Франчайзинг в трактовке различных авторов

Автор Определение
Российская Ассоциация Франчайзинга Франчайзинг - способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и
Продолжение табл. 7.8
готовой бизнес-модели за определенную плату – роялти.

Российская Ассоциация Франчайзинга Франчайзинг – это предпринимательская деятельность, согласно которой на договорной основе одна сторона (франчайзер) передает второй (франчайзи) за вознаграждение на определенный срок или без указания такого: право использования торговой марки; знака для услуги; фирменного наименования; услуг; технологического процесса; специализированного оборудования; ноу-хау; коммерческой информации, охраняемой законом; других, предусмотренных договором объектов права интеллектуальной собственности.
Кротин А.   Современный франчайзинг заключается в предоставлении предпринимателю (его именуют франчайзи) права пользования брендом и концепцией бизнеса. Это право предоставляется за определенную плату и ограничено со стороны правообладателя (франчайзера), так как он оставляет за собой полномочия принимать решения по ведению бизнеса и контролю.
Ковалев В.В. Коммерческая концессия, известная в западном законодательстве как франчайзинг, представляет собой договорной институт, введенный ГК РФ. Суть его состоит в предоставлении компанией физическому или юридическому лицу за вознаграждение на срок или без указания срока права использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих этой компании как правообладателю.
Райзберг Б.А. и др. Франчайзинг – это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной большой фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.  
БЭС (под ред. А.Н.Азрилияна)
Окончание табл. 7.8
Многолетнее соглашение между двумя фирмами, предполагающее передачу одной фирмой другой своего права на использование в пределах оговоренного рынка оговоренного рынка определенного товарного знака, технологии, ноу-хау.



Кац Р.Б. Франчайзинг - это схема функционирования бизнеса, в которой одна организация (франчайзер, франшизодатель) передает физическому лицу или другой организации (франчайзи, франшизополучатель) право на продажу товаров и услуг первой организации. Франчайзи подписывает договор, согласно которому ему нужно продавать эти товары и/или услуги по заранее строго установленным правилам - цене, условиям, которые устанавливает головная организация.

Таблица 7.9

Виды франчайзинга

Признак классификации Вид франчайзинга
В соответствии с видом деятельности Франшиза на продажу готовой продукции. Этот вид франшизы носит название товарного франчайзинга. По этой схеме франшизодатель как изготовитель продукции передает право продажи своей продукции, а франшизополучатель (владелец франшизы) получает это право, ограниченное конкретной территорией, путем покупки франшизы на продажу готового товара под торговой маркой головной компании. Франшиза на определенный вид деятельности. В этом случае головная компания как обладатель отработанной успешной модели франшизного бизнеса передает право, а франшизополучатель берет это право, ограниченное конкретной территорией, открыть собственное предприятие в той же отрасли и берет на себя обязательства полностью скопировать формат франшизного бизнеса по определенной модели путем покупки франшизы по определенной модели путем покупки франшизы на определенный вид деятельности в сфере услуг под товарным знаком франшизодателя. Франшиза на производство. Соответственно, этот вид называется производственный франчайзинг. Франшизодатель, как обладатель некой технологии производства, передает право, а франшизополучатель
Продолжение табл. 7.9
(владелец франшизы) получает это право путем покупки франшизы на производство и сбыт продукции под товарным знаком головной компании с использованием поставляемых фирменных компонентов сырья, материалов и технологий.

По количеству франшиз   Франчайзинг отдельно взятого предприятия обычно связан с имиджем индивидуального владельца франшизы или чаще семейной пары, совмещающих функции управляющих менеджеров и работников, для которых их отдельно взятое франшизное предприятие является основной формой занятости и единственным источником дохода семьи. Для корпоративного франчайзинга характерен приход владельцев франшиз нового типа: компаний, инвестиционных групп или отдельных лиц (инвесторов), не только готовых вкладывать деньги в отдельно взятое франшизное предприятие, но и заинтересованных создавать региональную франшизную сеть с использованием наемного и аутсорсингового персонала. Этот вид франчайзинга, в свою очередь, имеет два направления развития: - развитие франшизной сети ограничено определенным видом деятельности, в большинстве случаев при непосредственном участии владельца франшизы в качестве генерального директора; - деятельность франшизополучателя охватывает несколько сфер франшизного бизнеса, часто включая в франшизную систему одновременно франшизные предприятия делового и товарного франчайзинга либо делового и производственного франчайзинга: рестораны быстрого питания, продажу автомобилей и т.д.
Классификация по стратегии развития франчайзинговой системы   Классический франчайзинг на условиях опциона - это такой способ ведения франчайзингового бизнеса, при котором франшизополучатель заключает договор на приобретение франшизы на условиях опциона и, кроме создания одной франшизной фирмы, ограниченной конкретной территорией, также имеет преимущественное право на открытие нескольких новых франшизных точек, причем на льготных условиях под торговой маркой головной компании - франшизодателя. Дальнейшая деятельность франшизополучателя по расширению франшизного бизнеса во многом определяется условиями заключенного франшизного договора с франшизодателем, где оговаривается территория освоения конкретного региона, количество допустимых франшиз и график их открытия.
Продолжение табл. 7.9
При конверсионном франчайзинге к франшизной системе "под зонтичный бренд франшизодателя" присоединяется действующая самостоятельно компания (естественно, в сходной или смежной отрасли), владелец бизнеса которого заключает с компанией-франшизодателем договор о предоставлении франшизы. Конверсионные франшизополучатели знают, как управлять торговыми точками в своих отраслях бизнеса, потому что до перехода во франшизную сеть они занимались этим в течение многих лет.

  Дочерний франчайзинг - это еще одна из форм создания франшизных предприятий, при которой также имеет место конверсия, но только в качестве франшизополучателя выступает опытный предприниматель с уже организованным бизнесом. Франчайзинговый контракт на менеджмент. Заключая его, франшизополучатель является владельцем бизнеса только формально, на самом деле он больше инвестор, чем владелец. Вкладывает деньги и полностью полагается на менеджмент головной компании.
Классификация по функциональной структуре   При индивидуальном франшизополучатель получает право, ограниченное конкретной территорией, на создание только одного франшизного предприятия под торговой маркой головной компании. При местном (районном) франчайзинге франшизополучатель получает право на освоение определенного региона, области, то есть создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия. Особенно это становится актуальным, когда франшизополучатель решил осваивать зарубежные регионы. Зачастую трудно справиться со всеми возникающими проблемами на новой территории, со своими особенностями, своей культурой, своим законодательством.
Классификация по роли и функциям франшизодателя   В системе "производитель - розничный торговец" "производитель" выступает в роли франшизодателя, а "розничный торговец" - в роли франшизополучателя.
Окончание табл. 7.9
В системе типа "производитель - оптовый торговец" "производитель" выступает в роли франшизодателя, а "оптовый торговец" - в роли франшизополучателя.

В системе типа "оптовый торговец - розничный торговец" "оптовый торговец" - франшизодатель, "розничный торговец" - франшизополучатель.

В системе типа "поставщик услуги - розничный торговец" "поставщик услуги" выступает в роли франшизодателя, "розничный торговец" - в роли франшизополучателя.

Классификация по стоимости франшизы   Небольшие франшизные точки (до 100 тыс. долл.): путешествия; торговля одеждой и спортивным инвентарем; продукты питания; сети кофеен и т.п. Средние франшизные предприятия (100 - 500 тыс. долл.): сети магазинов продуктов питания, сети ресторанов, производство баннеров, наружной рекламы и вывесок. Крупные франшизные предприятия могут стоить сколь угодно много: сети отелей, и сети фитнес-центров и т.п.

Таблица 7.10

Наши рекомендации