Финансово правовое регулирование государственного имущественного и личного страхования в РФ
Сущность страхования как звена финансовой системы заключается в его относительной самостоятельности и одновременно в невозможности функционирования без взаимодействия с другими финансово-правовыми институтами. В частности аккумулирование страховых фондов происходит посредством движения денежных средств от финансов предприятий или бюджетной системы. Распределение же страховых выплат означает обратное движение денежных средств из бюджетной системы или специальных страховых фондов. Страхование тесно связано и имеет общие черты с кредитом, поскольку также временно мобилизует часть денежных средств физических или юридических лиц. Неотъемлемым элементов финансовой системы страхования является только для государственного уровня федерального или субъектов РФ. На муниципальном уровне обязательного страхования нет.
Страхование – это один из видов публичной финансовой деятельности обусловленный необходимостью вмешательства государства в процесс перераспределения потерь, падающих на отдельные категории физических, юридических лиц или на само государство. Посредством страхования риски отдельных лиц ложатся на группу лиц, действующих в этой же сфере производства и подверженных подобным опасностям. Иными словами страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий или страховых случаев за счёт денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов. Какие-либо непредвиденные ситуации, выступающие объектом страхования, имеют вероятностный характер, т.е. наступают далеко не всегда и затрагивают не всех участников страховых отношений, поэтому особенность страхования заключается в несомненной финансовой выгоде, получаемой от создания на солидарной основе общего фонда предназначенного для покрытия непредвиденных потерь и расходов.
Страхование – это разноплановая категория, которую можно рассматривать в экономическом, материальном и юридическом аспектах. Как экономическая категория страхование представляет собой отношение по формированию целевых денежных фондов за счёт страховых взносов и их использование на возмещение непредвиденного ущерба. В материальном аспекте страхование выражается в наличии денежных фондов, образованных за счёт страховых взносов и предназначенных для финансирования непредвиденных или неблагоприятных явлений различного рода.
Страхование как юридическая категория – это урегулированные нормами права отношения по защите имущественных и связанных с ними не имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев.
Юридические признаки страхования:
1)наличие у одного из участников страховых отношений имущественного или не имущественного интереса, который необходимо охранять.
2)нарушение охраняемого интереса должно иметь случайный, непредвиденный характер.
3)защита охраняемого интереса осуществляется на платной основе.
4)при наступлении страхового случая выплачивается денежная сумма.
5)формирование специального денежного фонда, за счёт которого производится денежная выплата.
Основные черты страхования:
1)вероятностный характер.
2)возвратность средств.
3)строго очередной характер перераспределительных отношений.
4)целевое использование создаваемого фонда.
В предмет финансового права входят те отношения по страхованию, в которых государство выступает в качестве участника. Участие государства в определённых страховых отношениях необходимо в силу реализации им социальных функций, поэтому как следствие возникает необходимость пенсионного и медицинского страхования, страхование военнослужащих, работников правоохранительных органов и некоторых других специальностей.
В современном обществе страхование является необходимым условием государственной финансовой деятельности.
Во-первых, повышение уровня развития производства влияет на степень безопасности общества и обуславливает рост всевозможных рисков: пожаров, финансовых потерь, техногенных катастроф, природных катаклизмов, негативных социальных обстоятельств и т.д.
Во-вторых, страхование служит стабильным источником долговременных накоплений государства. Привлекая денежные средства физических и юридических лиц, в качестве страховых взносов государство не полностью расходует фонды страховых резервов, поскольку не всегда наступают юридические факты, влекущих необходимость выплаты страховки.
В-третьих, страхование позволяет рационально осуществлять расходование бюджетных денежных средств. Страховые фонды являются гарантами компенсации государству, его непредвиденных потерь, а с другой стороны гарантируют материальную компенсацию физическим и юридическим лицам в тех сферах деятельности, которые отнесены к общественно-значимым. В обоих случаях фонды страховых резервов принимают на себя обязательство по финансированию непредвиденных потерь или неблагоприятных последствий, освобождая, таким образом, бюджетную систему от бремени дополнительных расходов.
Страховые фонды могут создаваться в трёх формах:
1)самострахование.
2)государственный централизованный страховой фонд.
3)собственно страхование.
Функции страхования:
1)предупредительная функция, которая связана с проведением профилактических мер, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей.
2)восстановительная или защитная функция, которая заключается в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определённой обусловленной договором суммы происходит полное или частичное погашение материальных убытков, понесённых страхователем.
3)сберегательная функция страхования – направлена на сохранение страховых взносов в течение длительного периода времени.
4)контрольная функция страхования – проявляется в том, что страховые платежи поступают в страховые фонды на заранее определённые цели, на которые и должны быть использованы.
Объектами страхования могут быть имущественные и не имущественные субъективные интересы, возможность страхования которых юридически признана.
Формы страхования:
1)добровольная.
2)обязательная – это страхование, осуществляемое в силу закона. Подразделяется на обязательное личное страхование пассажиров. На бесплатное обязательное страхование, которое осуществляется без заключения специального договора страхования.
К обязательному заключению договора страхования законодательство относит:
1)страхование определённых видов деятельности (деятельность частных нотариусов).
2)обязательное заключение договоров страхования в пользу третьих лиц на случай причинения ущерба самим страхователем или же третьими лицами (страхование за счёт средств крови в пользу донора).
3)обязательное страхование некоторых культурных ценностей и другого имущества.
Действующее законодательство устанавливает и обязательное имущественное страхование. Страховым случаем в данном виде страхования является причинение ущерба путём уничтожения и повреждения имущества, которое принадлежало застрахованному лицу или членам его семьи в связи с выполнением им служебной деятельности. Следует заметить, что абсолютно все виды обязательного страхования, в том числе и государственного, проводятся без соглашения сторон на условиях, которые установлены государством. Посредством обязательного страхования производится оказание значительной материальной помощи при довольно-таки небольших по размеру страховых взносов, что возможно из-за широкого круга лиц, которые участвуют в правоотношениях по обязательному страхованию.
Критериально-страховые отношения подразделяются на:
Имущественные, личные и страхование ответственности.
Имущественное страхование в свою очередь подразделяют по роду опасности на следующие виды:
1)страхование от огня.
2)страхование от других стихийных бедствий, таких объектов как строение, оборудование, сооружение, домашнее имущество.
3)страхование на случай падежа или вынужденного забоя животных.
4)страхование средств транспорта.
5)сельхоз культура от засухи.
Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может возлагаться на гражданина по закону, поэтому государство устанавливает обязательную форму страхования в том случае, если защита тех или иных объектов связана с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества и в том случае, когда осуществление определённых видов деятельности (трудовой) или совершение определённых действий содержит элементы реального риска.
Государственное регулирование страхования осуществляется следующими методами:
1)прямое участие государства в страховой деятельности.
2)законодательное обеспечение функционирования национального страхования.
3)государственный надзор за страховой деятельностью.
4)прямое участие государства в страховой деятельности осуществляется посредством определения основ страхования некоммерческих рисков по защите инвестиции, а также в страховании экспортных кредитов.
За счёт средств федерального бюджета финансируются программы обязательного государственного страхования, оказывается поддержка государственным страховым кампаниям, предоставляются дополнительные гарантии при размещении средств страховщиков, привлекаемых в рамках приоритетных видов страхования в форме не рыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом (особый вид поощрения).
Страховой надзор осуществляется министерством финансов РФ во взаимодействии с правоохранительными и налоговыми органами.
Федеральной антимонопольной службой в отношении поддержки предпринимательства и недопущения монополии на рынке страховых услуг.
Профессиональными объединениями страховщиков в частности Всероссийским союзом страховщиков.
В настоящее время функции государственного страхового надзора возложены на департамент страхового надзора Минфина РФ. Основными сферами его деятельности являются:
1)лицензирование страховой деятельности.
2)ведение единого государственного реестра страховщиков, их объединений и страховых брокеров.
3)осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов и обеспечение платёжеспособности страховщиков.
4)определение правил формирования и размещения страховых резервов, показатели и форм учёта и отчётности страховых операций.
5)разработка нормативных документов и методических материалов, регулирующих отношения в сфере страхования.
6)выдача разрешений на участие иностранных инвесторов в российских страховых организациях на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению, акций или долей в уставном капитале российских страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями.
7)обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление предложений по развитию и совершенствованию законодательства о страховании. Страховщики обязаны регулярно предоставлять в департамент страхового надзора различные отчёты по установленным формам, в частности информацию о своём финансовом состоянии.