета исследования.
Необходимо, чтобы действующая практика учета, анализа и аудита рассматривалась с точки зрения удовлетворения нужд управления, с позиций обеспечения оперативности информации. В этой главе, как правило, рассматриваются вопросы использования и внедрения информационных технологий в бухгалтерском учете, анализе и аудите.
В ходе анализа используются аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.
Работа над второй главой должна позволить научному руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих компетенций выпускника:
• способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-]);
• способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
• способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
• способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7).
• способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).
В третьей главе рассматриваются и обосновываются направления решения выявленных проблем, предлагаются пути решения исследуемой (разрабатываемой) проблемы; конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых (разрабатываемых) явлений и процессов.
Работа над третьей главой должна позволить научному руководителю оценить и отметить в отзыве уровень развития следующих компетенций выпускника:
• способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
• способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
• способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
Процесс выполнения выпускной квалификационной работы включает в себя 4 этапа:
1. Подготовительный.
2. Производственная практика выпускного курса.
3. Выполнение ВКР.
4. Защита ВКР.
На подготовительном этапе студент:
· выбирает тему выпускной квалификационной работы в соответствии с объектом исследования и собственными интересами;
· представляет на кафедру заявление с указанием темы и объекта исследования за подписью руководителя;
· совместно с научным руководителем составляет плана выпускной квалификационной работы;
· совместно с научным руководителем составляет график индивидуальных консультаций;
· в период производственной практики осуществляет сбор исходных данных для выполнения выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа может посвящаться комплексному исследованию вопросов совершенствования бухгалтерского учета, контроля, аудита, экономического анализа и налогообложения или лишь одной проблеме каждой из этих составных частей профилю.
Студент, как правило, выбирает тему работы из рекомендуемого кафедрой перечня, но он может предложить и свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Задача преподавателей на этом этапе – прокомментировать темы выпускных работ, интересующие студентов, помочь им выбрать тему с учетом их способностей и склонностей.
Производственная практика выпускного курса является завершающим этапом учебного процесса. Производственная практика выпускного курса имеет целью закрепление комплекса теоретических знаний, полученных в процессе обучения в Институте, приобретение практических навыков и информационно-аналитическую подготовку к выполнению ВКР.
Основные задачи производственной практики выпускного курса:
· изучение деятельности объекта исследования (организации, предприятия и т.п.), на котором проводится практика;
· уточнение содержания ВКР в соответствии с задачами, стоящими перед объектом исследования, с целью обеспечения актуальности и практической полезности ВКР.
Конкретные задачи производственной практики выпускного курса определяются в задании на практику, выдаваемом студенту руководителем ВКР.
Руководителями производственной практики, которая проводится на выпускном курсе, назначаются научные руководители ВКР.
Место производственной практики предлагается студентом или специалистом по практике Учебно-методического управления и согласуется с выпускающей кафедрой.
Сроки проведения производственной практики выпускного курса определяются графиком учебного процесса. Направление студентов на производственную практику выпускного курса оформляется приказом ректора.
Выполнение работ в рамках производственной практики выпускного курса осуществляется в соответствии с графиком, составленным совместно с руководителем практики. Примерное содержание работы, выполняемой в период производственной практики выпускного курса:
· постановка задачи исследования;
· изучение деятельности организации (структурного подразделения);
· изучение литературных, архивных и других источниковпо теме ВКР;
· сбор, систематизация и предварительная обработка исходных данных;
· разработка подробного плана практической части.
Отчет по производственной практике выпускного курса должен содержать систематизированные исходные данные для ВКР.
Отчет по производственной практике выпускного курса принимает и выставляет предварительную оценку по пятибалльной системе оценок руководитель ВКР.
Защита отчета должна быть проведена в течение двух недель после окончания производственной практики выпускного курса.
При получении неудовлетворительной оценки вопрос о допуске студента к выполнению ВКР решается Управлением по работе со студентами.
Выполнение ВКР
Работа по выполнению ВКР включает:
· сбор материалов, подбор литературы;
· обобщение и анализ фактических данных, положенных в основу теоретической и практической частей исследования, написание текста с изложением авторских идей;
· оформление текста работы.
Защита ВКР
Процедура защиты ВКР включает следующие этапы:
· предварительную защиту ВКР на выпускающей кафедре;
· рецензирование;
· защиту ВКР на заседании ГЭК по защите ВКР.