Децентрализация и демократизация управления
Децентрализация управления предусматривает передачу низшим уровням максимума полномочий и ответственности в осуществлении управленческих процессов. Ее преимущества состоят в стимулировании инициативы низших руководителей и исполнителей, лучшему соответствию особенностям функционирования объектов управления. Децентрализацию сопровождает демократизация управления, ведь чем больше полномочий и ответственности передается на низшие уровни, тем более работников привлекается к процессу их реализации.
Определяющая роль человеческого фактора в производстве и управлении. Одним из достижений мирового менеджмента является признание новой роли человека в производстве и управлении, создание соответствующего механизма его активизации.
Закономерности банковского менеджмента дают возможность сформировать правила, соблюдение которых обеспечивает потенциальную возможность эффективного управления. Эти правила, сформулированные на определенном уровне обобщения, абстрагированные от реальных особенностей единичного акта управления, приобретают значение принципов, которые определяют порядок функционирования системы управления.
Появление банковского менеджмента обусловлено кризисом 1929-1933 гг. Многие коммерческие банки в это время либо обанкротились, либо пережили серьезные потрясения и потерпели убытки. Банковский менеджмент, как и весь менеджмент в западных странах, начинает интенсивно развиваться после. Второй мировой войны, когда усиливается система регулирования экономики на микро - и макроуровнях. Циклические колебания и кризисы вынудили капиталистические страны искать пути регулирования экономики, одним из которых являлся менеджмент на микроуровне. В последующем в западных странах возникает теоретическая база менеджмента, основой которого становится внутрифирменное планирование. Наиболее известной является теория эффективного портфеля американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Г.Марковича. Согласно его концепции совокупный риск компании может быть значительно уменьшен за счет объединения рисковых ак- тивов в портфеле (кредитный и валютный портфели и портфель цен- ных бумаг). При этом большое значение имеют два вывода:
1) в целях минимизации риска инвесторам следует объединить рис- ковые активы в портфель;
2) уровень риска по каждому отдельному виду активов (рыночный риск) необходимо измерять в тесной связи с риском портфеля в 9 целом.
В основе теории Марковица лежит понятие эффективного портфеля. Основным критерием эффективности портфеля является обеспечение ожидаемой доходности или прибыльности (обеспечение рентабельности при любом риске и минимизация риска при любой ожидаемой доходности). Следует отметить, что в системе банковского менеджмента теория эффективного портфеля занимает особое место, так как речь в данном случае идет о привлеченных ресурсах. Именно поэтому формирование эффективных кредитно-ссудных, инвестиционных, валютных, лизинговых и других портфелей банка – весьма важная научно-практическая задача банковского менеджмента. Теория портфеля Марковица была дополнена моделями оценки доходности финансовых активов, разработанными западными экономистами, в частности Дж.Митесом, Я.Мойссином, У.Шарфом.
Теоретической основой менеджмента стала также теория структуры капитала, разработанная в конце 1950-х гг. Ф.Модильяни и М.Миллером. Согласно их концепции компания должна иметь самостоятельную оптимальную структуру капитала, т.е. оптимальное соотношение собственных (самофинансирование) и заемных средств. Причем это соотношение может изменяться под воздействием колебаний экономической конъюнктуры. Данная теория позволяет компании сна- чала оценить, а затем определить оптимальную структуру капитала. Основным показателем оптимальной структуры капитала, как правило, является повышение стоимости компании, выраженной в курсе (рыночной стоимости) акций. Данная концепция в полной мере применима и для банков, если понимать под капиталом совокупность ресурсов банка (собственных и привлеченных). К теоретическим основам менеджмента помимо прочего следует отнести теорию агентских отношений, которая раскрывает взаимоотношения между акционерами и менеджерами, с одной стороны, и акционерами и кредиторами – с другой.
Основная идея концепции сводится к тому, что все взаимоотношения являются источником потенциального конфликта. Так, главная цель акционеров – максимизация стоимости компании за счет повышения стоимости акций, включая их рыночную стоимость и рост дивидендов. В то же время основная цель менеджеров – увеличение размеров фирмы, властных полномочий, собственно- го статуса и доходов (премий, тантьем и т.д.). Для разрешения подобного конфликта акционер должен обладать либо набором инструментов для ограничения полномочий менеджеров, либо иметь возможность материально стимулировать их деятельность в целях повышения ее эффективности. Противоречие существует также и между акционерами и кредиторами, когда первые через управляющих добиваются повышения стоимости компании за счет увеличения объема рисковых операций, ущемляя при этом интересы кредиторов. В данном случае менеджеры должны стать как агентами акционеров, так и агентами кредиторов с тем, чтобы сформировать баланс интересов и преодолеть возникающие противоречия в процессе осуществления компанией своей деятельности.
Банковский менеджмент или управление банком в условиях рыночной экономики строится на использовании следующих основных принципов:
1. ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль
2. постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов
3. корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от состояния рынка
4. учет окончательного результата работы банка и его филиалов (отделений) в процессе деятельности на рынке
5. обязательное использование современной информационной базы (компьютерных сетей и связи с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений
6. рациональный подбор персонала и его эффективное использование
Существующие сегодня взгляды на принципы менеджмента можно условно разделить на две группы: универсальные и прикладные. К первой группе принадлежат те из них, которые стремятся обобщить существующую практику менеджмента и определить важнейшие черты управленческой деятельности ведущих корпораций мира. Конечно, сегодня невозможно окончательно сказать, что такая система принципов уже сложилась. Однако определенных результатов в этом направлении достигнуто. Полно указанные принципы были изложены П. Друкером. Они заслуживают внимания. Это следующие семь принципов.
1.Ориентация менеджмента на человека. Главное для менеджеров заключается в том, чтобы наладить эффективное сотрудничество людей, преодолеть ограничения и недостатки отдельных работников и достичь наивысшего вклада каждого из них.
2.Культурная природа менеджмента. Менеджмент является лишь частью общей культуры каждой из стран, хотя и следует из общественного труда и современного машинного производства. Как показывает опыт Японии, менеджерам особенно важно учитывать традицию своего народа, объединять общемировые тенденции с местными особенностями.
3. Интегрирование интересов работников организации вокруг общих целей. Без такой ориентации не только невозможно выйти в лидеры, но и существует угроза потери лидирующих позиций. Именно такая угроза возникла, например, перед всемирно известной корпорацией "Ксерокс", которая едва не была устранена с рынка пятнадцать лет назад японскими компаниями. Выдвижение новых целей, связанных с новыми стандартами качества и возвращением лица к потребителям, позволило корпорация смысла в конечном итоге восстановить свои позиции на рынке. А для менеджеров других организаций - это полезный опыт. Ведь "ксерить КСУ" пришлось вести полтора десятилетнюю изнурительную борьбу не только с несколькими японскими компаниями сразу, а с правительственными органами США.
4. Развитие способностей всех работников организации и эффективное их использование на всех уровнях менеджмента. Приведенный пример с "Ксероксом" убедительно показал, что предотвратить банкротство компании позволили не только правильные стратегические решения ее нового руководства, но и, прежде всего, творческая инициатива персонала всех подразделений. Самым трудным оказалось именно создать атмосферу общего поиска, стремление учиться новым методам деятельности.
5. Сочетание коммуникаций между работниками и их индивидуальной ответственностью. Поскольку каждое предприятие состоит из работников с различными навыками, знаниями и опытом, главный источник роста связано с использованием эффекта синергии.
6. Избежания упрощенных подходов к определению эффективности менеджмента с помощью показателей продаж, прибыли и т.п.. Главными становятся управленческие отношения сплоченности.
7. Результатов деятельности организация достигает лишь по собственными пределами, в среде, в которой важно строить отношения сотрудничества. В рамках предприятия только существуют центры, которые перерабатывают ресурсы в такие продукты и услуги, которые нужны потребителям.
Нельзя обойти, конечно, советский период развития науки управления, которая предоставляла важное значение обоснованию принципов руководства экономикой. В первые годы советской власти разработка принципов управления предприятиями такими учеными, как П. Керженцев, А. Гастев, А. Богданов и др.., Осуществлялось в русле мировой мысли менеджменту. Особенно известной в те годы была работа П. Керженцева "Принципы организации". Однако в дальнейшем, с усилением централизации экономики, принципы управления стали расматриваться преимущественно на уровне народного хозяйства в целом и были зафиксированы даже в Конституции СССР 1977 года. К этим принципам входили: единство политического и хозяйственного подходов, научность, партийное руководство экономикой, персональную ответственность и др. Об этом следует напомнить сегодня, поскольку и снует государственное руководство народным хозяйством, все еще следует прежние принципы государственного управления, далеко не всегда сочетаются настоящими принципами менеджмента.
Административные методывключают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.
Организационно-стабилизирующее воздействие выполняется:
● При организационном регламентировании определяются состав предприятия, функциональный набор его органов и должностных лиц. Основой является закон о предприятиях, то есть имеет характер правового регулирования всей системы управления.
● Нормирование — установление нормативов, то есть рамки по нижним и верхним пределам, нормы, правила взаимодействия служб и подразделений.
● Инструктирование — создание условий для осуществления процессов, независящих от индивидуальных качеств людей, а следующих из требований системы управления.
Экономические методыоказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов:налоговые, нормативныеи корректирующие(гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).
Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.
Социально-психологические методы основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении, инициируют творческую и профессиональную активность. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.
Социальные методы
В условиях производства постиндустриального общества, особую значимость приобретает творческий подход к решению экономических задач, успешности которого в значительной степени способствует создание оптимальных условий труда, как отдельного сотрудника, так и всей творческой группы, коллектива, работающих над проектом. Деловая, творческая обстановка и здоровый микроклимат в коллективе являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное влияние на результаты производства.
Трудовой коллектив — это социальная группа, для эффективного существования которой необходимо соблюдать определенный порядок, направленный на поддержание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.
Главной целью деятельности трудового коллектива является выполнение производственного задания, ради чего, собственного говоря, этот коллектив и создавался. По мере существования трудового коллектива, возникают и исчезают те или иные цели и задачи, значительная часть которых относится к социальной и духовной жизни людей, работающих в данном коллективе. Эти цели и задачи вытекают из общественных интересов и способствуют формированию трудовых отношений. Если внутри коллектива происходит разбалансировка единой воли коллектива, сложившихся трудовых отношений, то возникают противоречия во взглядах, появляются элементы борьбы мнений и тому подобное, что ведет к распаду коллектива.
Для сохранения и поддержания коллектива в работоспособном состоянии, необходимо, чтобы все его члены подчинялись единым требованиям: внутреннему трудовому распорядку, производственной дисциплине, сложившимся в коллективе нормам права и морали, локальным актам компании, неформальным требованиям и традициям, сложившимся в данном коллективе.
Специальные методы управления — это средства управления социальными процессами, происходящими в трудовом коллективе, на основе социологических исследований и научных подходов. Исследования охватывают различные стороны жизни трудового коллектива, это и аттестация рабочих мест, и уровень квалификации сотрудников, заболеваемость и производственный травматизм, отношения с коллегами, психологическое состояние сотрудников и много другое.
В практике применяются разные методы сбора социальной информации, в зависимости от ситуации, но в целом дающие возможность обеспечить ее полноту, достоверность, объективность и своевременность. К самым распространенным относятся интервью, анкетирование, анализ документов, создание структурных карт, наблюдение, социальный эксперимент.