Государственый финансовый контроль
Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению: ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами, а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству; несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства; недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных. Цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.В соответствии с этим основными его задачами являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета; оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств; контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета; контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений; проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.
Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ, Минфин РФ, ФНС, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования. Основными методами государственного финансового контроля являются: проверки; обследования; надзор; анализ финансового состояния; наблюдение; ревизии. Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Наблюдение — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды. Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Текущий финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми. Принципы.Принцип плановости –субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении. Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля. Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Принцип эффективностиконтроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.
Бюджетный процесс.
Бюдж.процесс - четко формализованная последоват-ть дей-ий, связанных с состав-ем проектов бюджетов, рассм-ем и утв-ем бюджетов, их исп-ем, гос. и муниц. фин.контролем. Уч-ми бюдж.процесса яв-ся органы, обладающие бюдж.полномочиями: Президент РФ; органы законодат. и представ.власти; органы исполн. власти; органы ден.-кред.рег-ия; органы гос. и муниц. фин. контроля; гос.внебюдж. фонды; гл. распорядители бюдж.ср-тв. Сост-ие бюджета – опр-ие объема ден.ср-тв, необходимых для фи.обесп-ия ф-ий, возложенных на органы гос. власти и МСУ. Проект гос. бюджета разраб-ся Минфином. В нашей стране эта работа начин-ся в январе предшеств. года. На 1 стадии форм-ия проекта бюджета разраб-ся сценарные условия СЭР на след.год. После одобрения их Прав-ом Минфин разраб-ет осн.хар-ки доходов и расходов фед. бюджета на планир. год. На 2 стадии происходит распред-ие бюдж. ср-тв по статьям бюдж.класс-ии, адресное распред-ие их м\д гл.распоряд-ми бюдж. ср-тв. В соврем.России эти мероприятия д\б завершены до 15.07. После этого до 15.08. Прав-во и прочие органы исполн. власти изучают прогноз СЭР РФ и проект фед.бюджета, внося изм-ия и допол-ия.Рассм-ие бюджета состоит из нескольких этапов. На 1 этапе Прав-во вносит бюджет на рассм-ие в Гос.Думу Фед. Собрания РФ. На 2 этапе Совет Гос. Думы напр-ет законопроект в Комитет Гос. Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там мат-лы рассм-ся депутатами. На 2 этапе проект фед.бюджета напр-ся Президенту, в др. комитеты Гос.Думы, в Сч. палату на закл-ие. В нем Сч.палата опис-ет рез-ты проверки на законность и обоснов-ть расходов и доходов, заложенных в проект фед. бюджета. После рассм-ия бюджета в парлам.комитетах он выносится на заседания Гос. Думы, кот. принимает его в 4 чтениях. В 1 чтении Гос.Дума обсуждает его общие хар-ки. Во 2 чтении утв-ся его расходы по разделам функц.класс-ии расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов фед.бюджета, утвержденного в 1 чтении, и размер Фед.фонда фин. поддержки суб-ов РФ. Гос.Дума рассм-ет во 2 чтении законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в 1 чтении. В 3 чтенииГос.Дума утв-ет расходы фед. бюджета. В 4 чтенииДума рассм-ет поправки к закону, а так же поквартальное распред-ие доходов, расходов и дефицита. Принятый Гос. Думой ФЗ перед-ся в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подпис-ет Президент и он обнарод-ся.В РФ дей-ет казнач.сис-а исп-ия бюджета. Исп-ие бюджетов всех уровней осн-ся на бюдж.росписи, кот.сост-ся гл.распорядителем по распоряд-ям и получ-ям ср-тв. Все доходы бюджета, ист-ки фин-ия дефицита и расходы бюджета подлежат бюдж.учету, основанному на едином плане счетов. Отч-ть об исп-ии бюджета м\б оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Предст-ет ее уполномоч.исполн. орган в законод. орган, контрол.органы и Фед.казн-во. Фин. год заверш-ся 31 декабря. Контроль за исп-ем бюджета осущ-ют законод. органы. Фин.контроль осущ-ют Минфин РФ, Фед. казн-во, фин. органы суб-ов РФ и МО, гл.распор-ли, распор-ли бюдж.